Международный договор как источник международного интеллектуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:06, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.
В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4


1.СИСТЕМА ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
6
1.1 Международное право интеллектуальной собственности как отрасль международного права
6
1.2 Источники международного права интеллектуальной собственности
18
1.3 Соотношение источников международного права и национального законодательства РК в области международного права интеллектуальной собственности
20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА
23
2.1 Правовая природа международного договора в области международного интеллектуального права
23
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
38
2.3 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан
64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Рауан.doc

— 488.00 Кб (Скачать документ)

Согласно положений Парижской конвенции норма национального режима применяется в отношении всех преимуществ, которые предоставляются различными национальными законодательствами своим гражданам. Это означает, что национальное законодательство должно применяться к гражданам определенной страны-члена таким же образом, как оно применяется к гражданам других стран-членов. В этом отношении норма национального режима исключает любую возможность дискриминации, наносящей ущерб гражданам других стран-членов. К тому же это означает, что исключается любое требование о взаимности охраны. Предположим, что в какой-то стране-члене срок патентной охраны более длительный, чем в другой стране-члене: первая страна не имеет права предусматривать, что граждане второй страны будут иметь такой же по продолжительности срок охраны, какой им доставляется законом этой второй страны. Этот принцип применяется не только к кодифицированному закону, но также и к практике судов (юриспруденции), практике патентного ведомства или других административных государственных учреждений, поскольку он применяется к гражданам страны.

В данном договоре устанавливается также и исключение в норме национального режима. Национальное законодательство, относящееся к судебной и административной процедуре, к компетенции и к требованию представительства, однозначно «сохраняется», чтс означает, что определенные требования обычного процедурного характера, которые налагают специальные условия на иностранцев для целей судебной и административной процедуры, могут юридически также применяться против иностранцев, являющихся гражданами стран-членов. Примером может служить требование для иностранцев вносить в качестве гарантии или залога определенную сумму на судебные издержки. Еще один пример четко устанавливает требование для иностранцев: либо указать адрес для переписки, либо назначить агента в стране, в которой испрашивается охрана. Последнее является одним из наиболее распространенных требований, предъявляемых к иностранцам, а также разрешенным исключением из нормы национального режима.

Ст. 4 Конвенции содержит право приоритета, означающее, что на основе обычной заявки на право промышленной собственности, поданной заявителем в одной из стран-членов, тот же заявитель (или его правопреемник) может в течение определенного периода времени (6 или 12 месяцев) испрашивать охрану во всех других странах-членах. Эти более поздние заявки потом будут рассматриваться, как если бы они были поданы в тот же день, как и первая (или более ранняя заявка). Иначе говоря, эти более поздние заявки имеют статус приоритетных в отношении ко всем заявкам, относящимся к тому же изобретению и поданным после даты подачи первой заявки. Они также имеют статус приоритетных по отношению ко всем действиям, совершенным после этой даты, которые обычным образом были бы способны лишить юридической силы права заявителя либо патентоспособность его изобретения. Право приоритета дает большие практические преимущества заявителю, желающему получить охрану в нескольких странах. От заявителя не требуется подавать все заявки, как в своей стране, так и за рубежом в одно и то же время, поскольку в его распоряжении имеется от 6 до 12 месяцев для определения, в каких странах испрашивать охрану. Заявитель может использовать этот период с целью тщательного просчитывания, какие шаги следует предпринять для обеспечения охраны в различных странах, которые представляют интерес в этом случае.

Право приоритета может основываться только на первой заявке на одно и тоже право промышленной собственности, которая должна быть подана в стране-члене. Именно из-за этого нельзя вслед за первой заявкой подавать вторую, возможно улучшенную заявку, а затем использовать ее как основу для приоритета. Причина данной нормы очевидна: нельзя позволить бесконечную цепочку следующих одно за другим притязаний на приоритет на один и тот же объект, поскольку по существу это могло бы значительно продлить срок охраны данного объекта. Ст. 4 Парижской конвенции ясно признает, что к праву приоритета может также прибегнуть и правопреемник первого заявителя. Право приоритета может передаваться правопреемнику без одновременной с этим передачи самой первой заявки. Это также позволяет передавать право приоритета различным лицам в различных странах, что на практике встречается довольно часто. Для возникновения права приоритета первая заявка должна быть «подана надлежащим образом». Любая подача, эквивалентная национальной подаче, является действительной основой права приоритета. Обычная национальная подача означает любую подачу, надлежащим образом устанавливающую дату, на которую подана заявка в соответствующей стране. Понятие «национальная подача» определяется включением также и заявок, поданных в соответствии с двусторонними или многосторонними договорами, заключенными между странами-членами. Продолжительность приоритетного периода различна в соответствии с видами прав промышленной собственности. Дня патентов на изобретение и полезные модели приоритетный период составляет 12 месяцев, для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев.

Норма, касающаяся «независимости» патентов, содержится в ст. 4 Конвенции. Эта норма означает, что патенты на изобретения, выданные в странах-членах гражданам или резидентам стран-членов, должны рассматриваться как независимые от патентов на изобретение, полученные на то же самое изобретение в других странах, включая страны, не участвующие в Конвенции. Данный принцип должен пониматься в самом широком его смысле. Это означает, что выдача патента на данное изобретение в одной стране не обязывает никакую другую страну-член выдать патент на то же самое изобретение. К тому же этот принцип означает, что не может быть отказано в выдаче патента на изобретение, он не может быть признан недействительным или каким-то образом прекращено его действие в любой стране-члене на основании того, что в какой-либо другой стране было отказано в выдаче патента на то же самое изобретение или он был признан недействительным, или он больше не поддерживается, или прекращено его действие. В этом отношении судьба какого-то определенного патента на изобретение в одной стране никоим образом не влияет на судьбу патента на то же самое изобретение в любой из других стран.

Поскольку, как отмечалось ранее, товарные знаки являются составной частью промышленной собственности, то данный элемент интеллектуальной собственности логично вписался в интерьер Парижской конвенции, затрагивающей вопросы использования товарных знаков. Ст. 5 и касается обязательного использования зарегистрированных товарных знаков. В некоторых странах, предусматривающих регистрацию товарных знаков, требуется также, чтобы товарный знак после его регистрации использовался в течение определенного времени. Если это использование не выполняется, то товарный знак может быть вычеркнут из реестра. Для этой цели «использование» понимается в значении продажи маркированных товарным знаком товаров, хотя национальное законодательство может истолковать выполнение требования по использованию товарного знака более широко. Данная статья устанавливает, что если использование является обязательным, то регистрация товарного знака за его неиспользование может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока и только лишь в том случае, если владелец не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия. Определение «справедливый срок» умышленно оставлено на усмотрение национальных законодательств соответствующих стран либо компетентных по решению таких вопросов органов. Данное определение предназначено для того, чтобы предоставить владельцу знака достаточно времени и возможность для организации надлежащего использования знака, с учетом того, что зачастую владельцу приходится использовать свой знак в нескольких странах.

Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято только в случае, если владелец не предоставляет доказательств, оправдывающих неиспользование его товарного знака.

Относительно административных и финансовых положений Парижской конвенции ее страны-участницы образуют Союз по охране промышленной собственности. В создании Союза Конвенция идет дальше простого договора, устанавливающего права и обязанности. Она также устанавливает юридическое лицо в международном праве с необходимыми органами для выполнения определенных задач. Союз представляет собой единое административное образование и административную связь между различными актами Парижской конвенции. В соответствии с этой концепцией Союза государство, становящееся членом Союза посредством присоединения к самому последнему (Стокгольмскому) акту Парижской Конвенции, становится связанным в отношении всех стран-членов, и даже тех, кто не является членом Стокгольмского акта.

Союз имеет три административных органа: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС, возглавляемое Генеральным директором ВОИС. Ассамблея состоит из всех стран-членов, связанных, по крайней мере, административными положениями Стокгольмского акта. Ассамблея является главным руководящим органом Союза, наделенным всеми политическими и контрольными полномочиями. Она занимается всеми вопросами, относящимися к поддержанию и развитию Союза и реализации Парижской конвенции. В частности, она дает директивы для подготовки конференций по пересмотру Конвенции. Она обсуждает и одобряет доклады и деятельность Генерального директора ВОИС относительно Союза и инструктирует его по вопросам, входящим в компетенцию Союза. Она определяет программу, принимает двухлетний бюджет Союза и одобряет его финансовые отчеты. Ассамблея собирается на очередную сессию раз в два года вместе с Генеральной Ассамблеей ВОИС. В свою очередь Ассамблея имеет Исполком, состоящий из 1/4 части стран-членов Ассамблеи, избираемый Ассамблеей на период между двумя очередными сессиями с уделением должного внимания справедливому географическому распределению. Исполком собирается на очередную сессию раз в год вместе с Координационным комитетом ВОИС. Исполком является меньшим руководящим органом Союза. Он занимается всеми функциями, которые приходится выполнять в течение периода между очередными сессиями Ассамблеи и для которых Ассамблея является слишком большим органом. Он подготавливает заседания Ассамблеи и принимает все необходимые меры для обеспечения выполнения программы. Международное

Бюро ВОИС является административным органом Союза. Оно выполняет все административные задачи Союза, осуществляя функции секретариата различных органов Союза.

Казахстан, наряду с Россией и Украиной, от имени группы стран СНГ с 18 по 19 марта 1997 г. принял участие в работе Координационного Комитета Генеральной Ассамблеи ВОИС. Целью данного совещания было выдвижение единой кандидатуры на пост нового Генерального директора ВОИС. В результате тайного поименного голосования из 10-ти представленных на рассмотрение ВОИС кандидатур на пост Генерального директора был предложен г-н Камиль Идрис, который позже, на сентябрьской сессии ВОИС, был утвержден в этом качестве, став с 1 – го ноября 1997 г. новым руководителем ВОИС.

Для преодоления некоторых присущих традиционной системе проблем Исполнительный комитет Международного (Парижского) союза по охране промышленной собственности в сентябре 1996 г. обратился в ВОИС с просьбой о срочном проведении исследования решений по сокращению дублирования усилий, как заявителей, так и национальных патентных ведомств. В 1967 г. ВОИС подготовила проект международного договора и представила его Комитету экспертов. В последующие годы ряд заседаний подготовил пересмотренные проекты, а состоявшаяся в «июне 1970 г. в Вашингтоне Дипломатическая конференция приняла договор, получивший название Договора о патентной кооперации (РСТ). РСТ вступил в силу 24 января 1978 г. и стал действовать с 1 июня для первых восемнадцати Договаривающихся государств. Подача международных заявок по процедуре РСТ началась 1 июня 1978 г. К концу 1995 г. общее количество международных заявок, полученных Международным бюро ВОИС, достигло 246 622». Эти краткие показатели прогресса РСТ демонстрируют уверенность в том, что все большее число стран будет становиться участниками РСТ в ближайшей перспективе и применение этого договора будет существенно возрастать.

Как видно из названия, Договор о патентной кооперации является соглашением по международному сотрудничеству в области патентов. Часто о нем говорят, что он является наиболее крупным достижением в международном сотрудничестве в этой области после заключения самой Парижской конвенции. Однако данный Договор является в большей степени нормативно-правовым актом о рационализации и сотрудничестве в отношении подачи патентных заявок, поиска и проведения экспертизы, а также распространения содержащейся в заявках технической информации. РСТ не предусматривает выдачу «международных патентов»: такая задача и ответственность за выдачу патентов остается исключительно в руках патентных ведомств стран или действующих от имени стран, где испрашивается охрана. РСТ не конкурирует, а фактически дополняет Парижскую конвенцию. На самом деле он является специальным соглашением в соответствии с Парижской конвенцией, открытым только для государств – участников Парижской конвенции. Главной целью РСТ является упрощение и повышение эффективности и экономичности, ранее установленных способов обращения в несколько стран о патентной охране изобретений в интересах пользователей патентной системы и ведомств, которые отвечают за ее работу.

До введения в действие РСТ единственным средством получения охраны изобретения в нескольких странах была подача отдельной заявки в каждую страну. Эти заявки, с каждой из которых работа проводилась отдельно, вынуждали проводить повторяющуюся работу, связанную с подачей и экспертизой в каждой стране.

В целях достижения целей РСТ:

1.      устанавливает международную систему, позволяющую путем подачи единственной заявки в единственное патентное ведомство на одном языке, принятом в каждой из стран – участников РСТ, которую заявитель называет в своей заявке;

2.      предусматривает проведение формальной экспертизы международной заявки единственным патентным ведомством – получающим ведомством;

3.      подвергает каждую международную заявку международному поиску, результаты которого приводятся в отчете, упоминающем соответствующий уровень техники (главным образом, опубликованные патентные документы, относящиеся к предшествующим изобретениям), которые, возможно, придется принимать во внимание при вынесении решения о том, является ли изобретение патентоспособным; этот отчет сначала доводится до сведения заявителя и позднее публикуется;

4.      предусматривает централизованную международную публикацию международных заявок с относящимися к ним международным отчетам о поиске, а также их отправку указанным ведомствам; предусматривает выбор для международной предварительной экспертизы по международной заявке, который предоставляется ведомствам, которым придется принимать решение, выдавать или не выдавать патент, а заявителю – отчет, содержащий мнение в отношении того, удовлетворяет ли заявленное изобретение определенным международным критериям патентоспособности.

После формальной проверки и установления даты международной подачи получающее ведомство пересылает один экземпляр международной заявки в Международное бюро ВОИС («регистрационный экземпляр») и другой экземпляр («копия для поиска») в Международный поисковый орган. Третий экземпляр оно хранит у себя («копия для получающего ведомства»). Получающее ведомство также собирает все пошлины РСТ и переводит пошлину за поиск в Международный поисковый орган, а международную пошлину – в Международное бюро. По каждой международной заявке проводится международный поиск, являющийся высококачественным поиском патентных документов и патентно-ассоциируемой литературой на языках подачи большинства патентных заявок. Высокое качество международного поиска обеспечивается предписываемыми РСТ стандартами документации, квалификации персонала и методов поиска международных поисковых органов, которыми являются опытные патентные ведомства, специально назначенные Ассамблеей Союза РСТ (созданный в соответствии с РСТ высший административный орган) для проведения международных поисков на основе соглашения по соблюдению стандартов и сроков РСТ.

Информация о работе Международный договор как источник международного интеллектуального права