Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:29, дипломная работа
Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Заседание
Президиума завершается после выступлений
участвующих лиц принятием
Принятие
постановления Президиумом
Одно из центральных мест в изменениях производства в порядке надзора занимает установление определенных критериев, при наличии которых судебный акт должен быть изменен или отменен.
Пересмотр судебного акта в порядке надзора продолжает оставаться исключительным. Обычная процедура проверки, как правило, завершается апелляцией или кассацией или при необходимых условиях производством по вновь открывшимся обстоятельствам. Участники процесса располагают достаточными правовыми средствами для защиты нарушенного права. Задача Президиума - не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Ее осуществление должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Общие
правила обжалования
Следует подчеркнуть, что надзорный пересмотр определений может быть инициирован только теми лицами, которые могут обращаться с заявлением или представлением в ВАС, и допускается при соблюдении иных требований. В их числе - наличие оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.
Высшим
Арбитражным Судом РФ до настоящего
времени не выработана единая позиция
по вопросу о возможности
3.2. Полномочия
Президиума Высшего
Президиум обладает широкими полномочиями при проверке законности судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.
Президиум
может не согласиться с доводами,
содержащимися в заявлении или
представлении, и с теми мотивами,
которые приведены в
Так, было отказано в удовлетворении заявления ООО «Гига М» № 9303 АС ГК /06. Суд не согласился с доводами, приводимыми «Гига М» и признал, что оспариваемый судебный акт соответствует закону.
Президиум
вправе отменить судебный акт любой
нижестоящей инстанции
Возвращая дело в нижестоящую инстанцию, Президиум вправе дать указание о том, чтобы новое рассмотрение проводилось в ином составе судей.
Президиуму
предоставлено право при
Президиум отменяет судебный акт полностью или частично и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 150 АПК РФ, за исключением отказа от иска, исходя из ограничения, установленного ч. 2 ст. 49 АПК РФ.
Президиум также может отменить или частично изменить судебный акт и соответственно оставить иск без рассмотрения с соблюдением требований гл. 17 АПК РФ.
Прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения в надзорной инстанции может быть только при наличии оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.
Исходя
из того, что Президиум может
При отмене или изменении судебного акта Президиум, принимая такое решение, обязан сослаться на одно или несколько оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.
Возможность приостановления исполнения судебного акта в стадии надзорного производства была в АПК РФ 1995 г. и сохранена в новом АПК РФ. Однако в этот институт внесены существенные изменения. Они находятся в общем ключе новых положений АПК РФ. Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполнения может оказаться невозможным. Новым является правило о встречном обеспечении, являющееся теперь еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.
Судебная
практика выработала порядок, при котором
принималось решение о
Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере оспариваемой суммы. Другие формы встречного обеспечения, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при встречном обеспечении иска, не предусмотрены.
В новом АПК РФ установлено, что ходатайство о приостановлении суд решает коллегиально в судебном заседании. По его результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта. Исходя из общих правил, касающихся содержания определения (ст. 185 АПК РФ), следует сделать вывод о том, что суд может не только удовлетворить ходатайство о приостановлении исполнения, но и отклонить его. Обжалование указанного определения Кодексом не предусмотрено20.
Копия определения направляется в пятидневный срок, как это требует АПК РФ (ч. 2 ст. 186), со дня его вынесения участвующим в деле лицам.
Еще одним новым положением, установленным АПК РФ, является определение судом срока действия приостановления. Таким предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзора, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного производства.
Поскольку
цель приостановления связывается
с невозможностью поворота исполнения
в случае отмены оспариваемого судебного
акта, то с отпадением данного обстоятельства
отменяется приостановление: с принятием
определения об отказе в передаче
дела в Президиум или с отказом
самим Президиумом
В практике применения ст. 298 АПК РФ предстоит ответить на вопрос, может ли состав судей, принявший решение о приостановлении, не отменять его в случае направления дела в кассационную инстанцию, как это предусмотрено ч. 6 ст. 299 АПК РФ.
Приостановление
исполнения отменяет либо состав судей,
который принимал решение, либо Президиум
при отказе в удовлетворении обращения.
Копия определения или
3.3. Вступление
в законную силу Постановления
Президиума Высшего
Постановление Президиума должно иметь реквизиты и отвечать на все вопросы, исходя из предписаний, содержащихся в ст. 306 АПК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" председательствует на заседании Президиума Председатель ВАС или в его отсутствие заместитель Председателя, который подписывает принимаемое Президиумом постановление.
Статья 306 АПК РФ, регламентирующая содержание постановления, принимаемого Президиумом по результатам рассмотрения заявления или представления о пересмотре дела в порядке надзора, является новой. В АПК РФ 1992 и 1995 гг. такой статьи не было. Содержание постановления определялось исходя из общих требований АПК РФ и полномочий, которыми обладал Президиум.
Постановление Президиума должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам. Оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 3 ст. 15 АПК РФ). Во многом постановление Президиума совпадает с постановлением кассационной инстанции.
Постановление Президиума должно отражать: доводы, приведенные в заявлении или представлении, и содержание требования, с которым заявители обращаются в ВАС РФ; если представлен отзыв, то - возражения, приведенные в нем; объяснения, данные участвовавшими в деле лицами в ходе заседания Президиума; основания, содержащиеся в ст. 304 АПК РФ, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из которых состав суда пришел к выводу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора; мотивы, а также выводы и решения, к которым в итоге пришел Президиум, в соответствии с его полномочиями, предусмотренными ст. 305 АПК РФ, - об оставлении без изменения или об отмене судебного акта; в случае направления дела на новое рассмотрение Президиум указывает на то, какие действия должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Правило о направлении в пятидневный срок со дня принятия копии постановления Президиума лицам, участвующим в деле, существовавшее в АПК РФ 1995 г. (ч. 2 ст. 187), сохранено.
Новым
является указание на опубликование
постановления в Вестнике ВАС. Это
положение имеет важное значение
в целях обеспечения единства судебной
практики и свидетельствует о последовательном
осуществлении принципа прозрачности
правосудия.
Заключение
Выход за пределы надзорной жалобы или представления прокурора означает проверку судом надзорной инстанции - независимо от содержания надзорной жалобы или представления прокурора - законности только того судебного постановления, на которое они поданы. Исходя из этого, суд надзорной инстанции не вправе со ссылкой на интересы законности пересмотреть судебное постановление, которое не обжалуется (например, он не может по своей инициативе отменить решение суда первой инстанции, посчитав его незаконным, если обжалуется только кассационное определение).