Правовые основы охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:37, реферат

Описание

Целью государственной политики в области охраны труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными принципами государственной политики в этой области являются:
приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам производственной деятельности;
обеспечение гарантий права работающих на охрану труда;
установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности работодателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Содержание

Введение
Правовые основы охраны труда
1.Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда
2. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда
2.1. Основные положения законодательства по охране труда
2.2. Технические нормативные правовые акты в области охраны труда
2.3. Локальные нормативные правовые акты. Инструкции по охране труда
3. Организация государственного управления, надзора и контроля за охраной труда. Общественный контроль
4. Обязанности работодателей и производственного персонала в области охраны труда
4.1 Обязанности работающих по охране труда
4.2. Организация производственного контроля за состоянием охраны труда
5. Гарантии и права работающих на охрану труда
6. Охрана труда женщин
7. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                 Кафедра Технологии важнейших отраслей промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Охрана труда

на тему: Правовые основы охраны труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка И.Н. Юркевич

ФФБД, 1-й  курс, ЗФС-1 

 

Проверила  Е.С. Какошко

 

 

 

 

                                                        

                                                                      МИНСК 2013

                                              Содержание 

Введение

Правовые основы охраны труда 

1.Основные  принципы и направления государственной  политики в области охраны  труда

 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда

 2.1. Основные положения законодательства по охране труда

2.2. Технические  нормативные правовые акты в  области охраны труда

2.3. Локальные  нормативные правовые акты. Инструкции  по охране труда

3. Организация  государственного управления, надзора  и контроля за охраной труда. Общественный контроль

4. Обязанности  работодателей и производственного  персонала в области охраны  труда

4.1 Обязанности  работающих по охране труда

4.2. Организация  производственного контроля за состоянием охраны труда

5. Гарантии  и права работающих на охрану труда

6. Охрана  труда женщин

7. Ответственность  за нарушение законодательства  по охране труда

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Темой данного реферата является «Правовые основы охраны труда». Таким образом, целью работы является анализ правовых основ охраны труда в Республике Беларусь.

Обзор литературы. При подготовке реферата в основу была взята такая литература как «Охрана труда в здравоохранении. Перечень законодательных и нормативных документов, литературы» (Е.И.Сороко), «Сборник нормативных документов и инструкций по охране труда в системе здравоохранения Республики Беларусь»(Е.И.Сороко). 
     Следующим этапом стало изучение Интернет-ресурсов: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь и Правовые основы Республики Беларусь.

К третьей группе источников следует отнести официальные документы (постановление различных органов власти и указа Президента Республики Беларусь), статистические данные и справочники.

Структура работы обусловлена ее целью  и задачами: состоит из введения, семи глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                                Правовые основы охраны труда

1.Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда 
     Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросов охраны труда является важным элементом правового обеспечения социально-экономических отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества. 
     Знание основных требований законодательства и других нормативных правовых актов по охране труда и безопасному ведению работ позволяет руководителям и специалистам профессионально управлять охраной труда, предотвращать несчастные случаи на производстве и возникновение профессиональных заболеваний. 
     Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст. 2 Конституции Республики Беларусь провозглашено, что «…человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Исходя из этого, основным принципом государственной политики в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам трудовой деятельности, установление  ответственности работодателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере. 
     В республике постоянно проводиться планомерная работа по выработке системы мер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда, которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственных отношений. 
     Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. №253-3 «О ратификации Конвенции 155 Международной организации труда (МОТ) “О безопасности и гигиене труда и производственной среде”». 
     Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости на государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда, которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать необходимые правовые организационные механизмы ее реализации на всех уровнях производственных отношений. 
     Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда государственных органов, работодателей, работающих и других лиц в области гигиены и безопасности труда. 
     В 2005 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена Советом Министров вторая редакция Концепции государственного управления охраной труда (далее – Концепция). В этом документе определены цели, задачи и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указаны уровни, субъекты, механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты. Для регулирования общественных отношений в области  охраны труда 2 января 2009 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об охране труда».  
     Целью государственной политики в области охраны труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. 
     Основными принципами государственной политики в этой области являются:

  • приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам производственной деятельности;
  • обеспечение гарантий права работающих на охрану труда;
  • установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности работодателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
  • совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

     Для достижения поставленной цели государством осуществляется     деятельность в следующих направлениях:

  • разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
  • разработка и реализация целевых программ по улучшению условий труда;
  • создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
  • разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работающих по отраслям и сферам деятельности;
  • экономическое стимулирование создания безопасных  условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, прозводства средств индивидуальной и коллективной защиты работающих;
  • упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;
  • организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;
  • обучение и повышение квалификации работающих по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
  • повышение ответственности работающих за соблюдение требований охраны труда;
  • обеспечение законных интересов потерпевших от  в области случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • финансовое обеспечение охраны труда;
  • создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за содержанием законодательстве об охране труда;
  • распространение передового опыта работ по улучшению условий и охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда.

      Изложенные цели, задачи и основные  направления деятельности реализуются  практической деятельностью всех  институтов государства. Согласно  Концепции государственное управление  охраной труда осуществляется:

  • на республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в области охраны труда;
  • отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;
  • территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами.

     В Концепции детально определен  механизм ее реализации на  всех уровнях государственного  управления охраны труда.

     Для реализации Концепции каждые  пять лет в республике разрабатываются  соответствующие целевые программы,  в том числе и республиканская  целевая программа по улучшению  условий и охраны труда на 2011-2015 гг., утвержденная Постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 29.06.2010 г. №982.

                2. Законодательные и иные нормативные  правовые акты по охране труда

2.1. Основные положения законодательства по охране труда

     В соответствии с Законом «О  нормативных правовых актах Республики  Беларусь» к нормативным правовым актам (НПА) относятся официальные документы установленной формы, содержащие обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

     В Беларуси определена следующая  иерархия НПА:

  • Конституция Республики Беларусь – основной закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;
  • Решение референдума – НПА, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом;
  • Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республикой Беларусь порядке и по определенным ею вопросам;
  • Кодекс Республики Беларусь ( кодифицированный НПА) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений;
  • Закон Республики Беларусь – НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;
  • Декрет Президента Республики Беларусь – НПА Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений;
  • Указ Президента Республики Беларусь – НПА Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы;
  • Постановление палат Национального собрания Республики Беларусь – НПА, принимаемые в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь – НПА Правительства Республики Беларусь;
  • Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь ( постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь ( постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь и других государственных органов управления – НПА, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь.

     Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к НПА нижестоящего государственного органа (должностного лица).

     Новый НПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу НПА того же государственного органа (должностного лица).

     Конституция Республики Беларусь  обладает высшей юридической  силой. Законы, декреты, указы  и иные акты государственных  органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

     В случае расхождения закона, декрета, указа или иного НПА  с Конституцией Республики Беларусь  действует Конституция Республики  Беларусь.

     Систему законодательных актов,  регулирующих вопросы охраны  труда в республике, составляют  Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь  ( далее – ТК), Законы Республики Беларусь: «Об охране труда», «Об основах государственного социального страхования», «О пенсионном обеспечении», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», « Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О здравоохранении», «О предприятиях» и др.

     Правовой основой организации  работ по охране труда в  республике является Конституция  Республики Беларусь (ст.41, 45), которая  гарантирует право граждан на здоровье и безопасные условия руда, охрану их здоровья.

     Трудовой Кодекс является основополагающим  законодательным актом, определяющим  и регулирующим правоотношения  в сферах труда и охраны  труда. Наряду с правами работающих на здоровые и безопасные условия труда (ст. 222 ТК) каждый работник имеет право:

  • на рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;
  • обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;
  • обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;
  • получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении в установленном порядке проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
  • отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до  устранения этой опасности, а также при непредставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Информация о работе Правовые основы охраны труда