Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:48, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы являются нормы права, составляющие источники права ЕС. Их изучение, обобщение и классификация составляют цель данной работы и определяют задачи, а именно проанализировать имеющийся материал, систематизировать его и ответить на главные вопросы курсовой работы: что составляет понятие и классификацию источников права ЕС. При выполнении данной работы автор руководствовался международными правовыми актами, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.
Введение………………………………………
Глава 1. Источники…………………..
1. 1. Понятие источников права ЕС
1. 2. Классификация источников права ЕС
1. 3. Источники первичного Европейского права
1. 4. Источники вторичного Европейского права
Глава 2. Договоры как источники Европейского права
2.1. Договор «о создании Европейского объединения Угля и Стали» (ЕОУС)
2. 2. Договор «о создании ЕС»
2. 3. Маастрихтский договор
2. 4. Лиссабонский договор
Заключение…………………
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………
Глава 1. Источники…………………..
1. 1. Понятие источников права ЕС
1. 2. Классификация источников права ЕС
1. 3. Источники первичного Европейского права
1. 4. Источники вторичного Европейского права
Глава 2. Договоры как источники Европейского права
2.1. Договор «о создании Европейского объединения Угля и Стали» (ЕОУС)
2. 2. Договор «о создании ЕС»
2. 3. Маастрихтский договор
2. 4. Лиссабонский договор
Заключение…………………
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Система источников права
Европейского союза (далее ЕС) отличается
значительным своеобразием. Причем в
учредительных документах нет ни
понятия права Европейского Союза,
ни понятия его источников. В системе
категорий права понятие «
Объектом данной курсовой
работы являются нормы права, составляющие
источники права ЕС. Их изучение,
обобщение и классификация
При выполнении данной работы автор руководствовался международными правовыми актами, комментариями к нормативно-правовым актам, учебной и монографической литературой.
Глава 1. Источники
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА
В силу уникального своеобразия
права Сообщества вопрос о его
источниках представляет известную
сложность. В отечественной и
зарубежной специальной литературе
отсутствует единство мнений в вопросе
о системе источников права Сообществ.
Существует не одно, а несколько
оснований для их классификации.
"Право сообществ имеет
Академик Б. Н. Топорнин объясняет
эту многомерность системы
Одной из причин своеобразия источников права ЕС является способ их правового закрепления. Сложившаяся здесь практика опровергает высказанный в отечественной правовой литературе взгляд, что всякая система источников права должна быть закреплена в правовой форме [3; С. 102].
Правовое закрепление источников права ЕС отличается нечеткостью и неопределенностью. Как представляется, на момент создания Сообществ такой подход государств-учредителей имел свое объяснение. Во-первых, они не до конца "раскрывали карты", стремясь опустить вопрос о будущих наднациональных полномочиях Сообществ. Во-вторых, рассматривали Сообщества как динамично развивающуюся структуру. Отсюда — так называемые "подразумеваемые" полномочия (implied powers) институтов Сообществ, позволяющие Совету и Комиссии в известных условиях выходить за рамки четко очерченных полномочий. В-третьих, как верно отмечает М. Л. Энтин, "априорно... установить круг источников внутреннего права европейских сообществ было крайне сложно. В результате вопросы определения источников права сообществ отошли к области дискреционных полномочий Суда ЕС.
Такой подход резко контрастирует со сложившейся в этой области международной практикой. К примеру, Устав Международного суда ООН содержит подробный перечень всех источников права, которые при рассмотрении дел применяет Международный суд (ст. 38). В отличие от этого учредительные договоры ограничиваются краткой формулой, согласно которой Суд обеспечивает сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении этих договоров (ст. 164 Договора о ЕЭС; ст. 136 Договора о ЕВРОАТОМе; ст. 31 Договора о ЕОУС).
Характерно, что ни понятия права Сообществ, ни понятия его источников в учредительных договорах не содержится. Лишь при определении правотворческих полномочий Совета и Комиссии, а позднее и Европарламента перечисляются акты, в форму которых облекаются властные веления этих органов (ст. 189 Договора о ЕЭС; ст. 14 Договора о ЕОУС). Об этих актах речь пойдет ниже.
В отечественной правовой
литературе отмечается, с одной стороны,
что право Сообществ "хорошо организовано,
систематизировано и внутренне
согласовано", с другой, что критерии
классификации правовых актов Сообществ
неудовлетворительны и
При общей характеристике
источников права ЕС следует
обратить внимание на
По существу, речь в данном случае идет о своеобразной трактовке в контексте права ЕС понятия "источник права в материальном смысле".
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ Европейского права
При классификации источников права Сообществ мы берем за основу наиболее распространенный в отечественной и зарубежной правовой литературе подход, согласно которому источники права ЕС подразделяются на "первичные" и "вторичные".
Первичные источники исходят
непосредственно от государств-членов.
Будучи высшими в иерархии источников
права ЕС, они порождают производное,
или вторичное право и
Английские авторы Д. Ласок и Дж. В. Бридж видят специфику договоров, составивших "конституцию" Сообществ, не столько в том, что на их основе созданы наднациональные институты, сколько в том, что, в отличие от типичных международных договоров, государства-участники не могут без участия институтов ЕС обеспечить их реализацию.
Учредительные договоры являются
самоисполнимыми, т. е. после ратификации
они автоматически становятся правом
на территории государств-членов и
непосредственно применяются
Акты вторичного права, в отличие от "конституции" Сообществ, сравнивают с законами и подзаконными актами (правительственными постановлениями, министерскими решениями и т. д.). Думается, такое сравнение верно лишь в той части, что акты вторичного права действительно производны от права "первичного". "Подзаконность" вторичного права нашла закрепление в Маастрихтском договоре, предписывающем Европарламенту, Совету, Комиссии и Суду осуществлять свои полномочия в соответствии с условиями и согласно целям, предусмотренным Учредительными договорами, последующими договорами и актами, внесшими в них изменения и дополнения, а также с положениями данного Договора.
Однако, как отмечалось, между иерархической структурой актов "вторичного права" и системой органов, их издавших, существует явное несоответствие.
"Вторичное" право
является "подзаконным" также
по своей функциональной роли:
как закон в странах романо-
Следует отметить, однако, что в ряде случаев нормы "первичного" права непосредственно ставят задачу такой конкретизации (например, ст. 189 Договора о ЕЭС). Вместе с тем в таких сферах, как организационная структура Сообществ, правотворческие процедуры, нормы "первичного" права вполне конкретны.
Если исходить из того, что акты "первичного" права формируются "извне", то в эту группу следовало бы включить и международные соглашения ЕС.
Правда, их "внешний" характер
порой достаточно условен, поскольку
речь идет о соглашениях, заключенных
от имени Сообществ не только с
третьими странами или международными
организациями, но и между государствами-членами
по вопросам интеграции (ст. 220 Договора
о ЕЭС). В частности, они могут
заключаться, когда для решения
вопросов, тесно связанных с
"Вторичные" источники,
в отличие от источников "первичного"
права, формируются, так
И хотя эта компетенция
не есть величина постоянная (особенно
применительно к
Регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах.
Директива, будучи обязательной для каждого государства-члена в отношении ожидаемого результата, сохраняет, однако, за национальными властями свободу выбора форм и методов действий.
Решение обязательно во всех своих частях для тех, кому оно адресовано.
Рекомендации и заключения не являются обязательными.
Спецификой правового
закрепления актов "вторичного"
права является неоднозначный подход
к этому вопросу учредительных
договоров. Так, Договор о ЕОУС, в
отличие от двух других учредительных
договоров, предусматривает лишь три
вида юридических актов: решения, рекомендации
и заключения (ст. 14 Договора). Здесь
отсутствуют регламенты и директивы.
Включение этих актов в текст
двух последующих учредительных
договоров свидетельствует о
недостаточности