Законность в государственно-служебных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 21:20, реферат

Описание

Реальная проблема заключается в том, чтобы научиться, в одном направлении, «делать» актуальные и перспективные законы, а в другом — последовательно и настойчиво претворять законы в жизнь. Причем второе напрямую связано с первым и определяет его, ибо откуда можно почерпнуть достоверное знание о качестве законов, как не из практики их реализации! Игнорирование законов не дает никаких оснований для их оценки.
В своем реферате я попытаюсь разобраться в вопросах государственной службы и соблюдения законности.

Содержание

1.Введение 3
2.Основная часть
2.1Понятие законности. 5
2.2Государственно-служебные отношения 7
2.2.1Поступление на государственную службу 8
2.2.2Аттестация государственных служащих 9
2.2.3 Прекращение государственно-служебных отношений 9
2.3 Обеспечение законности 10
2.4Законность, целесообразность и провопорядок.14
2.5Дисциплина18
2.6Ответственность в государственном управлении 22
3.Заключение 30
4. Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

=+Реферат Государственная служба в современной России.docx

— 83.47 Кб (Скачать документ)

Государственная дисциплина основывается на объективном выражении  требований и предписаний государственных  органов в пределах их полномочий. Она требует соблюдения законности, договорных обязательств, несовместима с ведомственным или местническим подходом к решению общегосударственных  задач. Исходя из целей служения интересам  человека и общества, государство  посредством установления государственной  дисциплины стремится к достижению общественной стабильности, созданию необходимых условий для нормального  развития и жизнедеятельности во всех сферах: социальной, правовой, экономической, культурной. В демократических государствах государственная дисциплина строится на демократических принципах организации управления, которые учитывают соблюдение баланса интересов человека и государства, неразрывно увязывается с укреплением дисциплины труда, с требованиями норм морали и нравственности.

Государственная дисциплина может состоять из различных видов  дисциплины: плановой, финансовой, договорной, технологической, служебной и др

О Дисциплине в государственном  управлении, как и о дисциплине вообще — во всех направлениях поведения, деятельности и общения человека, говорится и пишется почти непрерывно, но само это явление осмыслено явно недостаточно. Ведь реальность весьма далека от того, что проповедуется или иллюзорно представляется.

Дисциплина есть форма общественной связи, свидетельствующая  о признании и соблюдении человеком  согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определенных (порученных ему) дел. Она тесно связана с законностью и в известном смысле может рассматриваться как одно из средств ее обеспечения. В то же время дисциплина имеет самостоятельный смысл, набор элементов и их структур, место и результаты применения. С законностью она образует общее сегментное «поле», за пределами которого каждая выполняет свои функции. Это следует учитывать при анализе и раскрытии данных явлений.

Существует два  мнения о дисциплине в государственном  управлении: одно характеризует ее в институциональном аспекте  как совокупность норм, правил, процедур, требований, которые выработаны и  утверждены в управляющей системе  и подлежат исполнению каждым, кто  в ней действует или с ней  соприкасается; другое раскрывает дисциплину через фактическое поведение  людей в управленческих процессах. Несмотря на их взаимозависимость, целесообразным видится все же понимание дисциплины в государственном управлении в качестве фактического поведения персонала государственного аппарата, которое отражается в управленческих решениях и действиях, а также в управленческом (служебном) общении. Это не только соблюдение временного и юридического порядка исполнения государственной должности и обязанностей по рабочему месту, что может порой приобретать формальный характер, но и, главным образом, обеспечение «живого», плодотворного сотрудничества между государством и обществом, между государственными органами и органами местного самоуправления, между ними и конкретными общественными структурами и гражданами, решающими свои проблемы. Короче говоря, имеется в виду налаживание и использование в целях общественного развития многочисленных контактов и отношений, которые объективно создаются управленческой деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления.

Дисциплина формирует  основные параметры государственного управления: системность, поскольку организует взаимодействие множества единиц; рациональность, ибо повышает продуктивность управленческих усилий и ресурсов; эффективность, так как гармонизирует управляющие воздействия и усиливает их влияние на людей. Из единичных проявлений дисциплины (вовремя пришел на службу, подготовил и отправил документ, подсказал и помог сослуживцу, объективно оценил информацию и т.д.) складывается совокупный результат активности каждого государственного органа или органа местного самоуправления, а из него уровень государственного управления общественными процессами. Необходимо осознанное и творческое выполнение требований дисциплины в государственном управлении.

Дисциплина имеет исполнительское содержание, выражающееся в том, что служащие государственного органа (органа местного самоуправления) подчиняются соответствующему руководителю, выполняют управленческие решения, ответственно относятся к своим должностным функциям и полномочиям. Исполнение зависит как от самого лица, его установки, совести, так и от следующих «внешних» условий: характера регламентирования, качества нормирования и инструктирования управленческой деятельности, полноты управленческой информации, технического оборудования и обслуживания служебных мест, оптимальности организационной структуры, уровня общей и профессиональной подготовки кадров, продуманности морального и материального стимулирования государственной службы, морально-психологического микроклимата в управленческих коллективах. Поэтому в развитии отношений дисциплины в государственном управлении важно сочетание источников и факторов формирования личности государственного служащего и системы «должных» требований, которые бы постоянно отслеживали и корректировали его реальное (фактическое) поведение.

Следует запомнить  несколько правил, логически вытекающих из отношений дисциплины в государственном управлении:

1. Нормы и процедуры,  обычаи и традиции, нравственные  требования и даже нормы этикета,  принятые в государственном управлении, не могут иметь исключений для кого бы то ни было в иерархии должностных лиц и служащих государственного аппарата. Ничто так не разрушает отношения дисциплины, как фарисейство, двузначность, избранность.

2. Поведение каждого  вышестоящего должностного лица  с точки зрения   дисциплины  должно быть лучше, отличаться  чертами, достойными 

 подражания.

3. Требуется постоянное развитие, закрепление и поощрение психологических ориентации человека на дисциплинированное поведение в управленческих процессах; безразличие здесь способно свести на нет даже сформировавшиеся установки.

Дисциплину в  государственном управлении подразделяют по критериям направленности и содержания на: плановую, договорную, финансовую (с дальнейшим членением), служебную, штатную, учетно-статистическую, трудовую, учебную и т.д. Речь идет о фактическом поведении в определенных видах управленческой деятельности.

Государственное управление, в каком бы формационном обществе оно ни осуществлялось, не может  быть вне планомерности и поддерживающий его плановой дисциплины. Даже свободолюбивый американский философ, социолог, психолог и психоаналитик Э. Фромм вынужден был в последнем своем произведении признать, что «необходимо сочетать всеобщее планирование, с одной стороны, с высокой степенью децентрализации — с другой, и отказаться от «экономики свободного рынка», которая уже стала в значительной мере фикцией». Разумеется, никто не ставит вопрос о возврате к «социалистическому» планированию, которое само во многом было иллюзорным и фальшивым. Речь идет о нормальном процессе постановки обоснованных целей и осуществлении согласованных действий по их достижению. Государство взаимодействует с обществом в рамках исторического времени, и оно просто не имеет права что-либо предпринимать без надежного прогнозирования, программирования и планирования. А это означает, что необходимо соблюдение установленного порядка составления и доведения до исполнителей планов и отдельных плановых заданий, ресурсного (в том числе и властного) обеспечения устойчивости и выполнимости плановых показателей, задании и нормативов, согласование сроков и порядка деятельности между различными управляющими компонентами и управляемыми объектами. Достижение должного уровня дисциплины предполагает тем самым взаимосвязанное и скоординированное решение всех вопросов создания условий, которые ее реально гарантируют. Здесь не может быть самообмана и упования на стихию.

Переход к рынку  и политической демократии, федерализация  государства и становление местного самоуправления объективно ведут к расширению договорных отношений между государственными органами, органами местного самоуправления, предпринимательскими структурами, общественными объединениями. Горизонтальное взаимодействие превращается в активный фактор общественного развития. Значит, договорному обязательству (устному или письменному) следует придать необходимый социальный авторитет, создать вокруг него такую психологическую атмосферу, при которой его невыполнение непременно осуждалось бы властными структурами, обществом, людьми, причем как материально, так и морально. Здесь возникает во многом непривычная ситуация для персонала государственного управления, особенно его руководящего звена. Все привыкли, худо-бедно, пусть и формально, подчиняться приказам и указаниям вышестоящих инстанций. А вот то, что договор полностью равноправных сторон влечет за собой такие же, если не большие (ибо он просчитывался, согласовывался), обязательства по его реализации, воспринимается с трудом. Не отработаны и правовые механизмы обеспечения договоров. Следовательно, договорная дисциплина требует к себе внимания и интенсивной работы по ее укреплению.

В новом, более многогранном и сложном качестве предстает  в современных условиях финансовая дисциплина. Она связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, налогами, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества. Финансовая система, образно говоря, — это кровеносная система живого организма. Если она разлажена, плохо или ненадежно функционирует, если в ней нет динамики и чистоты кругооборота, то ни государство, ни общество развиваться не могут. Финансовая дисциплина занимает основополагающее значение в государственном управлении, ибо благодаря ее существованию и практическому действию создаются материальные элементы соответствующих управляющих воздействий; через финансы и по финансам прежде всего определяются рациональность и эффективность государственного управления; они фиксируют и измеряют социальную пользу. Но дела с финансовой дисциплиной обстоят весьма непривлекательно, отчего государство и общество несут огромные потери. Большое значение в государственном управлении принадлежит и другим видам дисциплины, о которых скажем кратко по причине ограниченности объема текста для раскрытия темы.

Служебная дисциплина есть добросовестное и ответственное исполнение обязанностей и прав по государственной службе, функций и полномочий по занимаемой государственной должности. Понятно, что в сложном, многозвенном, иерархически организованном аппарате государственного управления только поведение в соответствии с «должным» — юридически установленным и нравственно поддержанным — в состоянии сохранять рациональность и эффективность его функционирования.

Штатная дисциплина, касающаяся в основном руководителей государственных органов и органов местного самоуправления, заключается в следовании определенным типовым моделям организации соответствующих органов. В принципе, руководитель обладает известной свободой в построении структуры своего аппарата, но есть апробированные рекомендации, советы, предложения, опыт, игнорировать которые вряд ли целесообразно. Кроме того, надо учитывать, что неустойчивость в штатном расписании (перестановки) создает психологические напряжения.

Учетно-статистическая дисциплина обусловливает использование для характеристики тех или иных явлений унифицированных показателей, корректное и типовое ведение многочисленных документов. Надо понимать, что качество статистики зависит, прежде всего, от первичных, исходных показателей и документов. И если в них царит разнобой и несовпадение, то нет и обобщения, а статистика перестает обладать информативным характером. Поскольку в государственном аппарате существуют отношения трудового найма, имеется немало рабочих мест, часто действуют правила внутреннего трудового распорядка, постольку в нем сохраняет свою роль трудовая дисциплина, означающая поведение в соответствии с условиями трудового договора и трудового законодательства.

Учебная дисциплина предполагает соблюдение организационных и методических правил при обучении персонала государственного управления.

Ответственность в  государственном управлении

Укрепление государственной  дисциплины и в целом обеспечение  законности в управлении во многом обусловлены качеством решения  проблемы утверждения в нашем  обществе отношений свободы и  ответственности.

Ответственность социальная - объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований. В широком смысле социальную ответственность, связанную с активной, инициативной, сознательной правомерной деятельностью субъекта социальных отношений, можно понимать как осознание им своего поведения, его последствий, социальной значимости. Ответственность является условием подлинной свободы. Свободный человек в целях достижения своей свободы должен постоянно сообразовывать свое поведение с общественными требованиями, т.е. действовать ответственно. Свобода, таким образом, становится осознанной и ответственной деятельностью, основанной на подсознательной необходимости и свободном выборе. Неограниченная свобода, свобода без ответственности, превращается в свою противоположность - в произвол безответственности. Социальную ответственность, понимаемую как общесоциальное явление, необходимо рассматривать с разных точек зрения, включающих экономические, нравственные, культурные, психологические, юридические и другие аспекты. Поэтому в структуре социальной ответственности можно выделить несколько видов: материальную, моральную, нравственную, политическую, юридическую. В зависимости от субъекта ответственных действий выделяется индивидуальная, групповая, коллективная ответственность.

У индивида ответственность  формируется как результат тех  внешних требований, которые к  нему предъявляет общество, группа, определенный коллектив. Воспринятые  индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которая становится ее свойством.

Социальная ответственность  за последствия своих действий особенно возрастает на современном этапе  развития общества, когда мир вступил  в эпоху глобализации и высоких  технологий, когда в значительной мере возрастают масштабы и сложность  решаемых проблем, а последствия  безответственных действий могут приобретать  характер планетарных катастроф.

Информация о работе Законность в государственно-служебных отношениях