Кодекс
торгового мореплавания Российской
Федерации воплотил в себе большинство
международных норм, что должно хорошо
сказываться на привлечении иностранных
перевозчиков или инвесторов. При этом
наблюдается отступление от стандартов
и ужесточение ответственности перевозчика
при транспортировке грузов внутри страны.
В том числе непринятие навигационной
ошибки как основания для освобождения
перевозчика от ответственности, в отличие
от норм кодексов других государств и
конвенции 1978 г.
Однако,
как видно из моей работы, далеко
не все вопросы вопросы международных
перевозок регулируются нормами
международного права. Некоторые проблемы
решаются различно в национальных законодательствах
отдельных государств, что приводит к
расхождению правовых систем, некоторые
проблемы и вовсе обусловлены пробелами
как во внутригосударственном, так и в
международном праве.
Немаловажно
отметить и инертность международно-правовых
норм по отношению к новым тенденциям
развития торгового мореплавания на
современном этапе. Последний крупный
универсальный договор был заключен
в 1982 году. С тех пор в транспортном
праве появилось множество как технических,
так и юридических новшеств. Если судить
по результатам, выраженным в нормативной
форме, деятельность Международной Морской
Организации сводилась лишь охране жизни
и здоровья человека на море, и обеспечения
безопасности судоходства. Цели, бесспорно,
наиболее приоритетные, неподдающиеся
имущественной или иной оценке, однако
именно недостаточная активность специализированных
универсальных международных организаций
может привести к снижению гармонизированности
правовых норм в правовых системах различных
государств, что в свою очередь является
причиной уменьшения эффективности и
рентабельности морских перевозок.
Список используемой
литературы и международно-правовых
актов.
Специальная
литература:
- Бровка
С. В., Савченко М, И. Международное транспортное
право. Общая часть: Учебное пособие. М.:
Веды, 1997.
- Вилкова Н.Г.
Договорное право в международном обороте.
М.: Статут, 2002.
- Вылегжанин
А.Н. Международное морское право, М.: Юридическая
литература, 2003.
- Гуцуляк В.Н.
Международное морское право. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.
- Егиазаров
В.А. Транспортное право: Учебное пособие.
- М.: Юрид. лит., 1999.
- Ермаков В.В.
Морское право. М., 1994.
- Залесский
В.В. Транспортные договоры. Учебно-практическое
пособие. М.: 2002.
- Иванов Г. Развитие законодательства
в сфере торгового мореплавания //Морской флот, 2009, №1
- Иванов Г.В.
Особенности правового регулирования
лоцманской проводки судов, М., 2006.
- Кацман Ф.,
Баскаков А. Борьба с морским пиратством
– актуальная задача современности //
Морской Флот. 2008. №12.
- Кокин А.С.
Международная морская перевозка грузов
М.: Волтерс Клувер, 2007.
- Кокин А.С.
Унификация права международной торговли:
текущая деятельность международных организаций//
Морской транспорт: Информационный сборник.
М., 1990.
- Курноскина
О.Г. Договоры на транспорт.; образцы, рекомендации,
комментарии. - М.: Издательство "Альфа-Пресс",
2005.
- Куршев М.
Международные проблемы борьбы с морским
пиратством // Уголовное право. 2009. №4.
- Мишальченко
Ю.В. Международно-правовые аспекты лоцманской
деятельности, СПб., 1995.
- Николаев.
К. Внедрение международных систем управления
на водном транспорте // Московский журнал
международного права, 2009, №1
- Николаева
Л.Л. Морские перевозки. Одесса,: Феникс,
2005.
- Пушкарев
Н. Конкурентная
разведка как основа экономической безопасности // Морской флот, 2009,
№2
- Чарцева
Н.Е. Договор международной морской перевозки
грузов по коносаменту в линейном судоходстве,
М., 2004
- Чернецкий
П.Н. Международно-правовые проблемы борьбы
с пиратством на море. СПб., 2009.
Международно-правовые
акты:
- Брюссельская
конвенция 1910 г. об унификации некоторых
правил относительно столкновения судов
// Сборник действующих договоров, соглашений
и конвенций, заключенных СССР с иностранными
государствами. Вып. IV. М., изд. НКИД. 1936
- Брюссельская
конвенция 1952 г. об унификации некоторых
правил, касающихся ареста морских судов
// Бюллетень международных договоров.
2004. N 11. С. 8 - 13.
- Йорк - Антверпенские
правила об общей аварии 1974 г., измененные
в 1990 г. // “Международное частное право”.
Сборник нормативных документов. Москва.
Манускрипт. 1996
- Конвенция
о международном режиме портов 1923 г. //
“Морское право и практика” № 6, Информационный
сборник, вып. 40. Изд. “Морской транспорт”,
Ленинград, 1959
- Конвенция
о территориальном море и прилежащей зоне
1958 года // Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных СССР
с иностранными государствами. Вып. XXIII
- М., 1970. С. 94 - 101
- Конвенция
об ограничении ответственности по морским
требованиям 1976/96 гг. // "Собрание законодательства
РФ", N 2, 11.01.1999, ст. 236,
- Конвенция
ООН 1974 г. О кодексе поведения линейных
конференций // Сборник международных
договоров СССР. Вып. XXXIX.- М., 1985. С. 94 - 121
- Конвенция
ООН О международной смешанной перевозке
грузов 1980 г. // Международное частное право.
Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 370 - 387.
- Конвенция
ООН О морской перевозке грузов (Гамбургские
правила) 1978 г. // “Международное частное
право”. Сборник нормативных документов.
Москва. Манускрипт. 1994
- Конвенция
ООН по морскому праву 1982 г. - Нью-Йорк,
1984 // Собрание законодательства РФ. 1 декабря
1997 г. N 48. Ст. 5493.
- Международная
конвенция О спасании 1989 г. // Бюллетень
международных договоров. 1999. N 2. С. 79.
- Международная
конвенция по охране человеческой жизни
на море 1974/1996 г. // Бюллетень международных
договоров. 2001. N 1. С. 6 - 54.
- Международная
конвенция по унификации некоторых правил,
касающихся коносаментов (Гаагские правила)
1924 г. // “Международное частное право”.
Сборник нормативных документов. Москва.
Манускрипт. 1994
- Международная
конвенция по унификации некоторых правил,
относящихся к перевозке багажа пассажиров
морем, 1967 г. // Сб. “Морское право и практика”
ММФ СССР, ЦНИИМФ, №16 Л., Морской транспорт,
1962 г., с 30-36
- Международные
правила, относящиеся к документу на смешанную
перевозку, 1973 г. // “Международное частное
право”. Сборник нормативных документов.
Москва. Манускрипт. 1994
- Международные
правила предупреждения столкновения
судов 1972 г. - М., 1976. // Сборник действующих
договоров, соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами. Вып.
XXXIII.- М., 1979. С. 435 - 461.
- Международные
правила толкования торговых терминов
Инкотермс 2000 // Публикация Международной
торговой палаты N 560
- Международные
стандартные правила ФИАТА перевозки
груза в смешанном сообщении (1992 г.) // “Международное
частное право”. Сборник нормативных
документов. Москва. Манускрипт. 1997
- Принципы
международных коммерческих контрактов,
принятые в 1994 году Международным институтом
унификации частного права (УНИДРУА) //
Закон. 1995. N 12. С. 82 - 92.
- Протокол
изменений и дополнений к Конвенции 1924
г (Правила Висби) 1968 г. // “Морское право
и практика” (Труды ЦНИИМФ), 1969 г, № 43
Нормативные
акты:
- Кодекс
торгового мореплавания РФ. // "Российская
газета", N 85-86, 01-05.05.1999
- Постановление
Правительства РФ № 900 от 4 августа 1999 г.
// "Российская газета", N 157, 12.08.1999,
- Постановление
Правительства РФ № 705 «О совершенствовании
системы государственного управления
морскими торговыми и специализи- рованными
портами» от 01.09.2003 г. // "Собрание законодательства
РФ", 30.09.2003, N 39, ст. 3802,
- Приказ Минтранса
№ 145 от 29 ноября 2000 г. // "Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной
власти", N 7, 12.02.2001,
- Приказ Минтранса
РФ от 19 декабря 2006 г. N 156 "Об утверждении Положения
о капитане морского порта" // "Бюллетень
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти", N 6, 05.02.2007
- ПРИКАЗ
Минтранса РФ от 22.07.2008 N 112 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
// "Российская газета", N 195, 17.09.2008
- Приказ Минморфлота
СССР от 4 января 1981 г. N 2 в редакции приказа
Минтранса РФ от 12.02.1999 N 6 // "Бюллетень
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти", N 2, 27.01.2000
- Таможенный
кодекс РФ // "Российская газета",
N 106, 03.06.2003