Правовые основы охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:37, реферат

Описание

Целью государственной политики в области охраны труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.
Основными принципами государственной политики в этой области являются:
приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам производственной деятельности;
обеспечение гарантий права работающих на охрану труда;
установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности работодателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Содержание

Введение
Правовые основы охраны труда
1.Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда
2. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда
2.1. Основные положения законодательства по охране труда
2.2. Технические нормативные правовые акты в области охраны труда
2.3. Локальные нормативные правовые акты. Инструкции по охране труда
3. Организация государственного управления, надзора и контроля за охраной труда. Общественный контроль
4. Обязанности работодателей и производственного персонала в области охраны труда
4.1 Обязанности работающих по охране труда
4.2. Организация производственного контроля за состоянием охраны труда
5. Гарантии и права работающих на охрану труда
6. Охрана труда женщин
7. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

     Ежемесячный контроль проводиться начальником цеха с участием общественного инспектора профсоюза, руководителей служб цеха и представителя службы охраны труда.

       При этом проверяются:

  • организация и результаты ежегодного контроля;
  • выполнение планов мероприятий по охране труда разных уровней;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя организаций, представлений общественных инспекторов профсоюза по охране труда, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям охраны труда;
  • соблюдение работающими правил, норм и инструкций по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования;
  • состояние рабочих мест, проходов, проездов, переходов и прилегающей к цеху территории;
  • своевременность и качество проведения инструктажей работающих по охране труда;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и т.п.

     Результаты проведения ежедневных  и ежемесячных проверок заносят  в соответствующие журналы, в  которых указываются мероприятия, назначаются их исполнители и сроки выполнения.

Ежеквартальный  контроль проводит руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб и общественного инспектора по охране труда. Проверяются организация и выполнение мероприятий ежемесячного и ежеквартального контроля, своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и другие вопросы гигиены, безопасности труда, пожарной профилактики.

     Результаты ежеквартальных проверок  оформляются актом, в котором  указываются обнаруженные недостатки  и меры по их устранению.

     Проведение ежемесячного и ежеквартального  контроля рекомендуется осуществлять  в установленные приказом руководителя  Дни охраны труда.

             5. Гарантии и право работающих на охрану труда

     Согласно ст. 222 ТК каждый работающий  имеет право:

  • на рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда;
  • обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;
  • обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;
  • получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредставлении ему средств индивидуальной защиты,  непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

     Гарантии права работающих на охрану труда установлены ст. 223 ТК.

     Для реализации права работающих  на охрану труда государство  обеспечивает организацию охраны  труда, осуществление государственного  надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и ответственность за нарушение требований законодательства.

     При отказе работающих от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих; непредставления ему средств индивидуальной защиты,  непосредственно обеспечивающих безопасность труда; приостановления и запрещения проведения работ специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля работнику до устранения нарушений или до создания нового рабочего места должна быть предоставлена другая работа, соответствующая его квалификации, либо, с его согласия, работа с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе на срок до одного месяца. При необходимости работодатель обязан за счет собственных средств обеспечить обучение работника новой профессией (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

     В случае ухудшения состояния здоровья работающего, обусловленного условиями труда, потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производств или профессиональным заболеванием работодатель обязан предоставить ему работу в соответствии с медицинским заключением или обеспечить за счет собственных средств приобретение новой квалификации (специальности) с сохранением среднего заработка на период переподготовки, а при необходимости – реабилитацию.

              6. Охрана труда женщин

     Проблема охраны труда и здоровья  женщин в республике является  актуальной, так как их соотношение,  в общей численности работающих  составляет около 53%. Причем 2/3 из  них находятся в репродуктивном  возрасте.

     Многие химические, биологические  и физические факторы производственной среды оказывают негативное воздействие на женский организм. Особенно опасен контакт работающих женщин с вредными веществами и физическими факторами в  период беременности, так как при этом значимость воздействия производственных факторов на организм существенно возрастает.

     В значительной степени решению  этой проблемы способствует принятое  Советом Министров Республики  Беларусь Постановление № 765 от 26.05.2000 г. «О списке тяжелых  работ и работ с вредными  условиями труда, на которых  запрещается применение труда  женщин», которое подготовлено с целью реализации ст.262 ТК. К ним относятся работы, связанные с подъемом и перемещением тяжести вручную, подземные работы, а также работы, выполняемые по таким профессиям и должностям, как аккумуляторщик, бетонщик, асфальтобетонщик, арматурщик, вагранщик, вальщик леса, водолаз, газоспасатель, каменотес, каменщик, лесоруб, раскряжевщик, варщик битума, пека, целлюлозы и др.

     В 1999 г. в Беларуси впервые  разработаны и введены в действие  СанПиН 9-72 РБ 98 «Гигиенические требования  к условиям труда женщин». Целью  этого документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

     В этом документе детально  установлены требования к условиям  труда женщин, в том числе и  в период беременности. В частности,  указывается, что присутствие  на рабочем месте вредных и  опасных химических веществ 1-го  и 2-го класса опасности, патогенных  микроарганизмов, а также веществ, обладающих аллергенным, гонадотропным, эмбриотропным, канцерогенным, мутагенным и тератогенным действием является противопоказанием для применения труда женщин детородного возраста.

     К таким веществам относятся акролеин, ацетон, барий и его соединения, бензин – растворитель топливный, бензол, ртуть, свинец, селен и их соединения, фенол, стирол и многие другие.

     Беременных женщин не следует  привлекать к работам на высоте, требующим переходов по лестнице; переходы, обусловленные технологическим  процессом, не должны превышать  2 км за смену. Не допускается  применение труда женщин в  период беременности на работах,  связанных с вынужденной неудобной  позой: на корточках, коленях,  согнувшись, с упором животом  (грудью) в инструмент, оборудование  и другие предметы труда. Общее  число наклонов за смену не  должно превышать 30.

     Беременные женщины не должны  выполнять трудовые операции, связанные  с подъемом груза или предметов  труда выше уровня плечевого пояса, а также поднимать предметы труда с пола.

     Максимальная масса груза, эпизодически  поднимаемого (опускаемого, перемещаемого)  вручную, или прилагаемых усилий  не должна превышать 2,5 кг. При  частых (но не более 100 раз в  час до 12 недель беременности  и не более 50 раз в час  при большем сроке) подъемах  и перемещениях груза или прилагаемых  усилий их величина не должна  превышать 1,2 кг. Суммарная масса  перемещаемого за смену груза  не должна превышать 800 кг при  беременности до 12 недель и 400 кг – при большем сроке.

     Женщины, со дня установления  беременности и в период кормления  ребенка грудью к выполнению  всех видов работ, профессионально  связанных с использованием видео  дисплейных терминов и персональных  ЭВМ, не допускаются. 

     Наиболее детально особенности  и регламентация труда женщин  рассмотрены в Методических рекомендациях  «Регламентация труда и рациональное  трудоустройство женщин в период  беременности», утвержденных МЗ  от 10.02.1998 г. № 116-9711.

               7. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

     Должностные лица, виновные в  нарушении законодательства и  правил по охране труда, в  невыполнении обязательств по  коллективным договорам и соглашениям  по охране труда или воспрепятствовании  деятельности профсоюзов, несут  ответственность, установленную  законодательством.

     Ответственность может быть дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

     В качестве дисциплинарной ответственности (ТК ст. 198) за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, работодатель может применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Работник может быть уволен по инициативе работодателя в соответствии со ст. 42 ТК за однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников.

     Работники отдельных отраслей  экономической деятельности за  нарушения требований охраны  труда несут ответственность  в соответствии с уставами (положениями)  о дисциплине.

     За причинение работодателю имущественного  ущерба в результате нарушений  требований охраны труда работник, независимо от привлечения его  к дисциплинарной или уголовной  ответственности, может быть привлечен  к материальной ответственности  (ТК ст.400-409).

     Если же в нарушениях законодательства  о труде и правил по охране  труда имеются признаки состава  преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, может быть привлечен и к уголовной ответственности.

     Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

     Административная ответственность  физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности – Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП), введенными в действие с 01.03.2007 г.

     В соответствии со ст. 9.17 КоАП нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда работодателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 баз. вел., а юридическим лицам – до 300 баз. вел. То  же деяние, совершенное повторно в течении одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 баз. вел., а на юридическое лицо – от 100 до 400 баз. вел.

     Ответственность работодателя и  должностных лиц наступает в  случае, если в результате расследования  будут выявлены организационные,  технические, санитарно-гигиенические,  психофизиологические и иные причины, а также факторы производственной среды и производственного процесса, оказавшие влияние на состояние здоровья потерпевшего.

     Административные взыскания налагаются  уполномоченными государственными  органами и должностными лицами, которым предоставлено такое  право. Основанием для наложения  взысканий являются протоколы  об административных правонарушениях,  которые составляются уполномоченными  должностными лицами, указанными  в законодательных актах.

     Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований охраны труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания предприятие обязано выплатить пострадавшему, родственникам, органам социального страхования отдельную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных должностных лиц.

     Кроме материальной ответственности  виновных должностных лиц предусмотрена  также ответственность предприятия  (учреждения, организации). За невыполнение  требований законодательства об  охране труда и предписаний  государственных органов надзора и контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством.

     Уголовная ответственность за конкретные преступления по охране труда и обеспечению безопасности работающих предусмотрена ст. 299, 300, 302-307, 317, 318, 336, 428 Уголовного кодекса (УК) Республики Беларусь. Должностные лица, в зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, или освобождением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд.

     Нарушение правил пожарной безопасности (ст. 304 УК), так же как и нарушение  правил производственно-технической  дисциплины, пожарной безопасности  на взрывоопасных предприятиях  или во взрывоопасных цехах  (ст. 302 УК), влечет за собой наказание  виновных лишением свободы до  семи лет.

 

 

 

 

 

                                              Заключение

В заключение работы следует отметить, что правовой основой охраны труда является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Правовые основы охраны труда