Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:06, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей порядка рассмотрения коллективных трудовых споров.
Введение
1. Понятие трудового спора и причины их возникновения
2. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция
3. Понятие коллективных трудовых споров и их особенности
4. Рассмотрение коллективных трудовых споров
5. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
6. Предложения по внесению изменений в законодательство
о порядке разрешения коллективных трудовых споров
Заключение
Список источников и литературы
2
Содержание
Введение
1. Понятие трудового спора и причины их возникновения
2. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция
3. Понятие коллективных трудовых споров и их особенности
4. Рассмотрение коллективных трудовых споров
5. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
6. Предложения по внесению изменений в законодательство
о порядке разрешения коллективных трудовых споров
Заключение
Список источников и литературы
Введение
В соответствии со ст. 381 ТК трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора, это и определяет актуальность темы работы.
Объект исследования – правоотношения, возникающие с коллективными трудовыми спорами.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие коллективные трудовые споры.
Целью работы является изучение особенностей порядка рассмотрения коллективных трудовых споров.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие трудового спора и причины их возникновения;
2. Изучить образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция;
3. Изучить понятие коллективных трудовых споров и их особенности;
4. Выявить рассмотрение коллективных трудовых споров;
5. Изучить порядок разрешения коллективных трудовых споров;
6. Внести предложения по внесению изменений в законодательство о порядке разрешения коллективных трудовых споров.
1. Понятие трудового спора и причины их возникновения
Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.
Данное понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-
Трудовые споры — это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для защиты индивидуальных или коллективных трудовых прав.
Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).
В Законе РФ о коллективных трудовых спорах дано следующее определение: «Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2).
Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.
Трудовой спор возникает, если разногласия между работодателем и работником — субъектами трудового правоотношения — по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения о труде, а также условий трудового договора не урегулированы. Поэтому одна из сторон трудового договора обратилась в соответствующий юрисдикционный орган (КТС или суд) с жалобой. [1]
Трудовой спор — это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льготой преимуществ, а также спор между сторонами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных актах и включенных в трудовой договор. Иногда спор ведется о том, как надо толковать или применять закон, ту или иную статью коллективного договора или иных соглашений о труде. Правоотношения, связанные с трудовым спором, возникают на основании поступившего в юрисдикционный орган (КТС или суд) заявления о разногласии между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда, а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда. Завершается трудовой спор принятием судом (или КТС) решения о признании субъективного права или об отказе в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предотвращению в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника. Процедура рассмотрения исковых трудовых споров — это установленная законодателем форма процесса разбирательства индивидуального трудового спора, начиная с подачи и принятия заявления по нему юрисдикционным органом и кончая вынесением и исполнением решения.
Трудовые правоотношения характеризуются постоянной противоположностью интересов их субъектов. Разногласия между ними возникают по поводу применения норм трудового законодательства; предметом их является конкретный факт применения, который по-разному оценивается сторонами трудового отношения, либо конкретное условие труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов и отвергаемое (полностью или частично) другим. В подобном случае могут возникнуть разногласия по поводу установления новых или применения существующих условий труда. Они перерастают в трудовой спор, который разрешается в установленном законом порядке.
В качестве субъектов трудовых споров выступают субъекты трудового правоотношения: работодатель и работник, субъективное право которого, по его мнению, нарушено. Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные. К спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового характера — разногласия, возникающие в связи с изменением либо установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и соглашениями о труде. Трудовой спор индивидуален, поскольку одной из его сторон является конкретный работник — субъект трудового правоотношения.
Защита трудовых прав субъектов трудовых правоотношений является важной правовой обязанностью органов, к компетенции которых законодатель отнес защитную функцию. Защита трудовых прав работников — это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.
Основанием возникновения трудовых споров является виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения. [2]
2. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция
Инициатива создания КТС может исходить как от работников, так и работодателя организации.
ТК РФ предусматривает образование комиссии по трудовым спорам на паритетных началах: из равного числа представителей работников и работодателя.
Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции).
Общее собрание коллектива организации правомочно избирать членов КТС, если на его заседании присутствует более половины работающих в данной организации (подразделении) работников.
Избранными в состав КТС (в т.ч. в КТС подразделения) считаются работники, получившие большинство голосов.
Члены КТС должны быть знакомы с нормами трудового законодательства и объективно подходить к решению вопроса о его применении. Не допускается избрание в состав КТС каких-либо временных кандидатов.
Представители работодателя назначаются в Комиссию руководителем организации.
Для организационно-технического обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) приказом работодателя специально назначается постоянный работник, который выполняет эти функции. Он ведет; регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.п. КТС организации имеет свою печать.
КТС на своем заседании большинством голосов избирает из своего состава председателя, секретаря. На них возлагаются подготовка и созыв очередного заседания, организация ознакомления с поступившими в КТС заявлениями, вызов свидетелей, экспертов и других лиц, заинтересованных в разбирательстве трудового спора. При разрешении спора председатель руководит ходом разбирательства дела, а секретарь КТС ведет протокол заседания и журнал.
Определив сущность и характер спора, необходимые доказательства по делу, председатель и секретарь по согласованию с другими членами КТС решают, следует ли пригласить на заседание комиссии свидетелей и каких; назначают, если необходимо, проведение предварительных проверок; требуют от работодателя соответствующие документы и расчеты.
Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым ТК и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения (ст. 385).
Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно пли с участием своего представителя не урегулировал разногласие при непосредственных переговорах с работодателем.
Компетенция КТС — это определенная законом сфера ее деятельности по разрешению трудовых споров. Комиссия рассматривает все споры как членов профсоюза, так и не членов профсоюза, по применению законов и иных нормативных правовых актов о труде и соглашений о труде, за исключением индивидуальных трудовых споров, подлежащих непосредственному разрешению в суде.
КТС рассматривает трудовые споры работников, занятых в организации по трудовому договору (в т.ч. совместителей). В нее вправе обратиться работник, уволившийся из этой организации и поступивший на новое место работы, если индивидуальный трудовой спор относится к его прошлой трудовой деятельности, например если ему не в полном объеме выдали заработную плату, и по другим вопросам, отнесенным к компетенции КТС.
До обращения в комиссию работник должен принять меры к урегулированию разногласий при непосредственных переговорах с работодателем. Если разногласия не были урегулированы путем соглашения работодателя и работника (или представляющего интересы работника профессионального союза либо другого представительного органа), они могут стать предметом разбирательства КТС. [3]
КТС разрешает следующие споры:
— о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора. Обязанности и права, включаемые в договор, не должны ухудшать положение работника по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами о труде. КТС может по заявлению работника признать (своим решением) недействительными те условия договора, которые ухудшают условия труда работника по сравнению с действующим законодательством и договорами о труде;
— об оплате труда;
— о рабочем времени и времени отдыха;
— о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора;
— об оплате труда, о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК. При разрешении таких споров КТС руководствуется законодательными актами, отраслевыми соглашениями об оплате, а также действующими в организации локальными нормативными актами, коллективным и трудовым договорами;
— о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников;
— о законности применения дисциплинарных взысканий;
— о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка, например в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии;
— о предоставлении льгот и преимуществ работнику, когда обязанность работодателя обусловлена нормативным правовым актом, коллективным или трудовым договором;
— другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены ТК к непосредственной компетенции суда.
КТС неподведомственны споры по вопросам:
а) установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок; изменения штатов;
б) исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения;