Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:06, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.
В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.
ВВЕДЕНИЕ
4
1.СИСТЕМА ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
6
1.1 Международное право интеллектуальной собственности как отрасль международного права
6
1.2 Источники международного права интеллектуальной собственности
18
1.3 Соотношение источников международного права и национального законодательства РК в области международного права интеллектуальной собственности
20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА
23
2.1 Правовая природа международного договора в области международного интеллектуального права
23
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
38
2.3 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
При установлении несоответствия заявленного предложения в испрашиваемом заявителем объеме правовой охраны условиям патентоспособности изобретения выносится решение об отказе в выдаче патента.
Для всех заявителей предоставлена возможность обжалования решений патентного ведомства об отказе в выдаче предварительного патента и патентов (ст. 22 Патентного закона). Жалобы на такие решения подаются в Апелляционный совет ведомства и должны быть рассмотрены в двухмесячный срок по отказам на получение предварительного патента и в четырехмесячный - патента.
При несогласии заявителя с решением Апелляционного совета он может в шестимесячной срок с даты его получения обратиться с жалобой в суд, решение которого является окончательным.
Патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство (статья 4 Патентного закона), на полезную модель - в течение 5 лет, с последующим продлением срока действия не более, чем на три года, по ходатайству заявителя.
Предварительный патент на промышленный образец действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Предварительный патент на этот объект промышленной собственности не продлевается. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет и его действие продлевается Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более, чем на пять лет.
Как видно из приведенного, процедура патентования технических решений достаточно сложна и это оправдано, изобретение необходимо максимальным образом индивидуализировать, выделить его из круга сходных изобретений, определить объем его правовой охраны. Все эти особенности изобретения указываются в охранных документах -предварительном патенте и патенте, Патент является единственной формой узаконенной монополии, эффективным средством конкурентной борьбы за сферы влияния на товарном рынке, поэтому права его обладателя защищаются государством, Важнейшим правом патентообладателя является его исключительное право использовать изобретение любым способом по своему усмотрению, при условии, что такое использование не нарушает прав третьих лиц, заключая право запретить использование изобретения другим лицам. Взаимоотношения по использованию объекта промышленной собственности, предварительный патент или патент, который принадлежит нескольким лицам, определяется соглашением между ними. При отсутствии такого соглашения каждый из них может использовать охраняемый объект по своему усмотрению, но не вправе предоставить на него лицензию или уступить предварительный патент или патент другому лицу без согласия остальных владельцев.
Патентовладелец может использовать предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемые объекты промышленной собственности запатентованы.
Патентный закон уделяет серьезное внимание вопросу охраны прав патентовладельцев и достаточно подробно обозначает все возможные случаи нарушения патентных прав (ст. 11). Обычно именно наличие мер защиты прав патентовладельцев интересует иностранных заявителей в первую очередь.
Нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз[ хранение, предложение к продаже, продажа и иное введение в оборот продукта, созданного с использованием охраняемого решения, а также применение способа, охраняемого предварительным патентом или патентом на изобретение.
На иностранцев распространяются не только права патентообладателя, но и обязанности, вытекающие из предоставления ему официальной монополии. Всякая монополия нежелательна рыночной экономике, поэтому законодатель, предоставляя ее кому-либо, в то же время стремится максимально учесть интересы других заинтересованных лиц и общественные интересы. Патентовладелец не только вправе, но и обязан использовать изобретение. Под использованием понимается введение в хозяйственный товарооборот продукта, созданного с применением изобретения, а также применение способа, охраняемого предварительным патентом или патентом на изобретение,
При неиспользовании или недостаточном использовании патентообладателем изобретения или промышленного образца в течение пяти лет с даты публикации сведений о выдаче предварительного патента, а полезной модели в течение 3-х лет с даты публикации сведений о выдаче патента, лицо, желающее и готовое использовать охраняемый объект, в случае отказа патентообладателя от заключения лицензионного договора, может обратиться в суд с ходатайством о предоставлении ему принудительной лицензии. Размеры платежей должны быть установлены не ниже рыночной цены лицензии (ст. 11). Аналогичные права закрепляются в патентном законодательстве многих и самых разных по уровню развития стран. Однако следует отметить, что за все время, прошедшее со дня принятии Патентного закона, приведенная выше норма части 3 статьи 11 закона о принудительной лицензии не применялась ни разу. Очень редко применение аналогичных статей и в других странах.
Охрана патентных прав граждан Казахстана за й. Патент Республики Казахстан, как и аналогичный документ любой другой страны, действует только на ее территории. Поэтому, чтобы защитить свое изобретение в других странах казахстанцу необходимо запатентовать свой объект по правилам этих стран. В разных странах процедура патентования различна, установлены разные размеры патентных пошлин и следует отметить, что процедура загранпатентования требует больших финансовых затрат и длительного времени.
Стратегию и тактику загранпатентования обладатель объекта промышленной собственности определяет сам. Только он может решить, какие из нескольких своих изобретений следует патентовать, в каких странах мира это следует делать, каким из возможных способов патентования следует воспользоваться.
Имеется несколько способов или процедур патентования. Самый простой и самый длительный - подать заявку в каждой избранной стране по правилам национального патентного законодательства. Необходимо адаптировать материалы заявки к требованиям каждой страны - перевести ее на соответствующий язык, найти в данной стране патентного поверенного, оплатить национальную патентную пошлину и услуги поверенного. Такой путь наиболее предпочтителен при патентовании изобретения в одной или двух странах, а также при наличии времени для ожидания результатов патентования. Время такого ожидания может составить от двух до семи лет.
Другой способ патентования - воспользоваться имеющейся международной системой патентования по процедуре одной из мировых или региональных патентных конвенций. Он применяется обычно, если необходимо запатентовать изобретение в 4-5 странах одновременно.
Независимо от того, какой из способов загранпатентования избран, заявитель-казахстанец (физическое или юридическое лицо) должен в соответствии со ст. 36 Патентного закона вначале падать заявку на свое изобретение, полезную модель или промышленный образец в Патентное ведомство Республики Казахстан, Эго связано с тем, что необходимо проверить наличие или отсутствие в заявке сведений, составляющих государственный секрет, В течение трех месяцев Патентное ведомство обязано дать разрешение или сообщить о своем возражении по патентованию объекта за рубежом.
В деле загранпатентования большую помощь казахстанскому заявителю оказывают международные конвенции с участием Республики Казахстан. Важнейшей из них является Парижская конвенция об охране промышленной собственности. Парижская конвенция сама по себе не предусматривает выдачи международного патента, но своими принципами и материальными нормами создает для этого условия. Участник Парижской конвенции гарантирует, что его национальное патентное законодательство не будет содержать дискриминационных мер в отношении иностранного заявителя, создаст для его изобретения такую же охрану, как и своим собственным гражданам (принцип национального режима).
Парижская конвенция содержит правило о конвенционном приоритете, в соответствии с которым заявка, по- данная в одной стране-участнице конвенции, обладает в 1юбой другой стране-участнице двенадцатимесячным приоритетом с момента подачи заявки в первой стране. То есть, в течение целого года (по промышленным образцам шесть месяцев) заявка казахстанского заявителя, поданная в Казахстане, будет считаться более ранней по сравнению с заявкой местного заявителя, даже если в патентном ведомстве данной страны казахстанская заявка появилась позже национальной. В Договоре о патентной кооперации (РСТ) 1970 года Казахстан участвует с 1993 года. Правила этой конвенции облегчают казахстанскому заявителю подачу заявок на одно и то же изобретение одновременно в разных странах. По правилам РСТ заявитель подает в Патентное ведомство Республики Казахстан одну международную заявку с указанием стран и числа других стран-участниц РСТ, в которых он намерен охранять свое изобретение. Патентное ведомство направляет первый экземпляр заявки а Международное бюро ВОИС в г. Женеве, а по автору проводит международный поиск (на предмет выявления уровня техники заявленного изобретения) в одном из аттестованных на его проведение поисковом органе. Отчет о международном поиске направляется заявителю и в Международное бюро ВОИС. Получив отчет о поиске заявитель сам решает, что ему делать дальше - изъять заявку или продолжать по ней дальнейшее производство. Дальнейшими действиями могут быть проведение международной экспертизы заявки по обоснованной просьбе заявителя с выдачей заключения. Изучив заключение, заявитель решает в каких странах ему целесообразно патентовать изобретение, Определив страны, заявитель переводит заявку на соответствующие языки: и заявка переходит в так называемую "национальную фазу". Это означает, что заявка рассматривается по национальным процедурам соответствующих стран и по усмотрению их патентных ведомств выдается национальный патент. Процедура РСТ была приведена нами для примера. Следует учесть, что казахстанский заявитель может защитить свое изобретение и по правилам других конвенций - Конвенции о выдаче европейских патентов 1973 года, Соглашения о создании Африканской региональной организации по охране промышленной собственности 1976 года, Евразийской патентной конвенции 1994 года.
В рамках небольшой главы не удалось рассмотреть особенности международно-правовой охраны всех объектов интеллектуальной собственности. Это очень обширный вопрос. Следует учесть, что в Казахстане по закрепленной в соответствующем законе процедуре охраняются товарные знаки иностранных организаций, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Казахстан участвует в Мадридском соглашении о международной регистрации знаков от 14 апреля 1831 года и это позволяет нашим организациям защитить во многих странах принадлежащие им товарные знаки.
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
В настоящее время Казахстан является участником следующих международных договоров в области интеллектуальной собственности: Конвенция, учреждающая ВОИС (25 декабря 1991 г.); Парижская конвенция по охране промышленной собственности (25 декабря 1991 г.); Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (12 апреля 1999 г.); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (25 декабря 1991 г.); Договор о патентной кооперации (25 декабря 1991 г.); Всемирная конвенция об авторском праве (6 августа 1992 г.); Евразийская патентная конвенция (9 сентября 1994 г.). Вышеназванные конвенции оказали существенное влияние на формирование законодательства об интеллектуальной собственности в Казахстане, т. к. при его разработке с 1992 года уже планировалось присоединение к мировым конвенциям с учетом современных международных требований.
Начало взаимоотношений Казахстана в лице его Постпредства с данной международной организацией характеризуется концентрацией внимания на качественной отработке вопросов, связанных с охраной материальных и художественных произведений, лицензировании товарных знаков в Казахстане, бюджетных и организационных вопросов деятельности ВОИС.
Охрана авторского права на международном уровне была предпринята приблизительно в середине 19-го века с помощью двусторонних договоров, которые, хотя и предусматривали взаимное признание прав, тем не менее, имели недостатки единообразия и полноты. Потребность в единой системе охраны авторских прав привела к формулированию и принятию 9 сентября 1886 г. Бернской конвенции но охране литературных и художественных произведений. Данный международно-правовой документ является старейшим международным договором в области авторского права, открытым для присоединения всех государств. Акты о присоединении или ратификации сдаются на хранение Генеральному директору ВОИС.
Естественно, в связи с развитием международно-правовых отношений первоначальный текст Конвенции неоднократно «пересматривался с целью совершенствования международной системы охраны, о которой в ней идет речь. Изменения были призваны дать ответ на вызов быстрого технического прогресса в области использования произведений авторов, обеспечить международно-правовое признание новых прав и необходимый пересмотр старых. Первый пересмотр такого рода имел место в Берлине в 1908 году, спустя 22 года после принятия Бернской конвенции в 1886 г. Затем последовали пересмотры в Риме в 1928 г., в Брюсселе в 1948 г., в Стокгольме в 1967 г. и в Париже в 1971 г.».
Целями пересмотра Конвенции в Стокгольме были: учет достижения технического прогресса, нужды и потребности нескольких новых независимых развивающихся государств, а также внесение некоторых административных и структурных изменений. Что касается положений, разработанных в Стокгольме с тем, чтобы обеспечить интересы в первую очередь развивающихся стран, то их дальнейшая разработка продолжалась до Конференции 1971 г. в Париже, на которой были подготовлены новые компромиссные решения. Материально-правовые положения Стокгольмского акта, которые так и не были приняты Стокгольмской конференцией, были приняты Парижской конференцией и включены в состав Стокгольмского акта.
Согласно преамбуле, цель Бернской конвенции заключается в том, чтобы «охранять настолько эффективно и единообразно, насколько это возможно, права авторов на их литературные и художественные произведения». В ст. 1 говорится, что страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.
Бернская конвенция основана на трех принципах:
1. Принцип «национального режима», в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах-членах союза такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам.
2. Принцип автоматической охраны, в соответствии с которым такой национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, т.е. охрана предоставляется автоматически и не обуславливается формальными условиями регистрации, депонирования и т.д.
3. Принцип независимости охраны, в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения.
Ст. 2 Конвенции содержит неограничительный (иллюстративный и неисчерпывающий) список охраняемых произведений, включающих все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом, и в какой бы форме они не были выражены. Следует отметить, что производные произведения, то есть произведения, основанные на других существовавших ранее произведениях, таких, как переводы, переработки, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного и художественного произведения, охраняются наравне с оригинальными произведениями, а охрана некоторых категорий произведений является факультативной. Так, каждая страна, присоединившаяся к Бернской конвенции, сама решает, в какой степени она желает обеспечить охрану официальных текстов законодательного, административного и судебного характера, произведений прикладного искусства, лекций, обращений и других публично произнесенных произведений и произведений народного творчества. Более того, предусматривается возможность поставить охрану произведений или каких-либо их определенных категорий в зависимость от того, закреплены ли они в той или иной материальной форме. В качестве примера можно привести хореографические произведения.
Информация о работе Международный договор как источник международного интеллектуального права