Правовые основы охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:37, реферат

Описание

Целью государственной политики в области охраны труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными принципами государственной политики в этой области являются:
приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам производственной деятельности;
обеспечение гарантий права работающих на охрану труда;
установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности работодателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Содержание

Введение
Правовые основы охраны труда
1.Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда
2. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда
2.1. Основные положения законодательства по охране труда
2.2. Технические нормативные правовые акты в области охраны труда
2.3. Локальные нормативные правовые акты. Инструкции по охране труда
3. Организация государственного управления, надзора и контроля за охраной труда. Общественный контроль
4. Обязанности работодателей и производственного персонала в области охраны труда
4.1 Обязанности работающих по охране труда
4.2. Организация производственного контроля за состоянием охраны труда
5. Гарантии и права работающих на охрану труда
6. Охрана труда женщин
7. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

     Требования инструкций являются  обязательными для работающих, а их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

     Работодатель обязан обеспечить  всех работающих  инструкциями по охране труда и организовать изучение их до начала выполнения трудовых обязанностей.

     Инструкции по охране труда  разрабатываются в соответствии  с перечнем, составленным службой  охраны труда и утвержденным  руководителем организации.

     Разработка инструкций производиться  на основании приказов и распоряжений  руководства предприятия, в которых  указываются исполнители и строки  выполнения работ.

     Инструкции подготавливаются руководителями  цехов, участков, отделов, лабораторий  и других подразделений предприятия  с участием профсоюзов.

     Руководство разработкой инструкций  возлагается на руководство организации  или его заместителя, в должностные  обязанности которого входят  вопросы организации охраны труда.  В необходимых случаях руководитель  предприятия привлекает к работе  специалистов других подразделений.

     Служба охраны труда предприятия  осуществляет постоянный контроль  за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их необходимыми документами ( правилами, стандартами, типовыми инструкциями и другими ТНПА).

     При использовании типовых инструкций (без переработки) их необходимо  переоформить, согласовать и утвердить  в соответствии с установленным  порядком.

     Проект инструкций рассматривается  службой охраны труда, объектовой  пожарной частью, медицинской службой и другими заинтересованными службами и подразделениями, а также профсоюзами предприятия.

    После  изучения поступивших замечаний  и предложений разрабатывается  окончательный вариант инструкций, который подписывается руководителем  подразделения – разработчика  инструкции и представляется  на согласование в службу охраны  труда, профсоюзному комитету, а  также при необходимости другим  заинтересованным подразделениям (по  усмотрению службы охраны труда).

     Утверждение инструкции осуществляется  руководителем предприятия или  его заместителем, в должностные  обязанности которого входят  вопросы организации охраны труда,  либо приказом. Инструкция вводиться  в действие с момента утверждения,  либо со дня, указанного в приказе. Инструкции должны быть введены в действие только после обучения работников и до внедрения соответствующего технологического процесса или ввода в эксплуатацию нового оборудования.

     Каждой инструкции присваивается  наименование и обозначение (регистрационный  номер по предприятию). В наименовании  указывается. Для какой профессии  или вида работ она предназначена  (например, инструкция по охране  труда для токаря, инструкция  по охране труда при работе  на высоте и т.п.).

     Требования инструкции излагаются  в соответствии с последовательностью  технологических процессов и  с учетом условий, в которых  выполняется эта работа.

     Инструкция должна содержать  следующие главы:

  • Общие требования по охране труда;
  • Требования по охране труда перед началом работы;
  • Требования по охране труда при выполнении работы;
  • Требования по охране труда в аварийных ситуациях;
  • Требования по охране труда по окончании работы.

     В необходимых случаях в инструкцию  могут включаться дополнительные  главы.

    Текст  инструкции должен быть кратким,  четким, не допускающим различных  толкований. Используемые в инструкции  термины должны соответствовать  общепринятой терминологии,  а  в случае применения специфических  терминов приводят их определения  с соответствующими пояснениями.

     Инструкции подвергаются периодической  проверке для определения их  соответствия действующим требованиям  охраны труда и решения вопроса  о необходимости их пересмотра. Проверка инструкций проводиться  не реже одного раза в пять  лет, а инструкции для профессий  и работ с повышенной опасностью  – не реже одного раза в  три года. Если в течение указанных  сроков условий труда на предприятии  и требования документов, использованных при составлении инструкций, не изменились, то приказом по предприятию действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись или ставиться штамп «Срок действия продлен. Приказ от __ № __» на первой странице инструкции. До истечения сроков, указанных выше, инструкции пересматриваются в случаях:

  • введения новых или внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты по охране труда;
  • внедрения новой техники и технологии;
  • возникновения аварийной ситуации или травмирования работников, вызвавших необходимость изменения инструкции;
  • изменения технологического процесса или условий работы, а также при применении новых видов оборудования, материалов,  аппаратуры и инструмента (в этом случае пересмотр инструкций производиться до введения изменений).

     Порядок оформления, согласования  и утверждения пересмотренных  инструкций такой же, как и  для вновь разработанных.

     Утвержденные инструкции регистрируются  службой охраны труда предприятия  в специальном журнале и выдаются  руководителям подразделений под  личную роспись с регистрацией  в журнале.

     У руководителя подразделения  должен храниться комплект действующих  инструкций по охране труда  по всем профессия и видам  работ в подразделении, а также  перечень этих инструкций, утвержденный руководителем предприятия или его заместителем. У руководителя участка (мастера, прораба и т.д.) должен быть в наличии утвержденный перечень и комплект действующих инструкций для работников всех профессий и по всем видам выполняемых на данном участке работ.

     Отмененные инструкции служба  охраны труда предприятия изымает.

     Инструкции выдаются работникам  под роспись в личной карточке инструктажа, либо вывешиваются на рабочих местах и участках, либо хранятся в определенном месте, доступном для работника.

     3. Организация государственного управления, надзора и контроля за охраной труда. Общественный контроль

     Государственное управление и контроль за охраной труда осуществляются Советом Министров Республики Беларусь через МТиСЗ, на которое распоряжением Правительства от 17.11.1993 г. № 1036 возложены эти вопросы.

     Общий надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь, в том числе и законодательства по охране труда осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах.

     Кроме того, в соответствии со  ст. 462 ТК надзор и контроль за исполнением нормативных правовых актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

     В систему государственного надзора  и контроля за охраной труда Республики Беларусь входят: Департамент государственной инспекции труда МТиСЗ; Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор) Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС); Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) МЧС; Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт); Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор); Департамент государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства (Госстройнадзор); Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения (Саннадзор); Главное управление военизированной пожарной службы МЧС (Пожнадзор); Государственная экспертиза по условиям труда МТиСЗ; Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода (Гостехнадзор) и другие органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудоохранного законодательства в рамках компетенций, определенных Советом Министров Республики Беларусь в положениях об этих органах.

     Департамент государственной инспекции труда (далее – Департамент) является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и нормативных правовых актов по охране труда. Департамент возглавляет директор, который одновременно является Главным государственным инспектором труда РБ.

     Основными задачами Департамента  являются:

  • осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
  • координация деятельности органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда;
  • выявление и пресечения нарушений законодательства о труде;
  • обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения;
  • содействие овладению работодателями и работающими знаниями законодательства о труде и др.

     В соответствии с Законом Республики  Беларусь «Об охране труда»  и Положением о Департаменте, утвержденным МТиСЗ от 27.12.2001 г. № 22, и последующим дополнением от 25.08.2005 г. № 108 он осуществляет контроль за организацией работы по охране труда на всех стадиях производственных процессов всех предприятий и их собственности. Департамент проверяет организацию работы по охране труда, проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве, выборочную экспертизу проектов строящихся, реконструируемых и эксплуатирующихся производственных объектов, дает заключения по проектам технических условий, стандартов, осуществляет предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности, участвует в приемке законченных строительством или реконструкцией производств, а также в приемочных испытаниях опытных образцов технологического оборудования, машин, механизмов и т.д.

     Государственным инспекторам труда  предоставлено право беспрепятственно  посещать предприятия в любое время, знакомиться с технической документацией, получать от должностных лиц объяснения, изымать и брать с собой для анализа образцы. В случае выявления нарушений государственные инспектора имеют право выдавать работодателю обязательные для исполнения предписания; приостанавливать или запрещать работу цехов, участков, оборудования; привлекать должностных лиц и работодателей к административной ответственности и др. Например, за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом работодатель может привлекаться к уголовной ответственности или штрафу в размерах до 300 базовых величин в зависимости от степени виновности.

     Специализированные органы государственного  надзора и контроля проводят  специальный надзор по определенному  кругу вопросов, а также за  эксплуатацией отдельных наиболее  опасных объектов и устройств.

     В частности, Госпромнадзор ведет надзор в пределах полномочий, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2007 г. № 565. Основными задачами данного департамента являются:

  • осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и др.) функций в области промышленной и технической безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
  • предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;
  • регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;
  • выполнение иных задач по поручению МЧС.

     В соответствии с задачами  Госпромнадзор осуществляется в установленном порядке государственный надзор:

  • за производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями, веществ, склонных к взрывчатому превращению или разложению), а также производствами и объектами с вредными веществами;
  • оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;
  • металлургическими (сталеплавильными, литейными, трубными, прокатными) производствами;
  • горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; работами по геологическому изучению недр (поиск и разведка месторождений полезных ископаемых), разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе добычей нефти и газа; переработкой минерального сырья;
  • охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;
  • подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды, продукцией для потенциально опасных производств, объектов;
  • перевозкой опасных грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;
  • геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения и других подземных объектов;
  • производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;
  • промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реализацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученнми в результате утилизации боеприпасов, транспортировкой взрывчатых материалов.

Информация о работе Правовые основы охраны труда