Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:37, курс лекций

Описание

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Источники конституционного права в зарубежных странах
3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты к-п отношений.

Работа состоит из  1 файл

Для студентов КПЗС РУС.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ   И  СИСТЕМА

                   КОНСТИТУЦИОННОГО  ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН 

1. Предмет, источники  и система конституционного  права  зарубежных стран

2. Источники конституционного  права    в  зарубежных странах

3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты  и объекты к-п отношений. 

1. Предмет, источники  и система конституционного  права  зарубежных стран  

«Конституционное  право» понимается  в  трех  смыслах: как наука, как учебная  дисциплина, как отрасль права.

    Наука  конституционного права является составной частью юридической науки, которая входит в систему общественных  наук. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук и изучает вопросы государственно-правового характера, связанных с предметом данной  отрасли права. Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства.

  Конституционное право как  учебная  дисциплина – это предмет изучения  в ВУЗе, курс основанный  на  достижениях науки.

  Конституционное право – это   отрасль  права представляющая собой  совокупность правовых  норм, регулирующих  основы конституционного строя  государства, правовой статус  человека  и  гражданина, государственное  устройство, систему  органов государственной власти, местного государственного управления  и самоуправления.

  Конституционное  право   является  ведущей  отраслью  национальной  системы  права  в  любом  государстве. Ведущая  роль  конституционного права   выражается  в следующем :

1.  Все остальные   отрасли  права  регулируют  общественные отношения  в  одной области   ( н-р гражданские, уголовные  и т.д),а КП регулирует отношения   во многих важнейших сферах  жизнедеятельности общества ( политической, экономической, социальной, духовной); Особенность конституционного права и в том, что его  нормы  регулируют  лишь  базовые отношения в каждой  из  указанных сфер

2. КП  устанавливает   в правовой  форме  основополагающие  принципы устройства общества  и государства; 

3. Нормами   конституционного  права  регулируется  сам  процесс  создания права  ( виды  источников права,  законотворческий  процесс,  органы правотворчества и т.д)

       Предметом  конституционного  права    являются общественные  отношения , которые регулируются  его нормами :

       1. основы конституционного  строя;

        2.отношения между человеком и государством;

        3.устройство  государства; форма   правления, политический режим

        4. организация и функционирование  системы  государственной   власти 

Понятие конституционное право зарубежных стран (КПЗС) не обозначает особую отрасль права. Данный термин употребляют,когда речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В любой  системе национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства. В настоящее время в мире более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные  особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:

     — высокоразвитые страны Запада (к этой же группе относится и Япония);

     — государства среднеразвитого капитализма (Португалия,Греция, Турция, Мальта, Израиль и др.);

     — бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия,Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и др.);

     — развивающиеся страны, большинство  из которых были

колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Кения, Индия, Пакистан,  Конго и др.);

     — государства, продолжающие идти по социалистическому  пути развития (Китай (КНР), Вьетнам, Лаос, Корейская Народно-Демократическая  Республика (КНДР), Куба).

     При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.

     В конституционном  праве зарубежных государств принято  выделять

   1.Общую часть, призванную обеспечить целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства государств, основах теории конституции, институтах конституционного права, и

  2. Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики законодательства. Можно сказать, что в Общей части обобщенно изучаются государственно-правовые институты, а в Особенной — основы конституционного права конкретного государства.  

2. Источники конституционного  права    в  зарубежных странах 

     Источники конституционного права  — это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституция (за исключением некоторых, преимущественно мусульманских,стран), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), религиозные источники (главным образом в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств Коран заменяет конституцию или стоит выше ее).

В каждом государстве своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целом.

     В федеративных государствах источники  права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют  свои акты конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.

     Высшей  юридической силой и специфическим  содержанием

обладает  конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права.Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой  системе и оказывает определяющее воздействие на все другие  правовые акты.

     Другим  главным источником данной отрасли  права является  закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом  законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и  устойчивые общественные отношения.

     Различают законы:

     конституционные (в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией);

     органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции;

     обычные (ординарные), регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с конституционными или органическими законами), образующие предмет конституцион-

ного  права (гражданство, статус депутата, выборы президента);

     чрезвычайные, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.

     Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа  власти.

     Источником  конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между

ними  существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных  органов не должны противоречить  актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция).

  К  группе подзаконных актов  относят и акты местного самоуправления (уставы городов, рай-

онов, уездов, регламенты представительных органов  на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударствен-

ных. Последняя  разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования  кон ституционных или политически  значимых отношений. Так, по Конституции Испа-

нии (ст. 145) автономные сообщества могут заключать  друг сдругом соглашения о сотрудничестве, в Австрии основные нормы (ст. 15А) такое право предоставляют землям. США и Канаде  известны соглашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов.

     Отдельные международные договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом,

вступив в действие, имеют приоритет по сравнению с законом.

     В странах англосаксонской системы  права широкое распространение  получил судебный прецедент — образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, офи-

циально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел  как для участников спора (конкретного  дела), так и для нижестоящих  судов. Его характерные

черты состоят в том, что он:

     1) создается только высшими судебными  инстанциями на основе закона; \

     2) непосредственно связан с судебной  практикой и создается в ходе судопроизводства;

     3) в его разработке велика роль  свободного усмотрения;

     4) подлежит официальному опубликованию;

     5) является обязательным не только  для участников данного спора, но и для других судебных органов.В государствах с континентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима.

К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих

официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные  акты конституционными  или неконституционными.

     В англосаксонских государствах, а  также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в  практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санкционируемые государством.

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"