Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Причем нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений, т. е. межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых международным правом, но и вступают в цивилистические отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющееся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права.
Введение
3
I. Понятие и виды иммунитета государства
4
1.1 Юрисдикционный иммунитет государства
6
1.2 Иммунитет собственности государства
9
II. Международно-правовые основы иммунитета государства
14
2.1 Правовая природа и сфера действия иммунитета государства
14
2.2 Отказ от иммунитета
2.3 Основные доктрины иммунитета государства и их содержание
2.4 Законодательное регулирование иммунитета государства
2.5 Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства
Заключение
Таким образом, хотя в ГПК РФ и содержится отсылка к возможности иного решения вопроса (путем отсылки к федеральному закону), в целом ГПК РФ продолжает стоять на позициях абсолютного иммунитета. Иной подход проявлен в АПК РФ. В п. 1 ст. 251 "Судебный иммунитет" говорится, что обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде "иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти". Из этого неизбежно должен следовать вывод о том, что если государство выступает не в качестве носителя власти, иными словами, осуществляет предпринимательскую, коммерческую деятельность, то тогда оно иммунитетом пользоваться не будет. Как отмечалось в комментариях к АПК РФ, ст. 251 содержит ограничительную формулировку в отношении судебного иммунитета иностранного государства. Иммунитет предоставляется лишь при выполнении публичных функций носителя государственной власти.
2.4 Законодательное регулирование иммунитета государства
О предпочтении, которое
все более отдается законодательствами
зарубежных стран принципам ограниченного
иммунитета, свидетельствуют международные
договоры и соглашения, к числу
которых относится Европейская
Конвенция об иммунитете государств
от 16 мая 1972г., вступившая в силу с 11
июня 1976г. В Конвенции провозглашается
принцип иммунитета иностранного государства
(ст. 15) и закрепляются исключения, при
которых иностранное
Конвенция не распространяется
на разбирательства относительно социального
обеспечения, возмещение ядерного ущерба
или вреда, таможенных обязательств,
налоговых или уголовных
Согласно Конвенции
Если государство не исполняет
судебное решение, сторона, добивающаяся
его исполнения, вправе обратиться
в суд государства, против которого
было вынесено решение. Этот суд должен
определить, подлежит ли исполнению вынесенное
против этого государства решение.
При ратификации, утверждении или
присоединении к Европейской
Конвенции государство –
Никакие принудительные меры
не применяются в отношении
Комиссия международного права подготовила проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, основанный на принципе ограниченного иммунитета государства. Этот проект был одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи (49/91 от 9 декабря 1994г.).
Содержание иммунитета государства, его органов и их должностных лиц раскрывается в Венских конвенциях: о дипломатических сношениях 1961г., о консульских сношениях 1963г., о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975г. Конвенции 1961г. и 1963г. дополняет Конвенция о специальных миссиях 1969г.
Генеральная Ассамблея ООН
в феврале 1946г. приняла Конвенцию
о привилегиях и иммунитетах
ООН, а позднее, в ноябре 1947г. –
Конвенцию о привилегиях и
иммунитетах специализированных учреждений.
Особенности наделения
На территории Российской
Федерации пребывают
Соглашение между
Соглашение между
Соглашение между
Соглашение о международно-
Соглашение между
Соглашение между
Соглашение между
В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему.
Особые стороны
В 1926 году в Брюсселе была
подписана Конвенция об унификации
некоторых правил, относящихся к
иммунитету государственных судов.
Основное положение Конвенции гласит:
«Суда вместе с их грузом, состоящие
в собственности правительства
или арендованные правительством и
служащие для торговых целей, подчиняются
в мирное время общему морскому праву
и не должны пользоваться иммунитетом».
Конвенцию подписали и
В тех случаях, когда иностранные
органы власти пытались наложить арест
на советские государственные
Новый «поход» против иммунитета
выразился в том, что на Женевской
конференции 1958 года по морскому праву
(конференция происходила в
Иммунитет российских государственных судов морских судов опирается не только на международное, но и на внутренне право. Статья 20 Кодекса Торгового Мореплавания (КТМ) предусматривает, что на суда, находящиеся в собственности государства, не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Правительства РФ. Эта норма закона должна уважаться и за рубежом, так как правовое положение морского судна определяется законом государства, под флагом которого оно плавает.
Россия унаследовала от СССР
принцип абсолютного
В Гражданском кодексе (часть
первая) вопросам участия Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, посвящена
глава 5 (ст. 124-127). В ст. 124 Кодекса
прямо установлено, что Российская
Федерация, ее субъекты и муниципальные
образования являются субъектами гражданского
права и выступают в
Что касается самой Российской
Федерации, то согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ
от ее имени соответствующие органы
государственной власти в рамках
своей компетенции могут
Россия как субъект гражданского права согласно ст. 126 ГК РФ отвечает по своим обязательствам своим собственным имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом.
На принципах абсолютного государственного иммунитета базируются процессуальные вопросы. Так, в ст. 435 ГПК РСФСР установлено, что предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся на территории России, могут быть допущены только с согласия соответствующего иностранного государства.
Без согласия компетентных органов иностранного государства иск не может быть принят российским судом; не может быть наложен в качестве обеспечительной меры на имущество; не может быть приведено в исполнение решение, вынесенное против иностранного государства.
На норме ст. 435 ГПК РСФСР базируется ныне действующее «Положение о торговых представительствах СССР за границей» от 3 августа 1989г. Согласно этому Положению (ст. 5) торговое представительство может выступать в иностранных судах в качестве ответчика лишь по спорам, которые вытекают из сделок и иных юридических актов, которые торговые представительства совершили в странах пребывания, при условии, что Российская Федерация выразила согласие на подчинение юрисдикции иностранного суда.
В АПК РФ позиции в решении
вопроса юрисдикционного
Так, согласно ст. 213 АПК РФ
предъявление в арбитражном суде
иска иностранному государству, привлечение
его в качестве третьего лица к
участию в деле, наложение ареста
на имущество, принадлежащее иностранному
государству и находящееся на
территории России, принятие к нему
иных мер по обеспечению иска, обращение
взыскания на это имущество в
порядке принудительного
Разрешение международных споров с участием Российского государства и иностранного инвестора предусмотрено в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции».