Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:12, курсовая работа
В качестве объекта исследования в данной работе выступают молодые чиновники. Предметом исследования является социальная и профессиональная адаптация молодых чиновников. Главная цель работы - рассмотреть социальную и профессиональную адаптацию молодых чиновников. Среди основных задач можно выделить следующие:
1) выявление теоретической сущности понятий "социальная" и "профессиональная адаптация";
2) выделение основных особенностей социальной и профессиональной адаптации молодых чиновников;
3) определение условий и факторов адаптации молодых чиновников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ЧИНОВНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………..5
1.1 Понятия “социальная” и “профессиональная адаптация”…..5
1.2 Особенности социальной и профессиональной адаптации государственных служащих…………………………………………..11
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
МОЛОДЫХ ЧИНОВНИКОВ…………………………………………..21
2.1 Условия и факторы социальной и профессиональной адаптации молодых чиновников……………………………………..21
2.2 Основные стратегии и формы социальной и профессиональной адаптации молодых чиновников……………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..45
К настоящему времени в России создана достаточно широкая нормативная база государственной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции РФ, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации.
Вторая
группа актов регламентирует тот или другой
уровень государственной службы. Это «Положение
о федеральной государственной службе»,
утверждённой Указом Президента от 22 декабря
2000г. и др.
Третья группа источников института
государственной службы - федеральные
акты, определяющие правовой статус отдельных
видов государственной службы. В их числе
законы РФ: «О прокуратуре РФ», «О воинской
обязанности и военной службе», «О службе
в таможенных органах РФ». Такую же юридическую
силу имеют утверждённые Верховным Советом
РФ в 2000 «Положение о службе в органах
внутренних дел РФ» и «Положение о прохождении
службы в органах налоговой полиции РФ».
В четвёртую группу источников входят
акты, регламентирующие отдельные элементы
организации службы в целом или только
определённых её видов. Из этой, самой
большой группы источников наибольший
интерес представляют: Указы Президента
РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной
службы» от 4 апреля 2001, «О первоочередных
мерах по организации системы государственной
службы в РФ» от 3 июня 1993, утверждённые
в 2000 Правительством РФ «Положение о проведении
аттестации руководителей и специалистов
структурных подразделений центральных
органов федеральной исполнительной власти»
и «Положение о проведении конкурса при
приёме на работу в центральные органы
федеральной исполнительной власти».
Также в Законе «Об основах государственной
службы РФ» в ст.1, определяются должности,
исполнение обязанностей по которым не
относится к государственной службе. Государственные
должности - это должности в федеральных,
региональных и иных государственных
органах, устанавливаемые Конституцией
РФ, федеральными законами, Конституциями
и Уставами субъектов Федерации с определённым
кругом обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного
органа.
Государственная
служба основана на следующих принципах:
1) верховенства Конституции РФ и федеральных
законов над нормативными правовыми актами,
должностными инструкциями при исполнении
государственными службами должностных
обязанностей и обеспечении их прав;
2)приоритета прав и обязанностей человека
и гражданина, их непосредственного действия;
обязанности государственных служащих
признавать, соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина;
3)единства системы государственной власти,
разграничения предметов ведения между
РФ и субъектами РФ;
4)разделения
законодательной, исполнительной и судебной
власти;
5)равного доступа граждан к государственной
службе в соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой;
обязательности для государственных служащих решений, принятыми вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
6)единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
7)профессионализма и компетенции государственных служащих;
8) гласности в осуществлении государственной службы;
9) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства;
11) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Наконец,
государственный служащий обязан передавать
в доверительное управление под гарантию
государства на время прохождения государственной
службы находящиеся в его собственности
доли (пакеты акций) в уставном капитале
коммерческих организаций в порядке, установленном
федеральным законом. Кроме законодательно закрепленных ограничений,
на государственной службе существуют
к тому же перегрузки, связанные с ненормированным
характером труда, то есть занятостью
во внеслужебное время, а также жесткостью
требований, предъявляемых в административной
иерархии. Причем нагрузка и требования
к государственному служащему возрастают
с продвижением его вверх по служебной
лестнице.
В то же время, государство предоставляет
своим служащим достаточно широкий ряд
социальных гарантий. Статья 15 Федерального
закона «Об основах государственной службы»
гарантирует государственному служащему:
• условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
•
денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов федерации;
• ежегодный оплачиваемый отпуск;
• медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
• переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
• обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
• пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здо ровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
• защиту его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Федеральными законами и законами субъектов федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего[20].
Здесь необходимо точнее определить, о ком же идет речь. Служащие государственного и муниципального аппаратов управления (чиновники) - это лица, профессионально занимающиеся административно-управленческой деятельностью. Можно сказать, что чиновник - это «держатель» права отдавать команды. Он никогда не осуществляет эту власть по собственной воле, он пользуется ею как доверенное лицо безличного института, обладающего правом принуждения. Закон отделяет чиновника от средств управления как в материальной, так и в денежной их форме.
Чиновник, будучи принятым в учреждение (в аппарат), берет на себя специфические обязательства по управлению, получая в свою очередь определенные гарантии существования. При этом предполагается, что должность не используется для извлечения ренты или для обмена услугами.
Чиновник получает не зарплату, а жалование (а эти две формы оплаты совершенно различны по содержанию). Это означает, что его денежный доход не зарабатывается в смысле оплаты конкретной работы, а жалуется ему за занятие определенного поста. Его размер жестко привязан к месту статусной позиции в должностной иерархии. Поэтому чиновник его не зарабатывает, а получает за исправное исполнение своих функций. За плохое исполнение он может лишиться своего поста или быть переведен на нижестоящую и соответственно ниже оплачиваемую позицию. За отличное исполнение служебных функций он может быть переведен на более высокий и выше оплачиваемый пост.
Чиновник вместе со своим постом получает и присущий этой позиции престиж. И этот престиж выше, чем у управляемых. Кроме того, его официальная позиция (прежде всего политических чиновников) охраняется государством посредством специальных статей в уголовном кодексе, предусматривающих наказание за оскорбление чиновника, неуважение к государству и т.п. Официальные почести, несмотря на нередко сугубо личностную их форму, также приписаны к соответствующему посту.Однако не каждый человек может работать в государственном аппарате РФ. При приёме на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений по признакам пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 60.
Граждане РФ с двойным гражданством, т.е. ещё и с гражданством иностранного государства также имеют право поступления на государственную службу на предусмотренных нормативно-правовыми актами условиях. Что касается иностранных граждан, то они не могут быть приняты на государственную службу, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Запрет на доступ к государственной службе действует и в отношении лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.
Но и гражданин РФ не может быть принят на государственную службу в следующих случаях:
• признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
• лишение его судом права занимать государственные должности в течение определённого срока;
• наличие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
• наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сёстры, сыновья, дочери, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с государственными служащим, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного другому;
• отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, от представления сведений о доходе или имуществе.
Такая нормативная характеристика государственной службы позволяет чётко определить черты статуса государственного служащего. Это - гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленным федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или за счёт средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Государственные чиновники призваны выполнять функцию посредников во властных отношениях между государством и населением. Они ответственны за работоспособность государственного хозяйства.
В настоящее время подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров государственной службы, и прежде всего органов исполнительной власти, на основе государственной лицензии занимаются 118 государственных и негосударственных учебных заведений и центров (данные за 2000 год). Значительная их часть являет собой единую образовательную систему подготовки госслужащих Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Это 54 учебных заведения, включая филиалы, отделения, факультеты. Студенты, обучающиеся здесь, - потенциальные чиновники, хотя на практике далеко не все они становятся служащими государственного аппарата; многие работают менеджерами в коммерческих фирмах и т.д. (определенную часть этой группы составляют молодые люди, которые попытались работать в системе государственного аппарата, но не сумели к ней адаптироваться).
Социальная и профессиональная адаптация молодых чиновников имеет свои специфические особенности, определяющиеся в первую очередь особенностями административно-управленческой среды и особенностями структуры личности, характерной для работников государственного аппарата.
Успешная управленческая адаптация во многом определяется выраженностью тех или иных качеств личности руководителя, которые задают направленность и продуктивность протекания отдельных стадий адаптации, влияют на временные характеристики их протекания. Очень большое значение для успешной управленческой адаптации имеет обобщенная структура личности руководителя, объединяющая в себе пять подструктур:
• идейно-политические качества личности руководителя: идейная зрелость и убежденность, общий политический кругозор и др.;
• профессиональная компетентность руководителя: имеющиеся знания, опыт решения технологических и экономических задач, возникающих в управленческой деятельности;
• организаторские способности руководителя: организаторское чутье, практический ум, психологический такт, эмоционально-волевая действенность и склонность к организаторской деятельности;
• педагогические качества руководителя: навыки по эффективному обучению и воспитанию подчиненных, коллег;
• морально-этические качества руководителя: чувство справедливости по отношению к другим, честность, доброжелательность, уравновешенность в общении, уважение к сотрудникам и др.
Необходимо также отметить характерные особенности процесса социальной и профессиональной адаптации молодых чиновников:
Информация о работе Социальная и профессиональная адаптация молодых чиновников