Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:17, дипломная работа
Цель исследования квалификационной работы является, изучить особенности рабочего времени и отдыха женщин в РФ и их изучение в условиях образовательного школьного учреждения.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- охарактеризовать понятие и правовые нормативы рабочего времени женщин в РФ;
- изучить правовую основу времени отдыха женщин по трудовому законодательству РФ;
ВВЕДЕНИЕ ………………… ……………………………………………..…3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВЫ РАБОЧЕГО
ВРЕМЕНИ ЖЕНЩИН ………………………………………………………..8
1.1. Понятие рабочего времени, его правовое ограничение и виды……..…8
1.2. Режим и учет рабочего времени……………………………………..…14
1.3.Понятие сверхурочной работы как выполняемой по инициативе работодателя сверх установленной нормы времени в течении дня или за учетный период………………………………………………………………26
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЖЕНЩИН
ПО ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Р.Ф………………………....31
2.1. Понятие и виды времени отдыха ……………………………………….31
2.2. Отпуск и его виды и продолжительность ……………………………..42
2.3. Порядок предоставления ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпуска и без сохранения заработной платы……………...50
ГЛАВА III ВРЕМЯ РАБОТЫ И ОТДЫХА ЖЕНЩИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………….60
3.1. Преподавание правовых знании в современной школе……………..60
3.2. Комбинированный урок по теме «Время работы и время отдыха»…64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….82
В-третьих, должно быть доказано отсутствие обстоятельств, умаляющих права работников, гарантированные в законодательстве. В частности, работодатель не может предоставлять работнику отпуск без сохранения заработной платы большей продолжительности, чем указано в заявлении работника. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы также должна быть определена по инициативе работника.
Недоказанность каждого из перечисленных обстоятельств позволяет признать решение о направлении работника в отпуск без сохранения заработной платы незаконным и (или) необоснованным.
Таким образом, по истечении шести месяцев работы, то есть при наличии стажа работы, дающего право на отпуск, работник получает право на отпуск за первый год работы. При составлении графика отпусков должно быть учтено право отдельных категорий работников использовать отпуск в удобное для них время. Федеральные законы к их числу относят несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов.
ГЛАВА III. ВРЕМЯ РАБОТЫ И ОТДЫХА ЖЕНЩИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
3.1. Преподавание правовых знании в современной школе
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.
Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В наше время именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:
уважения к праву,
собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:
способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;
конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.
Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель — это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:
— обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);
— воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);
— развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).
К целям правового обучения можно также отнести:
повышение уровня правовой культуры общества;
воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;
формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права; формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям.
Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс.
В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.
В своей работе учитель использует самые разнообразные методы. Известно, что общая дидактика выделяет разные группы методов. К ним относят:
1. Методы стимулирования и мотивации учебной познавательной деятельности.
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Специалисты выделяют формы обучения праву: групповая, индивидуальная и проч. Методика обучения праву создала и свои подходы к пониманию типов уроков (например, вводный или повторительно — обобщающий), средств учебной работы (рабочие тетради, хрестоматии, видеофильмы и проч. — т. е. того, что помогает учебному процессу и обеспечивает его).
Содержание правового образования отражено в учебном плане, учебной программе и учебниках. К настоящему времени создано немало книг учебного характера по праву для системы школьного обучения. Нет смысла анализировать их все (тем более, что литература по праву очень быстро устаревает, в старые книги вносятся изменения, появляются новые), однако следует заметить, что среди них выделяют: учебные пособия. Так называют литературу для учеников, которую можно использовать в учебном процессе: хрестоматии, содержащие извлечения из источников права прошлого и современности, книги для чтения, в которых подобран правовой материал по отдельным темам из литературных, публицистических и других произведений, и проч.; методическую литературу (такие книги адресованы учителям, методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами обучения праву). В настоящее время книги по методике права для системы общего образования приобрели иную структуру. Так, в прошлом доминировали поурочные разработки, в которых была прописана пошаговая деятельность педагога и ученика (учитель получал готовый рецепт того, как нужно проводить урок). В настоящее время методические книги содержат рекомендации к проведению занятий, предоставляя возможность учителю самостоятельно моделировать свой урок. Начинающему педагогу следует обратить внимание на то, что должны знать школьники, чему они могут научиться при изучении конкретной темы, а также, какие методические приемы можно использовать на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей.
Итак, правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.
3.2. Комбинированный урок по теме «Время работы и время отдыха»
Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.
Учебное занятие по праву — это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности. В современной науке к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований.
Урок – логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обученияt проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития. Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:
1. дидактические требования (или образовательные):
четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также место конкретного урока в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся;
осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей;
2. воспитательные требования к уроку:
постановка воспитательных задач урока;
формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т.д.);
соблюдение учителем педагогического такта;
организационные требования к уроку:
наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;
организационная четкость проведения урока (своевременное начало, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность);
подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и технических средств обслуживания.
В зависимости от того, какие признаки берутся за основу, предлагаются различные варианты типологии уроков.
Классификация по способу проведения урока: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.п.
Существует классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся: уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий и т.д.
Следующая классификация: по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом).
Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе.
Выделяются следующие типы уроков:
уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдение, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
уроки усвоения и формирования умений и навыков;
уроки обобщений и систематизации знаний;
уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;
контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.