Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
Международное сотрудничество многообразно по формам, сферам осуществления, реализуется различными видами субъектов, среди которых выступают и государства. Причем нередко последние не только выступают в качестве субъектов властных отношений, т. е. межгосударственных отношений публично-правового характера, регулируемых международным правом, но и вступают в цивилистические отношения имущественного либо неимущественного порядка, являющееся международными частноправовыми отношениями и подпадающими под действие международного частного права.
Введение
3
I. Понятие и виды иммунитета государства
4
1.1 Юрисдикционный иммунитет государства
6
1.2 Иммунитет собственности государства
9
II. Международно-правовые основы иммунитета государства
14
2.1 Правовая природа и сфера действия иммунитета государства
14
2.2 Отказ от иммунитета
2.3 Основные доктрины иммунитета государства и их содержание
2.4 Законодательное регулирование иммунитета государства
2.5 Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства
Заключение
В ст. 22 Закона установлено: «Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашения, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах)».
В ст. 23 Федерального Закона
«О соглашениях о разделе
Из текста статьи 23 прямо следует, что отказ России от иммунитета может быть, а может и не быть предусмотрен в соглашении. Здесь усматривается противоречие между ст. 23 и ст. 22. ведь в статье 22 уже заложен отказ от иммунитета, иначе ни один иностранный инвестор не пойдет на заключение соглашения с Россией.
Отказ государства от иммунитета может быть выражен не только в гражданско-правовом соглашении, но и в международном договоре. Такими договорами являются договоры и соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций. В них содержится порядок разрешения инвестиционных споров, которые могут возникнуть как между договаривающимися сторонами (государствами), так и между иностранным инвестором и принимающим государством. Этот порядок означает прямо выраженный отказ от иммунитета и согласие как российского, так и иностранного государства на юрисдикцию иностранного суда и арбитража.
Позиция Российской Федерации о подчинении в силу международных договоров инвестиционных споров третейским судам позволила ей присоединиться к Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 года, в которой участвуют более 70 стран, в том числе Франция, ФРГ, Италия, Великобритания, США и др. Однако акт о присоединении к Конвенции пока нашим законодателем не одобрен, хотя Россия эту Конвенцию подписала.
В настоящее время в Российской Федерации намечена тенденция перехода от теории абсолютного к теории ограниченного иммунитета.
2.5 Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства
Широкое распространение
концепции ограниченного
В этой связи под эгидой Центра частного права был разработан проект российского закона «О юрисдикционного иммунитете иностранного государства и его собственности» в 1998 году. [13] Переработанный вариант этого документа под названием Проект ФЗ «Об иммунитете государства» был подготовлен в 2000г. в рамках проекта Центра торговой политики и права.
При подготовке Проекта были учтены законодательные акты по вопросам иммунитета иностранного государства таких стран, как Австралия, Великобритания, Канада, Пакистан, Сингапур, США, ЮАР, а также судебная практика Австрии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии и др. Принимались во внимание и результаты кодификационных работ, предпринятых в рамках международных органов и организаций, таких, как Комиссия международного права ООН, Организация Американских Государств, Ассоциация международного права.
Этот Федеральный Закон
«Об иммунитете государства» устанавливает
пределы юрисдикционного
Проект исходит из того, что «иностранное государство пользуется в Российской Федерации юрисдикционным иммунитетом за изъятиями, установленными» им. Введение нормы о возможности предъявления исков к иностранному государству (его органам) без его согласия ликвидирует ситуацию, когда для предъявления в российском суде иска к иностранному государству необходимо во всех случаях получить согласие этого государства.
В международно-правовой доктрине,
международной практике признано, что
иностранное государство вправе
отказаться от юрисдикционного иммунитета.
Поэтому Проект (ст. 4) предусматривает,
что иностранное государство
не пользуется юрисдикционным иммунитетом,
если оно выразило согласие на осуществление
юрисдикции российским судом в силу:
а) международного договора; б) письменного
соглашения, не являющегося международным
договором; в) заявления в суде или
письменного уведомления в
В Проект (ст. 5) включено положение
о презюмируемом отказе иностранного
государства от юрисдикционного
иммунитета. В частности, Проект закрепляет
презумпцию того, что «иностранное
государство добровольно
Вместе с тем, в Проект включена норма (ст. 5 п. 2) о том, что «иностранное государство не рассматривается как отказавшееся от судебного иммунитета, если оно вступает в разбирательство в российском суде или предпринимает какое-либо другое действие с единственной целью: а) сослаться на иммунитет, или б) привести доказательства своего права в отношении имущества, которое является предметом разбирательства.
Проект (ст. 3) базируется на принципе, согласно которому иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении деятельности при осуществлении суверенных функций государства.
Законодательство стран, воспринявших концепцию ограниченного иммунитета, исходит из того, что осуществление государством торговой деятельности, совершение им торговых сделок ведут к утрате государством юрисдикционного иммунитета. Законы Пакистана, Великобритании, Сингапура под торговой сделкой понимают: а) контракты о поставке товаров или предоставления услуг; б) договоры займа и другие сделки финансового характера, гарантии, поручительства; в) сделки или деятельность торгового, промышленного или подобного характера, в которую государство вступает или с которой государство связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. Такой же позиции придерживается Проект Комиссии Международного права (ст. 10) и Европейская конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972г. [15]
Учитывая, что в российском
законодательстве отсутствует определение
термина «торговая (коммерческая) сделка»,
а ГК РФ (ст. 2) определяет понятие
предпринимательская
Проект также особо
выделяют ряд других разбирательств,
в отношении которых
В Проект внесено следующее положение: если иностранное государство заключило в письменной форме арбитражное соглашение (арбитражную оговорку), то признается, что оно добровольно согласилось на отказ от юрисдикционного иммунитета по вопросам, касающимся осуществления российским судом функций в отношении арбитража (ст. 7).
Проект содержит нормы, специально
посвященные обеспечительным
Проект предусматривает,
что иностранное государство
пользуется иммунитетом от наложения
ареста на имущество, являющееся его
собственностью, иммунитетом от обращения
взыскания на такое имущество, за
исключениями, установленными им. К
таким случаям относятся (ст. 16): «а)
когда иностранное государство
прямо выразило согласие на отказ
от указанных видов иммунитета; б)
иностранное государство
В Федеральном законе определены
виды имущества иностранного государства,
являющееся его собственностью, которые
пользуются полным иммунитетом от применения
обеспечительных мер и
Дела с участием иностранного
государства рассматриваются
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора (ст. 28).
Заключение
Международное сотрудничество
многообразно по формам, сферам осуществления,
реализуется различными видами субъектов,
среди которых выступают и
государства. Причем нередко последние
не только выступают в качестве субъектов
властных отношений, т.е. межгосударственных
отношений публично-правового
Современное регулирование
отношений в связи с
В нашем государстве вопросы
иммунитета урегулированы в ст.61
Основ гражданского судопроизводства
Союза ССР и ст. 435 ГПК 1964 г. (в
ред. Указа Президиума Верховного Совета
РСФСР от 1 августа 1980 г.). В Основах
ГЗ 1991 г. говорится, что «особенности
ответственности государства в
регулируемых гражданским законодательством
отношениях с участием иностранных
юридических граждан и