Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Причем нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений, т. е. межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых международным правом, но и вступают в цивилистические отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющееся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права.
Введение
3
I. Понятие и виды иммунитета государства
4
1.1 Юрисдикционный иммунитет государства
6
1.2 Иммунитет собственности государства
9
II. Международно-правовые основы иммунитета государства
14
2.1 Правовая природа и сфера действия иммунитета государства
14
2.2 Отказ от иммунитета
2.3 Основные доктрины иммунитета государства и их содержание
2.4 Законодательное регулирование иммунитета государства
2.5 Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
I. Понятие и виды иммунитета государства |
4 |
1.1 Юрисдикционный иммунитет государства |
6 |
1.2 Иммунитет собственности государства |
9 |
II. Международно-правовые основы иммунитета государства |
14 |
2.1 Правовая природа и
сфера действия иммунитета |
14 |
2.2 Отказ от иммунитета |
|
2.3 Основные доктрины иммунитета государства и их содержание |
|
2.4 Законодательное регулирование иммунитета государства |
|
2.5 Тенденции развития
правового регулирования |
|
Заключение |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Международное сотрудничество
многообразно по формам, сферам осуществления,
реализуется различными видами субъектов,
среди которых выступают и
государства. Причем нередко последние
не только выступают в качестве субъектов
властных отношений, т. е. межгосударственных
отношений публично-правового
Иммунитет государства один
из краеугольных институтов международного
частного права, определяющих правовое
положение государства в
В курсовой работе мне хотелось бы отразить понятие, правовую природу, виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть содержание основных доктрин иммунитета, определить основные современные проблемы данного вопроса.
I. Понятие и виды иммунитета государства
Термин «иммунитет» происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).
Само понятие «иммунитет государства» сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.
Наиболее емко и сжато характеристика правового содержания иммунитета выражена в известных еще со времен римского права юридических максимах: «par in parem non habet imperium» («равный над равными власти не имеет»), «par in parem non habet jurisdictionen» («равный над равным не имеет юрисдикции»).
Государство может выступать
во внешней сфере в различных
категориях отношений. Во-первых, его
партнерами могут быть другие государства
или международные организации.
Они могут заключать
Специальный комитет Конференции
в Сан-Франциско, созданный для
разработки проекта ст.2 Устава ООН,
дал такое толкование суверенитета,
имеющее фундаментальное
В международной практике применяются более узкое понятие «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет государства и его собственности», поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна – суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права.
Под государством в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается «государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств», учреждения государств «либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства».
Признание иммунитета государства
не означает, что вообще нельзя рассматривать
спор по сделке, заключенной с государством,
или же что нельзя вообще предъявить
иск о возмещении вреда к иностранному
государству. Речь идет о том, что
иск к государству теоретически
надо предъявлять в судах этого
государства. На практике иски по сделкам
обычно рассматриваются в
В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения. Понятие юрисдикционных иммунитетов является общим для этих трех видов.
Судебный иммунитет
Каждое государство имеет право искать в суде, т. е. само предъявить требование в суде иностранного государства к физическому или юридическому лицу. Однако заявление иска к государству в иностранном суде, как правило, невозможно, если только само государство не согласилось на подчинение юрисдикции соответствующего государства. Такое согласие может быть выражено индивидуальным актом, т.е. выдано специально применимо к данному случаю.
Правило о непредъявлении иска в суде к иностранному государству распространяется на все категории исков, будь то иски, заявляемы непосредственно государству – in personam (т.н. прямые иски), или косвенные иски – in rem, когда требование связано, например, с имуществом, принадлежащим государству. Типичным примером в этом плане являются требования по поводу государственных морских или воздушных судов.
Иммунитет от предварительного
обеспечения иска. Согласно иммунитету
суд, рассматривающий частноправовой
спор с участием иностранного государства,
не вправе применять любые меры по
предварительному обеспечению иска,
так как такие меры носят принудительный
характер. Часто меры по обеспечению
иска рассматриваются и принимаются
судом еще до возбуждения и
слушания дела с участием государства.
В любом случае, если такие меры
касаются государства и его
Иммунитет от принудительного исполнения решений иностранного суда. В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства.
Однако в ходе многолетней
практики выработались определенные исключения
из этого правила, которые позволяют,
в случае отказа иностранного государства
от исполнения судебного решения, применять
принудительные меры в отношении
собственности последнего. Даже, если
государство добровольно
Иммунитет от действия законодательства иностранного государства. Этот вид иммунитета обеспечивается такими составными частями суверенитета, как независимость и равенство государств. Действительно, если государство независимо и обладает верховенством, то невозможно без его согласия подчинить его действия иностранному закону, кроме собственного. Действия государства определяются его внутренним правопорядком и нормами международного права, но никак не законами другого государства. Отсюда следует, что в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется только собственному законодательству, если оно не согласилось на иное. Вследствие этого при заключении государством частноправовой сделки с иностранным физическим или юридическим лицом в случае, если стороны не определили применимое к их отношениям право (т. е. отсутствовала явно выраженная воля государства), договор будет регулироваться нормами данного государства.
Государство может согласиться на применение к соответствующему гражданско-правовому договору с его участием иного правопорядка, нежели его собственный, однако такое согласие должно быть явно выраженным. При этом подразумевается, что автономия воли сторон в таких ситуациях должна трактоваться неограниченно. Гражданско-правовое обязательство суверена не может подпадать под действие иностранного закона, если государство не согласилось на выбор такого иностранного правопорядка. С согласия государства в сделке (договоре) могут быть сформулированы изъятия из принципа иммунитета от подчинения иностранному законодательству. В то же время подобные исключения из общего правила не могут трактоваться расширительно, а должны реализовываться в строгом соответствии с оговорками, сделанными непосредственно в самом соглашении.
1.2 Иммунитет собственности государства
Иммунитет собственности
государства означает правовой режим
неприкосновенности собственности, находящейся
на территории иностранного государства.
Юридическим содержанием
Однако если собственность государства используется в коммерческих целях, то на нее не распространяются положения об иммунитете собственности государства, что предусматривается и в разработанном Комиссией международного права проекте статей о юрисдикционных иммунитетах государства и их собственности, и в законах об иммунитетах иностранного государства, действующих в ряде других государств.
В Великобритании, Канаде, США, Австралии, Сингапуре иностранному государству не предоставляется иммунитет от исполнительных действий в отношении собственности, которая используется в торговых целях.