Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:37, курс лекций
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Источники конституционного права в зарубежных странах
3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты к-п отношений.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАН
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Источники конституционного права в зарубежных странах
3.
Конституционно-правовые
отношения. Субъекты
и объекты к-п отношений.
1.
Предмет, источники
и система конституционного
права зарубежных
стран
«Конституционное право» понимается в трех смыслах: как наука, как учебная дисциплина, как отрасль права.
Наука конституционного права является составной частью юридической науки, которая входит в систему общественных наук. Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук и изучает вопросы государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права. Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства.
Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет изучения в ВУЗе, курс основанный на достижениях науки.
Конституционное право – это отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя государства, правовой статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления.
Конституционное право является ведущей отраслью национальной системы права в любом государстве. Ведущая роль конституционного права выражается в следующем :
1. Все остальные отрасли права регулируют общественные отношения в одной области ( н-р гражданские, уголовные и т.д),а КП регулирует отношения во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества ( политической, экономической, социальной, духовной); Особенность конституционного права и в том, что его нормы регулируют лишь базовые отношения в каждой из указанных сфер
2. КП устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства;
3. Нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права ( виды источников права, законотворческий процесс, органы правотворчества и т.д)
Предметом конституционного права являются общественные отношения , которые регулируются его нормами :
1. основы конституционного строя;
2.отношения между человеком и государством;
3.устройство государства; форма правления, политический режим
4. организация и
Понятие конституционное право зарубежных стран (КПЗС) не обозначает особую отрасль права. Данный термин употребляют,когда речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В любой системе национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства. В настоящее время в мире более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:
— высокоразвитые страны Запада (к этой же группе относится и Япония);
—
государства среднеразвитого
— бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия,Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и др.);
— развивающиеся страны, большинство из которых были
колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Кения, Индия, Пакистан, Конго и др.);
—
государства, продолжающие идти по социалистическому
пути развития (Китай (КНР), Вьетнам, Лаос,
Корейская Народно-
При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.
В конституционном праве зарубежных государств принято выделять
1.Общую часть, призванную обеспечить целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства государств, основах теории конституции, институтах конституционного права, и
2.
Особенную часть, содержащую анализ
опыта конституционного (государственного)
права отдельных государств с учетом многообразия
форм политического устройства и специфики
законодательства. Можно сказать, что
в Общей части обобщенно изучаются государственно-правовые
институты, а в Особенной — основы конституционного
права конкретного государства.
2.
Источники конституционного
права в
зарубежных странах
Источники конституционного права — это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституция (за исключением некоторых, преимущественно мусульманских,стран), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), религиозные источники (главным образом в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств Коран заменяет конституцию или стоит выше ее).
В каждом государстве своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целом.
В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют свои акты конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.
Высшей
юридической силой и
обладает конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права.Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.
Другим главным источником данной отрасли права является закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.
Различают законы:
— конституционные (в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией);
— органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции;
— обычные (ординарные), регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с конституционными или органическими законами), образующие предмет конституцион-
ного права (гражданство, статус депутата, выборы президента);
— чрезвычайные, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.
Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти.
Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между
ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция).
К группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, рай-
онов, уездов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударствен-
ных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования кон ституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испа-
нии (ст.
145) автономные сообщества могут заключать
друг сдругом соглашения о сотрудничестве,
в Австрии основные нормы (ст. 15А)
такое право предоставляют
Отдельные международные договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом,
вступив в действие, имеют приоритет по сравнению с законом.
В
странах англосаксонской
циально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов. Его характерные
черты состоят в том, что он:
1)
создается только высшими
2)
непосредственно связан с
3) в его разработке велика роль свободного усмотрения;
4)
подлежит официальному
5)
является обязательным не
К судебно-правовым
актам относятся также норматив
официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.
В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санкционируемые государством.
Информация о работе Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"