Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:17, дипломная работа
Цель исследования квалификационной работы является, изучить особенности рабочего времени и отдыха женщин в РФ и их изучение в условиях образовательного школьного учреждения.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- охарактеризовать понятие и правовые нормативы рабочего времени женщин в РФ;
- изучить правовую основу времени отдыха женщин по трудовому законодательству РФ;
ВВЕДЕНИЕ ………………… ……………………………………………..…3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВЫ РАБОЧЕГО
ВРЕМЕНИ ЖЕНЩИН ………………………………………………………..8
1.1. Понятие рабочего времени, его правовое ограничение и виды……..…8
1.2. Режим и учет рабочего времени……………………………………..…14
1.3.Понятие сверхурочной работы как выполняемой по инициативе работодателя сверх установленной нормы времени в течении дня или за учетный период………………………………………………………………26
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЖЕНЩИН
ПО ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Р.Ф………………………....31
2.1. Понятие и виды времени отдыха ……………………………………….31
2.2. Отпуск и его виды и продолжительность ……………………………..42
2.3. Порядок предоставления ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпуска и без сохранения заработной платы……………...50
ГЛАВА III ВРЕМЯ РАБОТЫ И ОТДЫХА ЖЕНЩИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………….60
3.1. Преподавание правовых знании в современной школе……………..60
3.2. Комбинированный урок по теме «Время работы и время отдыха»…64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....77
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….82
Несколько слов о комбинированном уроке.
Комбинированный урок - тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:
организация учащихся к занятиям;
повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
работа по осмыслению и усвоению нового материала;
работа по закреплению изложенного материала;
работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;
задавание домашнего задания.
Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой Умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.
Тема: Рабочее время и отдыха женщин в Российской федерации (9 класс)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
1. Разъяснить обучающимся нормы рабочего времени и время отдыха работников в нашей стране, показать возможности их реализации в реальной жизни.
2. Развивать навыки критического и аналитического мышления
3. Способствовать воспитанию высоконравственных ценностей и идеалов у учащихся.
Основные понятия: время работы, время отдыха , отпуск.
Оборудование:
Учебник, доска, документы.
Литература:
Е.Н. Салыгин Обществознание М. 2010
Л. Н. Боголюбов Человек и Общество М. 2010
А. И Кравченко Обществознание М. 2009
Структура урока:
1. Орг. момент
2. Целеполагание, мотивация учебной деятельности.
3. Обобщение и систематизация ранее полученных знаний.
4. Актуализация знаний.
5. Введение новых знаний, умений и навыков.
6. Обобщение и закрепление вновь полученных знаний.
7. Анализ и оценка итогов работы.
8. Определение и разъяснение домашнего задания
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент
| 1. Сообщение темы 2. постановка целей и задач урока 3. Сообщение плана урока План урока: 1. Понятие рабочего времени, его правовое ограничение и виды. 2. Режим и учет рабочего времени 3. Понятие и виды времени отдыха 4. Отпуск и его виды |
В тетради записать тему и план урока |
2.Изучение нового материала.
| 1. Рабочим временем является время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка, трудовым договором должен выполнять свои трудовые обязанности, а также некоторые иные периоды, например внутрисменные перерывы (для обогрева при работе на улице, для кормления ребенка до 1,5-летнего возраста и др.), которые трудовое законодательство относит к рабочему времени (ст. 91 Кодекса). Рабочее время различается по продолжительности: нормальное, сокращенное, неполное. Первые два вида устанавливаются законодательством и на его основе коллективным и трудовым договором, неполное рабочее время – сторонами трудового договора при приеме на работу или впоследствии. Все три вида являются нормированным рабочим временем. Нормальным рабочим временем является 40-часовая рабочая неделя как при пяти-, так и при шестидневной рабочей неделе. Абсолютное большинство работников имеют у нас по Кодексу нормальное рабочее время. Сокращенным рабочим временем называется установленная законом продолжительность рабочего времени менее нормальной, но с полной оплатой. Сокращенным рабочим временем является 36- или 24-часовая рабочая неделя. Оно оплачивается как полное нормальное рабочее время. Сокращенное рабочее время установлено для следующих категорий работников (ст. 92 Кодекса), сокращая нормальную 40-часовую неделю для них на: 15 часов в неделю – для работников до шестнадцати лет; 4 часа в неделю – для работников от 16 до 18 лет; 5 часов в неделю – для работников – инвалидов I и II группы; продолжительность работы в ночное время сокращается на один час (при трех-четырехсменной работе); 4 часа и более – для работников с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда по степени их вредности. Для учащихся образовательных учреждений, работающих в свободное от учебы время, рабочее время не может превышать (если им нет 18 лет) половины нормы работника соответствующего возраста. Неполное рабочее время (ст. 93 ТК) устанавливается по соглашению работника с работодателем в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, или сочетания того и другого с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки без гарантии минимальной оплаты. Оно может устанавливаться любому работнику. Режимом рабочего времени называется его распределение в сутки, неделю, начало и окончание работы. В режим также входит и структура недели, графики сменности, а также внутри- и межсменные перерывы в работе, начало и конец рабочего дня, смены, недели. К режиму относятся и вахтовый метод работы, гибкие, скользящие графики. Кодекс в ст. 100 предусматривает содержание режима рабочего времени, указывая, что он должен включать в себя продолжительность рабочей недели с ее структурой (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с выходными по скользящему графику, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), число смен в сутки, время начала и окончания работы). Рабочим днем называется установленное законом рабочее время в течение суток. Продолжительность ежедневной работы, ее начало и конец, перерывы в течение рабочего дня предусматривают правила внутреннего трудового распорядка, а при сменной работе – еще и графики сменности, в том числе и при вахтовом методе. Рабочая смена – это установленная графиком сменности продолжительность рабочего времени для группы работников и его чередование с другими сменами в течение недели, месяца. Рабочая неделя – продолжительность и распределение рабочего времени в течение календарной недели. Учет рабочего времени необходим для определения того, отработал или нет фактически работник положенную норму труда в рабочих часах. 2. Временем отдыха называется свободное от работы время, которое работник может использовать по своему усмотрению. В него входит и время в пути на работу и с работы. Виды времени отдыха 1. перерывы в течение рабочего дня смены (внутрисменные); 2. перерывы между рабочими днями, сменами (междусменные); 3. еженедельные выходные дни; 4. нерабочие праздничные дни; 5. ежегодные отпуска; 6. социальные отпуска по просьбам работников; 7. периодические материнские и целевые отпуска. Отпуск – это непрерывный отдых в течение нескольких рабочих дней подряд с сохранением места работы и среднего заработка. Но есть дополнительные социальные отпуска без оплаты (ст. 128 ТК). Все отпуска по времени их предоставления можно разделить на ежегодные и периодические. Ежегодные отпуска – это трудовые, т.е. заработанные. Они бывают двух видов: основные и дополнительные. Периодические отпуска предоставляются: – при временной нетрудоспособности с оплатой пособия по больничному листу; – по беременности и родам – до родов 70 (при многоплодной беременности – 84) календарных дней и после родов – 70 календарных дней (при осложненных родах – 86, если родились два и более ребенка – 110 календарных дней) по больничному листу, оплачивается пособием в размере 100% среднего заработка; – материнские отпуска по уходу за ребенком по желанию женщины: частично оплачиваемый пособием по государственному социальному страхованию в размере минимальной зарплаты по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и без сохранения зарплаты по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет – социальные отпуска без оплаты по просьбе работника для его социальных нужд (свадьба, похороны, поездка и т.д.). Целевые отпуска: научные – для окончания и защиты кандидатской диссертации – до 3 месяцев, а докторской диссертации или написания учебника – до 6 месяцев с сохранением средней заработной платы.
| Определения записать в рабочую тетрадь
В тетради раскрыть каждый вид времени отдыха |
Закрепление изученного материала | 1. Дать определение рабочего времени и времени отдыха. 2. Какие виды рабочего времени вы знаете? 3. Чем отличается рабочее время женщин? 4. На какие виды подразделяется время отдыха? 5. Дайте определение отпуска. 6. Какие вы знаете разновидности отпуска? 7. Какой вид отпуска могут используют женщины? | Ответить на вопросы |
Домашнее задание | Выучить конспект, уметь заполнить составленные схемы по памяти | Записывают д\з |
Урок прошел в полном соответствии с план - конспектом. Цели и задачи, поставленные на уроке, выполнены. Обучающиеся познакомились нормами рабочего времени и время отдыха работников в нашей стране, рассмотрели возможности их реализации в реальной жизни. Во время урока были развиты навыки критического и аналитического мышления, что способствовало воспитанию высоконравственных ценностей и идеалов у учащихся.
На закреплении нового материала учащиеся показали, что материал усвоен в полном объеме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
Современное законодательство о рабочем времени и времени отдыха женщин, основой которого являются соответствующие нормы Трудового кодекса РФ складывалось на протяжении достаточно длительного периода: в нем есть нормативные акты принятые как совсем недавно, так и в советский период, в совершенно другой социально - экономической обстановке.
Особое место в Трудовом законодательстве отведено рабочему времени и времени отдыха женщин.
Согласно Трудовому кодексу РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а так же иные периоды времени, которые в соответствии с иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Рабочее время различается по продолжительности: нормальное, сокращенное, неполное.
Нормальным рабочим временем является 40-часовая рабочая неделя как при пяти-, так и при шестидневной рабочей неделе. Абсолютное большинство работников имеют у нас по Кодексу нормальное рабочее время.
Сокращенным рабочим временем является 36- или 24-часовая рабочая неделя. Оно оплачивается как полное нормальное рабочее время. Сокращенное рабочее время установлено для некоторых категорий работников и для женщин работающих в сельской местности.
Неполное рабочее время (ст. 93 ТК) устанавливается по соглашению работника с работодателем в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, но работодатель обязан установить неполное рабочее время по просьбе следующих работников: беременной женщины, женщины с ребенком до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет).
Привлечение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям и они были ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от данной работы.
Режим рабочего времени регламентируется гл. 16 ТК РФ. Под режимом рабочего времени в трудовом праве понимается распределение нормы рабочего времени для данной категории работников в рамках определенного календарного периода.
К сверхурочным работам не допускаются: беременные женщины и женщины с детьми до 3 лет; работники моложе 18 лет; работники, обучающиеся без отрыва от производства в дни их занятий; инвалиды, которым по медицинским показаниям запрещены такие работы.
Часть календарного времени, находящееся за пределами рабочего времени - это внерабочее время. Законодательство определяет его как время отдыха, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются: 1) перерывы в течение рабочего дня (смены); 2) ежедневный (междусменный) отдых; 3) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); 4) нерабочие праздничные дни; 5) отпуска.
Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, помимо перерыва для отдыха и питания предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.
Кроме ежегодного предоставляются еще и периодические отпуска :
– при временной нетрудоспособности;
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
В наше время именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.
Список используемых источников и литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1,18 октября, 1 декабря 2007 г.)
4. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 22 августа 2004 г.)
6. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 декабря 2007 г).
7. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм. и доп. от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).
8. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
9. Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 октября 1980 г. №330 // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1981. №12
10. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа».
11. Постановление Правительства РФ № 877 от 10 декабря 2002 г. «Об особенностях рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы».
12. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного омачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета».
13. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»
14. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями тру да, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (с изменениями и дополнениями)
15. Постановление Минтруда РФ от 20 февраля 1996 г. № 11 «Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота».
16. Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
17. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 274 (в ред. от 16.07.2009 N 576) «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений»// Собрание законодательства РФ. 10.10.2002. N 38.
II. Литература.
18. Анисимов Л.Н. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников в ред. Федерального закона от 30.06.-2006 г. № 90-ФЗ / Л.Н. Анисимов. // Трудовое право. - 2006. - N12. - С.26 - 33.