Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 21:20, реферат
Реальная проблема заключается в том, чтобы научиться, в одном направлении, «делать» актуальные и перспективные законы, а в другом — последовательно и настойчиво претворять законы в жизнь. Причем второе напрямую связано с первым и определяет его, ибо откуда можно почерпнуть достоверное знание о качестве законов, как не из практики их реализации! Игнорирование законов не дает никаких оснований для их оценки.
В своем реферате я попытаюсь разобраться в вопросах государственной службы и соблюдения законности.
1.Введение 3
2.Основная часть
2.1Понятие законности. 5
2.2Государственно-служебные отношения 7
2.2.1Поступление на государственную службу 8
2.2.2Аттестация государственных служащих 9
2.2.3 Прекращение государственно-служебных отношений 9
2.3 Обеспечение законности 10
2.4Законность, целесообразность и провопорядок.14
2.5Дисциплина18
2.6Ответственность в государственном управлении 22
3.Заключение 30
4. Список литературы 34
Ответственность в государственном управлении приобретает особый характер, поскольку многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы миллионов людей. А там, где есть власть, предполагающая свободу долженствования (действовать "по усмотрению"), там должна быть и большая ответственность.
Ответственность - объективное явление, проявляется в конкретных действиях и может быть оценена, видима (или видимо ее отсутствие). Она предметна: отвечать всегда нужно за что-либо. Содержание ответственности раскрывается в действиях по восстановлению нарушенных необходимых (целесообразных) связей, норм, отношений. В государственном управлении содержание ответственности изменялось на разных этапах жизни общества. Еще недавно говорилось о приоритетной ответственности государственного служащего перед императором, начальством (верноподданичестве), сегодня больше говорим о его ответственности перед обществом, гражданином. Ответственность - исторически конкретна.
Признавая объективные свойства ответственности, необходимо все же сделать акцент на том, что ответственность - свойство личности, и это личностное качество должно найти нормативное признание как профессиональное качество управленца. Здесь стоит особо подчеркнуть, что понятие "нести ответственность" (за исполнение функций субъекта власти и управления) не должно рождать в нашем сознании образ "преступления и наказания", оно характеризует скорее образ поощряемой деятельности. Другими словами, ответственность можно не сводить лишь к карательному аспекту, но понимать ее с более широких позиций - как несущую в себе стимулирующее начало. Действительно, в коллективе, состоящем из ответственных людей, руководитель, как правило, в самой критической ситуации не позволит (не сможет) принять решение, вредное и опасное для общества, но несущее сиюминутную (или личную) выгоду.
Другая ситуация возникает в коллективе, где руководитель окружил себя рядовыми служащими, эгоистично поглощенными своими личными делами и не обращающими внимание на все, что выходит за пределы их собственного узкого мирка. Одним из средств здесь видится право, включающее в себя не только регулятивные и охранительные механизмы, но и во все большей степени механизмы, стимулирующие активную ответственность - индивидуальную и групповую. Итак, ответственность - это не только средство, предотвращающее нарушение, восстанавливающее правовые нормы, но и позитивное средство воспитания в человеке внутренних регуляторов поведения, побуждающих его активно действовать в соответствии с объективными требованиями данной ситуации и объективно обусловленными идеалами времени.
Стимулирующая роль "позитивной ответственности" уже давно аргументируется в юридической литературе. Так, в частности, Б.Л. Назаров определил "позитивную" ответственность как "обязанность осуществления предусмотренной нормами права полезной для общества деятельности".
Своеобразие механизма ответственности попытался раскрыть К.С. Вельский, который писал, что персональная ответственность за порученное дело "реализуется посредством процессуальных правил, побуждающих субъекта ответственности пройти ряд стадий, а именно:
1) дать отчет о проделанной работе;
2) выслушать (принять) оценку компетентного органа;
3) понести в случае
отрицательной оценки какие-
Мера ответственности связана с пониманием, установлением социальных последствий допущенного отклонения от законных (целесообразных, необходимых) норм, отношений. Мера часто выражается через понятие "вина" (виновен, т.е. должен отвечать, подлежит ответственности), при этом вина устанавливает сам факт правонарушения, а мера выражает степень вины (уровень ответственности).
Здесь целесообразно отметить, что в нормативных документах для государственных служащих (например, в уставе о службе) ответственность служащего должна быть подкреплена очерчиванием вины хотя бы общими признаками, иначе образуется поле для административного произвола. Применительно к должностным лицам стоит упомянуть о таком признаке ответственности, как ее полнота. Руководитель отвечает как за свои собственные решения, так и за действия подчиненных ему сотрудников (согласно древнеримской юридической формуле "Кто сделал посредством другого, тот сделал как бы сам").
Ответственность имеет несколько видов и уровней.
Политическая ответственность наступает, как правило, за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений. Она чаще всего формируется, наступает, когда у политического руководителя, должностного лица или тех, на кого распространяется его воздействие, наступает осознание его долга, оценка поведения. Политическая ответственность характеризуется с положительной или негативной оценкой, может быть не только настоящего времени, но ретроспективная, историческая, когда оцениваются лица и действия давно минувших дней (суд потомков) и перспективная - когда говорят об ответственности перед будущим поколением.
Каковы мера и механизм политической ответственности? Эти элементы политической культуры в нашем обществе не получили четкого оформления. Например, общество давно осуждает такую "меру" политической ответственности, как перевод на другую должность политического деятеля, допустившего грубый политический просчет, действия, повлекшие социальные, материальные и другие потери общества, однако такая продолжается.
В Конституции РФ предусмотрен в общих чертах механизм политической ответственности высших должностных лиц.
Статья 93 допускает возможность отрешения от должности Президента РФ;
ст. 98 - лишение
неприкосновенности депутатов
ст. 103 регламентирует
механизм ответственности
ст. 109 предусматривает
возможность роспуска
ст. 111, 117 - отставки
Правительства. Очевидно, нужен закон
о механизме,
Нравственная ответственность в государственном управлении заслуживает специального разговора. Она не зафиксирована нормативно, в результате чего может создаться впечатление, что ее нет. Скажем, пообещали одно, на деле вышло другое. Отговорок, якобы объективных причин для оправдания найти можно много. А если и причины вскрыть не хотят, прячутся за афоризмы, типа: "Хотели как лучше, а вышло как всегда". Юмор, конечно, необходим и в управленческой работе, но когда речь идет о судьбах людей, то уместней спросить: а совесть где?
Нравственная ответственность - это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. Очень опасно, когда у власти - люди с двойной моралью, одна - для имиджа, для других, а другая - для себя. И пока это есть, проблематично ждать качественные сдвиги в государственном управлении, законность и правопорядок.
Юридическая ответственность в государственном управлении наступает за нарушения конкретных норм правовых актов применяется в определенных процессуальных формах уполномоченными органами (должностными лицами) государственной власти и местного самоуправления.
Ее признаки:
- с теоретической и нормативной точек зрения наиболее проработана, практически действует;
- распространяется как
на субъекта государственно-
- наступает в случае, если
субъект допустил
- наступает в случае, если
объект управления допустил
Уровень вины, состава правонарушений помогает понять:
совершен проступок или преступление, что влечет различные меры юридической ответственности;
- основана на зависимости меры ответственности от причинно-следственных связей содеянного проступка или преступления. Определяется умышленная вина (обдуманное, осознанное нарушение) или неумышленная (по случайности, небрежности, самонадеянности, легкомыслию, неосторожности), когда нарушитель не предвидел, не задумывался и не хотел наступивших неблагоприятных последствий;
- всегда связана с применением санкций.
Санкция (лат. sanctio - строжайшее постановление, от sancire - постановлять, делать священным)
1) утверждение, одобрение высшей инстанцией какого-либо акта, придающее ему юридическую силу (силу закона);
2) элемент нормы права,
в котором предусмотрены меры
государственного
3) система мер воздействия
на субъекты хозяйственных
4) в современном международном
праве - меры воздействия (
5) одобрение, разрешение, согласие на что-либо.
Существуют следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная.
Дисциплинарная
Административное
Административный проступок в сфере управления связан с исполнением должности, это деяние (или бездействие), которое посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан.
Исходным в определении
административного проступка
Административный проступок имеет степень общественной опасности и предполагает вину и ответственность большую, чем дисциплинарный проступок, но, безусловно, меньшую, чем уголовное преступление, и влечет за собой административное взыскание.
Административное взыскание
- мера юридической ответственности
за совершение административного
Информация о работе Законность в государственно-служебных отношениях