Требования инструкций являются
обязательными для работающих, а их
невыполнение рассматривается как нарушение
трудовой дисциплины.
Работодатель обязан обеспечить
всех работающих инструкциями по
охране труда и организовать изучение
их до начала выполнения трудовых обязанностей.
Инструкции по охране труда
разрабатываются в соответствии
с перечнем, составленным службой
охраны труда и утвержденным
руководителем организации.
Разработка инструкций производиться
на основании приказов и распоряжений
руководства предприятия, в которых
указываются исполнители и строки
выполнения работ.
Инструкции подготавливаются руководителями
цехов, участков, отделов, лабораторий
и других подразделений предприятия
с участием профсоюзов.
Руководство разработкой инструкций
возлагается на руководство организации
или его заместителя, в должностные
обязанности которого входят
вопросы организации охраны труда.
В необходимых случаях руководитель
предприятия привлекает к работе
специалистов других подразделений.
Служба охраны труда предприятия
осуществляет постоянный контроль
за своевременной разработкой, проверкой
и пересмотром инструкций, оказывает методическую
помощь разработчикам, содействует обеспечению
их необходимыми документами ( правилами,
стандартами, типовыми инструкциями и
другими ТНПА).
При использовании типовых инструкций
(без переработки) их необходимо
переоформить, согласовать и утвердить
в соответствии с установленным
порядком.
Проект инструкций рассматривается
службой охраны труда, объектовой
пожарной частью, медицинской службой
и другими заинтересованными службами
и подразделениями, а также профсоюзами
предприятия.
После
изучения поступивших замечаний
и предложений разрабатывается
окончательный вариант инструкций,
который подписывается руководителем
подразделения – разработчика
инструкции и представляется
на согласование в службу охраны
труда, профсоюзному комитету, а
также при необходимости другим
заинтересованным подразделениям (по
усмотрению службы охраны труда).
Утверждение инструкции осуществляется
руководителем предприятия или
его заместителем, в должностные
обязанности которого входят
вопросы организации охраны труда,
либо приказом. Инструкция вводиться
в действие с момента утверждения,
либо со дня, указанного в приказе.
Инструкции должны быть введены в действие
только после обучения работников и до
внедрения соответствующего технологического
процесса или ввода в эксплуатацию нового
оборудования.
Каждой инструкции присваивается
наименование и обозначение (регистрационный
номер по предприятию). В наименовании
указывается. Для какой профессии
или вида работ она предназначена
(например, инструкция по охране
труда для токаря, инструкция
по охране труда при работе
на высоте и т.п.).
Требования инструкции излагаются
в соответствии с последовательностью
технологических процессов и
с учетом условий, в которых
выполняется эта работа.
Инструкция должна содержать
следующие главы:
- Общие требования по охране труда;
- Требования по охране труда перед началом работы;
- Требования по охране труда при выполнении работы;
- Требования по охране труда в аварийных ситуациях;
- Требования по охране труда по окончании работы.
В необходимых случаях в инструкцию
могут включаться дополнительные
главы.
Текст
инструкции должен быть кратким,
четким, не допускающим различных
толкований. Используемые в инструкции
термины должны соответствовать
общепринятой терминологии, а
в случае применения специфических
терминов приводят их определения
с соответствующими пояснениями.
Инструкции подвергаются периодической
проверке для определения их
соответствия действующим требованиям
охраны труда и решения вопроса
о необходимости их пересмотра.
Проверка инструкций проводиться
не реже одного раза в пять
лет, а инструкции для профессий
и работ с повышенной опасностью
– не реже одного раза в
три года. Если в течение указанных
сроков условий труда на предприятии
и требования документов, использованных
при составлении инструкций, не изменились,
то приказом по предприятию действие инструкции
продлевается на следующий срок, о чем
делается запись или ставиться штамп «Срок
действия продлен. Приказ от __ № __» на
первой странице инструкции. До истечения
сроков, указанных выше, инструкции пересматриваются
в случаях:
- введения новых или внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты по охране труда;
- внедрения новой техники и технологии;
- возникновения аварийной ситуации или травмирования работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;
- изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента (в этом случае пересмотр инструкций производиться до введения изменений).
Порядок оформления, согласования
и утверждения пересмотренных
инструкций такой же, как и
для вновь разработанных.
Утвержденные инструкции регистрируются
службой охраны труда предприятия
в специальном журнале и выдаются
руководителям подразделений под
личную роспись с регистрацией
в журнале.
У руководителя подразделения
должен храниться комплект действующих
инструкций по охране труда
по всем профессия и видам
работ в подразделении, а также
перечень этих инструкций, утвержденный
руководителем предприятия или его заместителем.
У руководителя участка (мастера, прораба
и т.д.) должен быть в наличии утвержденный
перечень и комплект действующих инструкций
для работников всех профессий и по всем
видам выполняемых на данном участке работ.
Отмененные инструкции служба
охраны труда предприятия изымает.
Инструкции выдаются работникам
под роспись в личной карточке инструктажа,
либо вывешиваются на рабочих местах и
участках, либо хранятся в определенном
месте, доступном для работника.
3. Организация государственного управления,
надзора и контроля за охраной труда. Общественный
контроль
Государственное управление и контроль
за охраной труда осуществляются Советом
Министров Республики Беларусь через
МТиСЗ, на которое распоряжением Правительства
от 17.11.1993 г. № 1036 возложены эти вопросы.
Общий надзор и контроль за соблюдением
законодательства Республики Беларусь,
в том числе и законодательства по охране
труда осуществляется Генеральным прокурором
и подчиненными ему прокуратурами, а также
исполнительными органами власти на местах.
Кроме того, в соответствии со
ст. 462 ТК надзор и контроль за
исполнением нормативных правовых актов
по охране труда осуществляют специально
уполномоченные государственные органы.
В систему государственного надзора
и контроля за охраной труда Республики
Беларусь входят: Департамент государственной
инспекции труда МТиСЗ; Департамент по
надзору за безопасным ведением работ
в промышленности (Госпромнадзор) Министерства
по чрезвычайным ситуациям (МЧС); Департамент
по ядерной и радиационной безопасности
(Госатомнадзор) МЧС; Государственный
комитет по стандартизации, метрологии
и сертификации (Белстандарт); Управление
государственного энергетического надзора
концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор);
Департамент государственного строительного
надзора Министерства архитектуры и строительства
(Госстройнадзор); Санитарно-эпидемиологическая
служба Министерства здравоохранения
(Саннадзор); Главное управление военизированной
пожарной службы МЧС (Пожнадзор); Государственная
экспертиза по условиям труда МТиСЗ; Главная
государственная инспекция по надзору
за техническим состоянием машин и оборудования
Минсельхозпрода (Гостехнадзор) и другие
органы, осуществляющие надзор и контроль
за соблюдением трудоохранного законодательства
в рамках компетенций, определенных Советом
Министров Республики Беларусь в положениях
об этих органах.
Департамент
государственной инспекции труда
(далее – Департамент) является государственным
органом надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде и нормативных
правовых актов по охране труда. Департамент
возглавляет директор, который одновременно
является Главным государственным инспектором
труда РБ.
Основными задачами Департамента
являются:
- осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
- координация деятельности органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда;
- выявление и пресечения нарушений законодательства о труде;
- обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения;
- содействие овладению работодателями и работающими знаниями законодательства о труде и др.
В соответствии с Законом Республики
Беларусь «Об охране труда»
и Положением о Департаменте,
утвержденным МТиСЗ от 27.12.2001 г. № 22,
и последующим дополнением от 25.08.2005 г.
№ 108 он осуществляет контроль за организацией
работы по охране труда на всех стадиях
производственных процессов всех предприятий
и их собственности. Департамент проверяет
организацию работы по охране труда, проводит
специальные расследования несчастных
случаев на производстве, выборочную экспертизу
проектов строящихся, реконструируемых
и эксплуатирующихся производственных
объектов, дает заключения по проектам
технических условий, стандартов, осуществляет
предупредительный надзор за ходом строительства,
реконструкции и технического перевооружения
объектов хозяйственной деятельности,
участвует в приемке законченных строительством
или реконструкцией производств, а также
в приемочных испытаниях опытных образцов
технологического оборудования, машин,
механизмов и т.д.
Государственным инспекторам труда
предоставлено право беспрепятственно
посещать предприятия в любое время, знакомиться
с технической документацией, получать
от должностных лиц объяснения, изымать
и брать с собой для анализа образцы. В
случае выявления нарушений государственные
инспектора имеют право выдавать работодателю
обязательные для исполнения предписания;
приостанавливать или запрещать работу
цехов, участков, оборудования; привлекать
должностных лиц и работодателей к административной
ответственности и др. Например, за нарушение
правил по охране труда, повлекшее причинение
телесных повреждений, инвалидность работника
или несчастные случаи со смертельным
исходом работодатель может привлекаться
к уголовной ответственности или штрафу
в размерах до 300 базовых величин в зависимости
от степени виновности.
Специализированные органы государственного
надзора и контроля проводят
специальный надзор по определенному
кругу вопросов, а также за
эксплуатацией отдельных наиболее
опасных объектов и устройств.
В частности, Госпромнадзор ведет надзор
в пределах полномочий, определенных Указом
Президента Республики Беларусь от 12.11.2007
г. № 565. Основными задачами данного департамента
являются:
- осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и др.) функций в области промышленной и технической безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
- предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;
- регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;
- выполнение иных задач по поручению МЧС.
В соответствии с задачами
Госпромнадзор осуществляется в установленном
порядке государственный надзор:
- за производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями, веществ, склонных к взрывчатому превращению или разложению), а также производствами и объектами с вредными веществами;
- оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;
- металлургическими (сталеплавильными, литейными, трубными, прокатными) производствами;
- горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; работами по геологическому изучению недр (поиск и разведка месторождений полезных ископаемых), разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе добычей нефти и газа; переработкой минерального сырья;
- охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;
- подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды, продукцией для потенциально опасных производств, объектов;
- перевозкой опасных грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;
- геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения и других подземных объектов;
- производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;
- промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реализацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученнми в результате утилизации боеприпасов, транспортировкой взрывчатых материалов.