Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на 152 вопроса по дисциплине "Международное право".
Можно также различать международные организации общего характера, преследующие, помимо экономических, политические, оборонительные и др. цели (Европейский Союз, СНГ и т.п.), и специализированные экономические организации, регулирующие отдельные аспекты межгосударственного сотрудничества (Европейский патентный союз, международные организации по нефти, сахару, каучуку, кофе и т.д.).
Европейская конференция министров транспорта создана в 1953 г. в целях координации деятельности европейских государств в сфере транспорта, гармонизации развития национальных транспортных систем. Конференция разрабатывает рекомендации и резолюции, предлагаемые впоследствии участвующим государствам.
Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капиталовложений обеспечивает целый комплекс мер — льготное налогообложение, выплата компенсаций в случае вооруженных конфликтов и беспорядков, беспрепятственный перевод прибыли за рубеж, независимость органов по решению возникающих инвестиционных споров и т.д.
Государства активно сотрудничают в деле поощрения и защиты капиталовложений. Так, во многих европейских государствах предусматривается предоставление иностранным инвесторам национального режима, устанавливается льготный налоговый режим, закрепляется процедура суброгации (уступки инвесторами своих прав при наступлении страхового случая своему государству).
Россия в настоящее время является участником порядка 30 двусторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений. Кроме того, Россия ратифицировала многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., заключенное в рамках СНГ.
Договоры дают перечень лиц, могущих быть инвесторами. Под инвесторами понимаются: физические лица, являющиеся гражданами договаривающихся государств; юридические лица, созданные в договаривающихся государствах.
Термин «капиталовложения» охватывает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одного государства вкладывают на территории другого, и в частности:
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
акции, вклады и другие формы участия;
права требования по денежным средствам или услугам, имеющим экономическую ценность;
авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки или знаки обслуживания, фирменные наименования, а также технологию и «ноу-хау»;
права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов.
Капиталовложения инвесторов договаривающихся государств не могут быть национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых капиталовложений. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конвертируемой валюте и свободно переводится на территорию другого государства.
Соглашения гарантируют инвесторам после уплаты ими соответствующих налогов и сборов беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями.
Государство, на территории которого был нанесен ущерб капиталовложениям инвесторов в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков, предоставляет таким инвесторам в отношении восстановления имущества, компенсации и других видов урегулирования режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства.
Важным аспектом правового режима иностранных инвестиций является возможность независимого и беспристрастного разрешения инвестиционных споров. В соответствии с положениями Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. (находится на ратификации в Федеральном Собрании РФ) определен орган по разрешению такого рода споров (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) и предусмотрена процедура арбитражного разбирательства.
По соглашениям о капиталовложениях споры между государством и инвестором, возникающие в связи с осуществленными капиталовложениями, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, могут быть переданы по выбору инвестора в:
компетентные суд или арбитраж государства, на территории которой осуществлены капиталовложения; либо третейский суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ*.
Одним из важных направлений международного сотрудничества в сфере экономики является взаимодействие государств по вопросам налогообложения. Россия участвует в нескольких десятках международных налоговых соглашений. В их числе:
договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов;
договоры об обмене информацией и сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства;
договоры о налогообложении доходов от международных перевозок;
договоры, содержащие «налоговые» нормы (о поощрении и защите капиталовложений; о защите авторских и смежных прав; о дипломатических, консульских и иных представительствах).
В договорах об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов предусмотрен перечень налогов, на которые они распространяются; определяются территории, на которые распространяется действие данных соглашений; дается расшифровка некоторых категорий международного налогового права («компания», «лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве», «постоянное представительство» и др.); регламентируется порядок налогообложения доходов иностранных юридических лиц и доходов от отдельных видов деятельности; содержатся правила об устранении двойного налогообложения.
Договорами устанавливаются особые правила в отношении налогообложения доходов директоров компаний, юристов, врачей, спортсменов, студентов, ученых и других категорий граждан.
Следует учитывать, что все соглашения по налоговым вопросам непосредственно применяются в РФ и имеют, в случае коллизии, приоритет перед нормами российского налогового законодательства.
Международное право — постоянно развивающаяся правовая система, в которой активно осуществляются процессы кодификации.
Кодификация международного права— это более точное формулирование и систематизация международно-правовых норм в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. Кодификация может быть отраслевой или внутриотраслевой.
Под прогрессивным развитием международного права понимается подготовка проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.
Важную роль в кодификации и прогрессивном развитии международного права играет Комиссия международного права ООН, деятельность которой регулируется Положением 1947 г. (с последующими изменениями), утвержденным Генеральной Ассамблеей ООН. Комиссия имеет своей целью содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Хотя Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, она рассматривает и вопросы частного права. За период своей деятельности Комиссия разработала большое число проектов международно-правовых актов в различных отраслях международного права.
Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты в области права международных договоров, права международных организаций, права внешних сношений, международного права в период вооруженных конфликтов.
Россия активно сотрудничает с государствами и международными организациями в сфере таможенных отношений, в частности, участвует в создании таможенных союзов, зон свободной торговли, деятельности таможенных организаций, заключает международные соглашения по таможенным вопросам. Качественное своеобразие таможенных отношений, а также объем и качество их международно-правового регулирования свидетельствуют о том, что в современном международном праве идет формирование новой самостоятельной отрасли — международного таможенного права. Можно назвать сотни соглашений по таможенным вопросам: Конвенции о номенклатуре для классификации таможенных тарифов 1950 г., Конвенции об оценке товаров в таможенных целях 1950 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Основы таможенного законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств 1995 г. и др.
Выделяются следующие направления международного сотрудничества в области таможенных отношений: определение таможенного режима; создание таможенных союзов и организаций; унификация национальных таможенных правил и процедур; развитие средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов.
Различают три вида таможенного режима.
Национальный режим заключается том, что предприятия и граждане одного государства приравниваются в сфере таможенных отношений к физическим и юридическим лицам другого государства.
Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам условий, которыми в таможенных отношениях пользуется любое третье государство.
Режим преференций предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.
В ряду международных таможенных организаций центральное место занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)*. Генеральное соглашение о тарифах и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Сегодня в эту организацию входят свыше 130 государств, в том числе и Россия. Функции ГАТТ заключаются в регулировании торговой политики государств, подготовке и принятии соглашений по экономическим вопросам, урегулировании межгосударственных споров.
Деятельность ГАТТ была направлена на обеспечение соблюдения следующих принципов:
осуществление торговли без дискриминации;
поощрение здоровой конкуренции;
регулирование внешнеэкономических операций и др.
Члены ГАТТ, в частности, обязались сокращать таможенные пошлины и сборы, унифицировать процедуру их взимания, принимать меры к сближению систем национального хозяйственного законодательства, предоставление преимуществ в торговле развивающимся странам.
В 1994 г. было подписано соглашение, предусматривающее создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).
Основная цель ВТО — содействие экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем обеспечения полной занятости, роста производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития, охраны окружающей среды.
Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей всех государств-членов. Созывается раз в два года; создает вспомогательные органы; решения принимаются консенсусом. Исполнительный орган — Генеральный совет, в ведении которого находятся Орган по решению споров, Орган по торговой политике, различные комитеты. Организационной деятельностью занимается Секретариат ВТО.
Совет таможенного сотрудничества (СТС) был образован в соответствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г. (Россия участвует). Цели СТС: исследование вопросов взаимодействия национальных таможенных систем; обеспечение более тесного сотрудничества государств — участников Конвенции, обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регулировании; унификация таможенного законодательства стран-участниц; разработка рекомендаций и проектов конвенций по таможенным вопросам.
Органами СТС являются Совет, Постоянный технический комитет и Генеральный секретариат.
Штаб-квартира Совета располагается в г. Брюсселе.
Государства активно сотрудничают в области обмена информацией и связи, включая радиовещание, телевещание, распространение печатной и звуковой продукции. Имеется несколько десятков международных специальных соглашений в этой сфере, в большинстве из которых Россия участвует: Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г., Международная конвенция электросвязи (в редакции 1991 г.), Конвенция о международном обмене изданиями 1958 г., Конвенция о международном обмене официальными изданиями и правительственными документами 1958 г., Конвенция о распоряжении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г., соглашения об обмене правовой, экономической информацией, информацией в сфере внешнеэкономической деятельности.