Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:37, курс лекций

Описание

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Источники конституционного права в зарубежных странах
3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты к-п отношений.

Работа состоит из  1 файл

Для студентов КПЗС РУС.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

ров между  субъектами федерации. В некоторых  субъектах зарубежных федераций для этого созданы органы специальной   юрисдикции.

     Субъектами  конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные   правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах этим правом обладают  органы государственной власти соответствующего субъекта.  Анализируемые органы внесли существенный вклад в развитие теории федерализма и в дело защиты прав и свобод человека и гражданина.

     По  содержанию конституционный  контроль (надзор) может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (выясняется содержание законов  и других нормативных актов с точки зрения соответствия их  смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по  инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).

     По  времени проведения в практике современных государств  выделяются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

               При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.

     При предварительном конституционном контроле (надзоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении  парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т. е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции,Франции, Финляндии).

            Орган конституционной юрисдикции  может признать оспариваемый  акт либо противоречащим конституции (неконституционным) полностью или частично, либо соответствующим ей.

     В первом случае акт теряет юридическую  силу и перестает применяться  всеми судами страны, а также другими  государственными органами. Вынесенное решение является окончательными может  быть пересмотрено только этим же органом.

       Статус органов  конституционного  надзора  и контроля

     Обязанность органов конституционного надзора (контроля) —не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих конституционным предписаниям, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих основные нормы, если таковые уже вступили в законную силу.

     Осуществлять  мероприятия по правовой охране конституции  могут различные государственные  органы: глава государства, парламент, прокуратура. Но сейчас во многих государствах созданы судебные или специальные квазисудебные1 органы, основнойфункцией которых является поддержание и обеспечение конституционной законности. Как правило, они действуют весьма эффективно. В настоящее время они существуют в большинстве государств, где есть писаные конституции. Повсеместное утверждение данного института началось после Второй мировой войны.  Судьями (членами) органов конституционного контроля являются высококвалифицированные юристы, получившие общенациональную известность. Их правовой статус обычно приравнивается к статусу депутата парламента. Они не могут быть депутатами или  министрами, заниматься предпринимательской деятельностью.

     Конституционный надзор (контроль) может  осуществляться:

     а) судами общей юрисдикции. В США, Аргентине, Дании, Мексике, Норвегии, Японии вопрос о конституционности того  или иного закона, на основании которого возникло судебное

дело, может  быть поставлен судом л.юбой инстанции. Однако окончательное решение по этому вопросу принимает только  высшая судебная инстанция. В ряде стран конституционный контроль (надзор) осуществляется верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией данной страны (Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР). Это децентрализованная, или американская, система;

     б) специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль — главная или даже единственная функция. Такие специальные судебные органы не входят в систему  судов общей юрисдикции. Квази- (в пер. с лат.) — как будто.Они могут формироваться как с учас1 тием, так и без участия парламента (Австрия, ФРГ, Италия,Испания, Турция, Кипр, Болгария). Это централизованная, или европейская (австрийская), система. Впервые она появилась в  Австрии в 1920 г., а позже была воспринята многими государствами, в числе которых ФРГ (1951 г.), Италия (1955 г.), Испания (1980 г.), Российская Федерация (1991 г.), а также большинством стран — членов Содружества Независимых Государств. С 1988 г. Арбитражный суд Бельгии выполняет функции Конституционного суда;

     в) особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции, состав которого определяется Президентом и Парламентом). Аналогичная система утвердилась в некоторых африканских государствах — бывших французских колониях, а также в Республике Казахстан. Они располагают ограниченными полномочиями и не могут самостоятельно отменить неконституционный акт. Конституционные советы (комитеты) не являются судебными органами и не входят в судебную систему государства. В исламских государствах конституционный контроль отличается своеобразием. Так, в Пакистане наряду с Верховным судом, который призван осуществлять конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет (вправе рассматривать соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (он рассматривает иски различных субъектов, в том числе о противоречии шариату актов, касающихся прав граждан). Нечто подобное существует также в Иране, Марокко, Малайзии. Причем  в Исламской Республике Иран большими полномочиями по  защите действующих конституционных установлений обладают  высшее должностное лицо государства и его религиозный авторитет — Лидер (руководитель) страны, являющийся главой судебной власти, и консультативный орган — Совет по охране  Конституции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО  ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ   В ЗС 

  1. Понятие гражданства
 

   Гражданство характеризуется устойчивой политико-юридической связью индивида с государством, предполагающей взаимные права, обязанности и ответственность. Категория «подданство» применяется в странах с монархической формой правления. На данное лицо распространяется государственный суверенитет: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей, в свою очередь, последний соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности

   .Гражданство  как субъективное право включает  в себя ряд правомочий, наиболее  характерные из которых следующие:  правомочие проживать на территории  государства, обладать всем комплексом прав, свобод, обязанностей, замещать любые государственные должности, свободно покидать и возвращаться натерриторию своего государства, пользоваться защитой государственной власти. Подавляющее большинство людей в мире приобретает гражданство по рождению. Его приобретение по данному основанию называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей.

     «Право почвы» в настоящее время сохранило преобладающее значение в странах Американского континента. А «право крови» практически в чистом виде действует сейчас в Скандинавских странах. В законодательстве  большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой доминирование «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы».

     Коллизия  в национальном законодательстве по вопросам приобретения гражданства может стать причиной возникновения двойного гражданства. Уже при рождении человек может

обрести двойное гражданство. Например, ребенок, родившийся у граждан ФРГ, в которой  доминирует принцип «права крови»,на территории Аргентины, где филиация основана на «праве почвы», приобретает гражданство обоих этих государств. Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием

гражданства иностранцем по его заявлению называется натурализацией. Натурализацией в силу закона является такой вид приема в гражданство, который не основан на личном выборе лица.

Так, в  Италии иностранка, вступив в брак с итальянцем, автоматически приобретает  гражданство Италии. Натурализация в силу закона может быть правовым следствием установления  опеки, признания отцовства, поступления на государственную или военную службу в ряде государств. 

     Индивидуальная  натурализация  осуществляется на основе личного ходатайства человека о предоставлении ему определенного гражданства. В подавляющем большинстве стран такое

ходатайство подается на имя главы государства, и прием в гражданство оформляется  в каждом отдельном случае его  специальным актом, чаще всего указом. Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории дан-

ного  государства — так называемый «ценз оседлости». Кроме того, условиями  натурализации лица могут выступать  требования имущественного характера, знание государственного язы-

ка, принадлежность к определенной религии, нации и  др. Законодательство зарубежных стран  предусматривает и другие способы  приобретения гражданства. Прекращение гражданства представляет собой разрыв связей между гражданином и государством. Это может быть осуществлено либо в результате добровольного выхода из гражданства, либо вследствие лишения гражданства лица, которое совершило действия, наносящие ущерб государству. Обычно лишение гражданства применяется только к натурализованным гражданам, если они приобрели гражданство обманным путем, и, как правило, в течение короткого периода времени.

Лица, которые  по каким-либо причинам утратили гражданство, могут впоследствии ходатайствовать  о его восстановлении.

     В ряде государств (США, Швейцария) существует институт почетного гражданства, выполняющий в основном политические и пропагандистские функции. 
 

2. Общая характеристика  и классификация

основных  прав и свобод 

     Как известно, конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом  и государством. Именно конституционные нормы закрепляют основные права и свободы личности.

     Основное  право — это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы. Например,

правом является возможность участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность.

     Свобода — это установленная возможность, позволяющая субъекту совершать все виды юридически значимого поведения, за исключением тех ограничений, которые закреплены законом. Так, осуществляя свободу совести, лицо самостоятельно определяет свое вероисповедание, способы общения с той или иной религией (религиозной организацией) либо является атеистом.

     Для института основных прав и свобод характерен ряд признаков:

     1) права и свободы являются конституционными (т. е. они должны закрепляться в конституциях или в соответствующих законах);

     2) права и свободы составляют  юридическую базу для всей системы прав и свобод;

     3) они признаются социальной ценностью  и обладают высшей юридической силой;

     4) их признание, соблюдение и  защита являются обязанностями  государства. 

Основные  права и свободы — сложные  и многообразные явления, которые могут классифицироваться по следующим критериям. 

    1.Исходя  из этапов провозглашения основных прав и свобод, они делятся на три поколения: 

     — первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т. е.выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства и обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати);

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"