Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:24, контрольная работа
Целью работы является изучение особенностей правового регулирования гарантийных и компенсационных выплат в трудовом праве Российской Федерации.
Введение. 3
1. Содержание понятий гарантийных и компенсационных выплат и цели их предоставления. 4
2. Случаи предоставления гарантийных и компенсационных выплат. 6
2.1. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность. 6
2.2. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. 14
2.3. Гарантии и компенсации работникам, предоставляемые в связи с обучением и повышением квалификации. 20
2.4. Гарантийные и компенсационные выплаты, предоставляемые в случаях изменения состояния здоровья работника, влияющего на его трудоспособность. 25
2.5. Гарантийные и компенсационные выплаты, связанные с расторжением трудового договора. 31
2.6. Возмещение расходов при использовании личного имущества работников. 34
Заключение. 35
Список литературы. 36
«Особый порядок возмещения расходов предусмотрен для поездок работников при выполнении работ вахтовым методом. Поскольку в отличие от обычных служебных командировок такая работа носит для них постоянный характер, им взамен суточных выплачивается надбавка к тарифной ставке (должностному окладу), размер которой дифференцирован в зависимости от регионов.
Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в следующих размерах: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 75% тарифной ставки (оклада); в районах Сибири и Дальнего Востока — 50% тарифной ставки (оклада); в остальных районах — 30% тарифной ставки (оклада). Размер надбавки не должен превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренных работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, за каждый день их нахождения в служебной командировке на территории РФ, т.е. 100 руб. (постановление Правительства РФ от 03.02.2005 № 51)». [2, стр. 331]
Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность.
Под переездом
в другую местность следует понимать
переезд в иной населенный пункт
по существующему административно-
Переезд на работу в другую местность возможен при: переводе работника с его согласия в другую организацию, расположенную в иной местности; переводе организации, в которой трудится работник, в другую местность; заключении трудового договора с работодателем, расположенным в другой местности; приеме на работу в другую местность выпускников образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, подготовленных в порядке целевой контрактной подготовки специалистов. [6]
Статья 169 Трудового Кодекса РФ гарантирует работнику возмещение следующих видов расходов: по переезду (самого работника и членов его семьи, к которым относятся супруг(а), дети и родители, проживающие совместно с ним); провозу имущества; обустройству на новом месте жительства.
Конкретный размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора. Это соглашение достигается до переезда работника и оформляется в письменной форме.
Возмещение расходов работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при переезде на работу в другую местность по предварительной договоренности с работодателем определяется Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность». В этих случаях оплачиваются расходы по переезду работника и членов его семьи (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда.
Возмещаются расходы по провозу
имущества железнодорожным, водным
и автомобильным транспортом (общего
пользования) в количестве до 500 кг на
работника и до 150 кг на каждого
переезжающего члена его семьи
— в размере фактических
Оплачиваются также расходы
по обустройству на новом месте жительства:
на работника — в размере
Работнику, кроме того, выплачиваются суточные — в размере 100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к новому месту работы.
Расходы по переезду членов семьи работника и по провозу их имущества, а также по обустройству их на новом месте жительства возмещаются в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения одного года со дня фактического переезда работника.
Расходы по переезду могут возмещаться этими организациями и в более высоких размерах (если они произведены работником с согласия работодателя) за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, и других источников.
Получение работником компенсаций
по переезду влечет за собой его
обязанность прибыть к новому
месту работы и выполнять условия
трудового договора. При нарушении
в той или иной форме этой обязанности
для работника возникают
Работник, который не явился на работу или отказался приступить к ней по уважительной причине, обязан вернуть выплаченные ему средства за вычетом понесенных расходов по переезду его и членов его семьи, а также по провозу их имущества.
Право на получение гарантий и компенсаций имеют выпускники учреждений высшего и среднего образования, заключившие контракт на целевую подготовку (постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»). ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты устанавливают и другие нормативы возмещения расходов. Например, для лиц, заключивших договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним (ст. 326 ТК РФ); лицам, переселяющимся для работы в сельскую местность предоставляется право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия, оплату стоимости проезда, за счет средств регионального бюджета компенсации расходов по оплате суточных за время нахождения в пути, бесплатного топлива в течении первых двух лет и т.д.
Работодатель, согласно ст. 170 ТК РФ, обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы, должности на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 170 Трудового Кодекса Российской Федерации, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным актом либо решением соответствующего общественного объединения.
Случаи предоставления указанных гарантий и компенсаций можно разделить на несколько групп, а именно:
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает гарантии и компенсации в трудовых отношениях для лиц, участвующих в той или иной форме в осуществлении избирательного права. Так, например, члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
К примеру, Федеральным законом от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» для арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия (ст. 6, 7) и Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» для присяжных заседателей предусмотрено сохранение для лиц, привлекаемых к участию в арбитражном и уголовном процессе, места работы. В то же время размер компенсационных выплат за время их участия в осуществлении правосудия различен. Компенсационное вознаграждение арбитражному заседателю выплачивается в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законодательством. Присяжному заседателю выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи этого суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту основной работы пропорционально времени (количеству дней) присутствия в суде.
Воспрепятствование
Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 г. №704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» лицам, участвующим в мероприятиях, связанных с обеспечением исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности или приемом граждан на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно в ходе осуществления этих мероприятий, а также командировочные расходы. Министерство обороны Российской Федерации в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства на вышеназванные цели.
«В соответствии со ст. 172 ТК гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие их избрания на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства, поскольку они осуществляют свои полномочия не на основании трудового договора, а в силу акта избрания. В то же время законами о статусе этих лиц обычно предусматриваются и гарантии, связанные с трудоустройством после окончания полномочий по выборной должности, периода замещения выборной должности и т.д.
Выборными должностями в государственных
органах являются должности Президента
РФ, депутатов Государственной Думы
и законодательных органов
Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что указанным лицам, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту их работы или с их согласия в другой организации. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или службу в течение 6 месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Определенные гарантии в трудовых отношениях установлены и для их супругов, уволенных в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания РФ. Обеспечивается бесплатный проезд и провоз имущества депутатов и проживающих с ним членов семьи и т.д.
Аналогичные гарантии установлены законами субъектов РФ о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти этих субъектов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления (например, главе муниципального образования) социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, также устанавливаются законами субъектов РФ». [2, стр. 341]
Право на эти гарантии имеют только лица, не освобожденные от трудовых обязанностей. Работники, избранные в профсоюзные органы, пользуются следующими гарантиями:
Следует в то же время отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П п. 3 ст. 25 Закона о профсоюзах признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в которой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.
По смыслу постановления Конституционного Суда РФ не подлежит применению также п. 1 ст. 374 ТК в части, предусматривающей возможность увольнения по инициативе работодателя в соответствии с п. 5 ст. 81 ТК (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.
Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, гарантируется предоставление прежней работы (должности), а при невозможности предоставления (в случае реорганизации) - обязательное трудоустройство или выплата среднего заработка в период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года (ст. 375 ТК РФ). Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.