Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:37, курс лекций
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Источники конституционного права в зарубежных странах
3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты к-п отношений.
Конституционно-правовой
обычай имеет устный характер,
является обязательным и направлен на
регулирование конституционных отношений.
В странах, где утвердилась континентальная
система права, роль правового обычая
в целом невелика.
3.
Конституционно-правовые
отношения
Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами,
конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами ведущей отрасли права. Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной
власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как политический характер и массовость. Конституционные отношения, целями
которых
выступают социально-
Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт или их совокупность (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции).
Конституционным отношениям присущи как общие черты, свойственные всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект,объект и содержание (субъективное право и юридическая обя-
занность), — но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических связей между участниками данных общественных отношений.
Объектом
конституционных отношений
Можно утверждать, что конституционные отношения определяются во многом характером властеотношений, т. е. отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их
политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением
управленческих, имущественных и некоторых иных отношений.
Субъекты конституционного права
Субъектами конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Эти отношения порождаются нормами ведущей отрасли права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.
Субъекты конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.
К физическим лицам (индивидам) относятся:
1) граждане (подданные);
2) иностранцы (иностранные граждане);
3) лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны;
4) лица без гражданства (апатриды).
К государственным образованиям относятся:
1) государство в целом (например, при конституировании своей национальной государственности); 2) составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Типичный пример — участие данных государственных образований в конституционных отношениях при проведении
крупных административно-политических и правовых реформ,направленных на федерализацию или централизацию государственности.
1) центральные (общенациональные) органы
государственной власти (парламент,
глава государства,
2) региональные органы, органы государственной власти
субъектов федерации;
3) государственные органы
Отчетливо
выраженный конституционный
1)
при созыве заседания
2)
при формировании
3) при отставке правительства в целом или его отдельных членов;
4) при роспуске представительного органа.
К негосударственным объединениям относятся:
1) общности людей — народ, нации и иные этнические груп-
пы, население региона, автономии, административно-террито-
риальных единиц и муниципальных образований;
2) органы местного самоуправления и управления;
3)
ассоциации граждан и
В ряде государств имеются субъекты конституционного (государственного) права, не характерные для других стран. Так, в недалеком прошлом в ряде афро-азиатских государств субъектами конституционно-правовых отношений были центральные и местные органы правящей политической партии (движения). В ряде государств Востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь.
Объектом конституционно-правовых отношений выступают социальные блага и интересы, на которые направлена деятельность их участников, осуществляемая в процессе реализации ими своих прав и обязанностей.
Объектом могут быть предметы материального мира (государственная территория);продукты духовного творчества (образование, культура, искусство);
Социальные институты(
Только конституционно-правовым
отношениям свойственны такие
объекты как суверенитет, гос.территория,
гражданство, свобода личности.
ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИИ
ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН
1. Понятие и сущность конституции
2. Виды конституций
3. Порядок принятия и изменения конституций
4.
Понятие конституционного
надзора (контроля).
Статус органов конституционного
надзора и контроля
1. Понятие и сущность конституции
Термин «конституция» (от лат. constitutio— устанавливаю, учреждаю) стал употребляться еще в ан-
тичные времена; так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся
народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в конце XVIII в. (США — 1787 г., Франция — 1791 г., Польша - 1791 г.). Представители разных политических и правовых школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, напри-
мер, последователи
школы естественного права
государства; сторонники марксизма-ленинизма — продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов.
Сущность конституции как политико-правового документа определяют как отражение баланса основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание конституционной сущности как проявления социального плюрализма, политического компромисса.
В
современной науке
Фактическая конституция — это реально существующие конституционные отношения в той или иной стране.
Юридическая конституция — это правовой акт (или совокупность правовых актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы статуса и организации государственной власти и взаимоотношений государства и личности.
Содержание конституции зависит от многих факторов — времени и обстоятельств ее создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т. д.
Однако обязательной составляющей любой конституции являются прежде всего те нормы и институты, которые закрепляют положения о народном суверенитете, юридические основы ста-
туса личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.
Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции:
1) основополагающий характер;2) учредительность;3) народность;4) стабильность;
5) легитимность.
Конституция
выполняет правообразующую
национальный правовой акт, который сам определяет свою особую юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более изменять или отменять ее
положения.
Трактовку конституции как
Основной закон обычно включает в себя краткую преамбулу, разделы, главы, статьи, также содержит заключительные и переходные положения (в основном это нормы, регламентирующие сроки вступления отдельных частей конституции в силу, порядок замены старых политических и государственных институтов новыми). Иногда в конституцию помещается текст присяги (клятвы) президента или другого главы государства.
Неотъемлемой частью конституционного текста являются поправки к ней.
В
основном законе закреплены объекты
конституционно-правового
ных) органов государственной власти и некоторые вопросы правового положения граждан (подданных), как это было в конце XVIII — начале XX в., но и достаточно обширный круг дру-
гих вопросов: основы общественного строя, начала внешней и социально-экономической политики, избирательную систему, достаточно подробную номенклатуру социальных, экономических, культурных прав. Можно констатировать расширение объектов и сферы конституционного регулирования, что особенно характерно для основных законов стран Запада, принятых после 1945 г., и новых постсоциалистических конституционных документов стран Восточной и Центральной Европы 90-х гг. XX в.
Обычно конституция вступает в силу с момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Ее переходные положения могут предусматривать, что отдельные нормы начинают применяться позднее — обычно после наступления какого-либо события (выборов, вхождения в состав государства отдельной террито-
Информация о работе Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"