Основы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия, тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) профсоюзного органа провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта.

Содержание

Введение 4
1 Право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников – основные элементы правового статуса профессиональных союзов 8
2 Отношения социального партнерства - одна из основных правовых форм представительства и защиты интересов работников профессиональными союзами. система и формы социального партнерства 18
3 Основы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами 21
3.1 Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя 21
3.2 Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 22
3.3 Гарантии трудовых прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников 28
Заключение 33
Библиографический список 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая - труд право - защита трудовых прав работников профессиональными союзами.docx

— 71.32 Кб (Скачать документ)

Специфика путей и средств, применяемых профсоюзами, при реализации защитной функции тесно связана  с условиями их защитной деятельности, а также теми целями, на которые  она направлена.

Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда  должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных  актов о труде, отвергая или добиваясь  изменения тех из них, которые  отнимают, умаляют трудовые права  и законные интересы трудящихся как  при централизованном принятии актов  законодательными органами Федерации и ее субъектов. Также при заключении соглашений на разных уровнях, при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

И здесь профсоюзы опираются  на п.2 ст.55 Конституции РФ, предусматривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст.372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права3.

Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой является профсоюзный орган как представитель  работников) по регулированию социально-трудовых отношений обсуждает и апробирует проекты многих нормативных актов  о труде.

Профсоюзный орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий  труда работников, не допустить снижения установленных законодательством  гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда  согласно ст.372 ТК работодатель запрашивает  их мнение по разработанному им проекту  локального нормативного акта организации  по вопросам труда.

Работодатель, создав проект локального нормативного акта, содержащего  нормы трудового права, направляет его выборному профсоюзному органу, представляющему интересы большинства  работников.

Профсоюзный орган в течение  пяти дней должен выразить свое письменное мнение по данному документу. Если такое  мнение оказывается отрицательным  или содержащим предложения по его  изменению, то работодатель вправе в  течение трех дней предложить профсоюзному органу прийти к соглашению путем  совместных консультаций (ч.3 ст.372 ТК).

Таким образом, кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия – на учет мнения) при принятии локальных норм трудового  права, но дает возможность ему более  активно своим мотивированным мнением  защищать трудовые права и интересы работников.

При недостижении согласия (это оформляется протоколом) работодатель вправе принять локальный акт  в собственной редакции, но он может  быть обжалован профсоюзным органом  в соответствующую Гострудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган  имеет право начать процедуру  коллективного трудового спора, приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч.4 ст.372 ТК указанный протокол разногласий  работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту  локального нормативного акта делает юридическим фактом – основанием возникновения коллективного трудового  спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разрешения согласно ст.398, 401 ТК РФ.

Государственная инспекция  труда в течение месяца должна провести проверку соответствия локального акта действующему законодательству о  труде и в случае обнаружения  противоречий выдать работодателю предписание  об устранении нарушений. Следовательно, ч.5 ст.371 ТК дает впервые в нашем  законодательстве право решать одновременно коллективный спор как по Закону о  коллективных трудовых спорах в соответствии с гл.61 ТК о порядке их разрешения, так и государственным надзорным  органом – государственной инспекцией труда или в суде. В то же время  в гл.62 ТК ничего не говорится о  том, как суд это решает. Согласно ст.361 ТК решения государственных инспекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы.

Такое одновременное разрешение коллективного трудового спора  о принятии работодателем (вопреки  мнению профсоюзного органа) локального нормативного акта, хотя и заставляет работодателей считаться с мнением  профсоюзного органа, но оно может  создать ситуацию, когда работодатель не будет выполнять предписание  инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективного  трудового спора или на решение  суда. Здесь необходима дополнительно  новая норма по разрешению возможной  коллизии.

Поскольку впервые такой  коллективный трудовой спор отнесен  к компетенции государственной  инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это  новое положение в трудовом праве  требует законодательного уточнения. Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профсоюзного органа по его проекту.

Профсоюзы как наиболее массовая организация трудящихся вышли за рамки представительства интересов  только членов профсоюзов. Они стали  представлять интересы всех рабочих  и служащих, тем самым косвенно представляя интересы и членов их семей. Таким образом, профсоюзы  выступают как одна из наиболее представительных организаций общества.

К профессиональным интересам  трудящихся следует отнести, прежде всего, их стремление улучшать условия  труда, повышать моральную и материальную заинтересованность в результатах  работы. С этими стремлениями тесно  связано желание человека чувствовать  себя не рядовым исполнителем воли администрации, а быть полноправным членом коллектива, желание улучшать условия не только труда, но также  быта и отдыха с учетом своей профессиональной деятельности.

Следовательно, рабочие и  служащие имеют особые профессиональные интересы, как в области труда, так и в области производства, быта и культуры. В этих сферах профсоюзы  и представляют интересы всех рабочих  и служащих, что имеет большое  практическое значение. Так коллективный договор распространяется на всех рабочих  и служащих предприятия, независимо от их членства в профсоюзе.

Профсоюзы особо учитывают  интересы таких больших групп  трудящихся, как женщины, молодежь и  пенсионеры, обусловленные физиологическими особенностями организма, особой социальной ролью женщины в семье, адаптацией лиц, впервые пришедших на производство, к новым условиям, совмещение молодежью  работы с обучением.

Особое социальное свойство профсоюзов представлять интересы не только своих членов, но и профессиональные интересы всех рабочих и служащих включает в себя способность профсоюзов влиять на формирование этих интересов, выявлять, выражать и защищать их. Для  этого профсоюзы используют средства массовой информации, различные опросы, а также такие традиционные формы  как собрания, конференции, пленумы  и съезды 4.

Право профсоюзов на содействие занятости и трудоустройству  воплощается путем принятия участия  в разработке программ занятости; предложений  по социальной защите работников, высвобождаемых из предприятий и организаций  при их ликвидации или реорганизации; осуществления контроля за занятостью работников и соблюдением законодательства о занятости и трудоустройстве. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя и увольнение работника может быть осуществлено с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ТК ст.373).

Приняв решение об увольнении работника, работодатель направляет в  профсоюзный орган данной организации  проект приказа и иные документы, послужившие причиной увольнения. Профсоюзный орган должен в течение недели направить свое письменное мнение работодателю. Если указанный срок пропущен или ответ не содержит мотивированного мнения, то это не служит препятствием к увольнению работника.

При несогласии с принятым решением работодателя об увольнении работника, выраженным в мотивированном мнении, профсоюз в трехдневный срок организует дополнительное обсуждение этого вопроса с работодателем, результаты которого отражаются в протоколе. Если эти процедуры не привели  к общему решению, работодатель по истечении  десяти дней со дня уведомления профсоюзного органа вправе принять окончательное  решение. Но оно может быть обжаловано в государственную инспекцию  труда, которая в течение десяти дней должна рассмотреть заявление  профсоюзного органа.

При обнаружении незаконности увольнения государственная инспекция  труда выдает работодателю предписание  о восстановлении работника в  прежней должности и оплате работнику  времени вынужденного прогула. Работодатель также вправе обжаловать предписание  государственной инспекции труда  в суд.

Законом предусмотрено право  профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и  коллективных договоров от имени  представляемых работников; проведение профсоюзного контроля за выполнением  коллективных договоров, соглашений; направление  представлений работодателям, их объединениям, органам исполнительной власти, органам  местного самоуправления в случаях  нарушений условий коллективных договоров и соглашений, которые  должны быть рассмотрены адресатами в недельный срок. Профсоюзы участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, в организации и проведении забастовок, митингов, собраний, манифестаций, шествий, демонстраций и других актов общественного протеста, связанных с нарушениями трудовых прав работников и защитой их социально-трудовых прав и законных интересов.

Право профсоюзов на социальное партнерство с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления заключается в установлении взаимодействия в вопросах установления условий труда; выбора в представительные органы власти и управления; участия  в управлении государственными фондами  социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными  и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; контроля за их использованием по целевому назначению; проведения и организации оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах; развития санитарно-курортного лечения, отдыха, туризма, физкультуры и спорта.

Право на взаимодействие с  представительными органами работников организации, органами управления организацией строится на основе сотрудничества 5.

Формирование в организациях различных представительных органов  работников не может явиться препятствием к созданию и осуществлению деятельности профсоюзных органов, которые вправе рекомендовать своих представителей для участия в представительных органах данной организации. Но такое  участие не лишает возможности профсоюзным  органам обращаться непосредственно  к работодателю для решения вопросов, касающихся трудовых отношений работников, участвующих в коллективном труде.

Профсоюзы имеют право  на получение от работодателей, органов  государственной власти и местного самоуправления информации, касающейся социально-трудовых вопросов. Полученную информацию профсоюзные органы могут  обсуждать с использованием средств  массовой информации. Привлечение СМИ  очень активно использовалось при  обсуждении проектов нового Трудового  кодекса РФ .

Таким образом, профсоюзный  орган организации при его  должной активности может эффективно защищать трудовые права работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст.73 (об изменении существенных условий трудового договора); ст.82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст.113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст.123 (об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков); ст.144 (при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст.147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст.154 (о конкретных размерах повышения оплаты за работу в ночное время); ст.159 (при применении систем нормирования труда); ст.162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст.180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст.196 (определение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников), а также ряд статей по охране труда (ст.218, 228 ТК РФ) 6.

На стадии применения трудового  законодательства защита профсоюзами  трудовых прав работников от их нарушения  осуществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

 

2 ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ. СИСТЕМА И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Отношения социального партнерства  регулируют Раздел II - социальное партнерство в сфере труда Трудового кодекса РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ ст. 23- 28.

Социальное партнерство  в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений7.

Статья 24 ТК - Основные принципы социального партнерства - Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Информация о работе Основы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами