Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".
Госнадзор за точным и единообразным
исполнением трудового
При защите прав работников не должны нарушаться права работодателя. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. ≪О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора). Закон устанавливает: порядок проведения мероприятий по контролю; права юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом госконтроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
87. Государственный
надзор и контроль за
Государственный контроль и надзор
за соблюдением трудового
Система органов ФИТ является единой и централизованной. Руководство деятельностью ФИТ осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. В свою очередь, он назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ главных государственных инспекторов.
Государственные инспекторы труда наделены кругом прав и полномочий. Они анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства, правил охраны труда, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве; рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда
и т. д. (ст. 356 ТК).
Государственный контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с ФИТ осуществляют федеральные надзоры. Они действуют на основе ТК РФ и положений о них, утвержденных Правительством РФ.
1. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Гос. Гор. промтехнадзор). Он следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической,
нефтедобывающей, металлургической промышленности, при ведении взрывных работ в промышленности.
2. Государственный
3. Государственный санитарно-
4. Государственный надзор за
ядерной и радиационной
88. Федеральная инспекция труда и ее основные полномочия.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
В соответствии с возложенными на
нее задачами федеральная инспекция
труда реализует следующие
89. Специальные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в сфере безопасности в отдельных отраслях промышленности.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, независимы и подчиняются только закону.
При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, независимы и подчиняются только закону.
Работники федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции
по контролю и надзору в сфере
санитарно-эпидемиологического
Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.
Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.
90. Защита трудовых
прав и законных интересов
работника профессиональными
профсоюзы выполняют функцию защиты и представления интересов работников на всех этапах правового регулирования труда.
Профкомы организаций и
провести дополнительные консультации с профкомом в целях достижения взаимовыгодного решения. При недостижении соглашения возникшие разногласия оформляются протоколом, и работодатель может принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профкомом в ГИТ или в суд. Профком имеет право начать процедуру коллективного трудового спора. Статья 373 ТК устанавливает порядок учета работодателем мнения профкома при принятии решения о расторжении трудового договора по инициативе работодателя G работником - членом профсоюза. В этом случае работодатель направляет в профком проект соответствующего приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. В течение семи дней со дня получения проекта приказа и копий документов профком рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.
Работодатель обязан безвозмездно
создавать условия для
профсоюзного органа - представлять помещение для проведения заседаний, хранения документации, оргтехнику, средства связи и т. д.
В целях самозащиты своих трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не
предусмотренной трудовым договором, или работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. На время отказа от такой работы за работником сохраняются все права, определенные ТК РФ и иными нормативными актами.
91. Самозащита работниками трудовых прав.
В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.
92. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров, понятие ИТС, органы по рассмотрению ИТС.
Индивидуальные трудовые споры (ИТС) – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК). ИТС рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.
КТС является органом трудового коллектива. Она создается во всех учреждениях, организациях по инициативе работников и (или) работодателя на паритетных началах из представителей сторон. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции). Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Из состава комиссии избирается председатель КТС и ее секретарь (для введения делопроизводства, хранения дел
и т. д.).
Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием его представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
93. Сроки обращения в КТС и суд за разрешением ИТС.
Срок обращения в КТС - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок пропущен по уважительной причине, КТС может его восстановить.