Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:03, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.doc

— 571.00 Кб (Скачать документ)

Госнадзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

При защите прав работников не должны нарушаться права работодателя. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. ≪О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора). Закон устанавливает: порядок проведения мероприятий по контролю; права юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при проведении госконтроля; меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов госконтроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом госконтроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

 

87. Государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда во всех организациях на территории РФ осуществляет Федеральная инспекция труда (ФИТ) и подведомственные ей государственные инспекции труда на местах (согласно положению ≪О Федеральной инспекции труда≫, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г.).

Система органов ФИТ является единой и централизованной. Руководство  деятельностью ФИТ осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. В свою очередь, он назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда в субъектах РФ главных государственных инспекторов.

Государственные инспекторы труда наделены кругом прав и полномочий. Они анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства, правил охраны труда, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; обобщают данные о состоянии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве; рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда

и т. д. (ст. 356 ТК).

Государственный контроль за соблюдением  правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с ФИТ осуществляют федеральные надзоры. Они действуют на основе ТК РФ и положений о них, утвержденных Правительством РФ.

1. Государственный надзор за  безопасным ведением работ в промышленности осуществляет Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Гос. Гор. промтехнадзор). Он следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической,

нефтедобывающей, металлургической промышленности, при ведении взрывных работ в  промышленности.

2. Государственный энергетический  надзор РФ (Гос. Энергонадзор) осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоизолирующих установок (СТ.367ТК).

3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор РФ (Госсанэпидемнадзор) осуществляет надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил (ст. 368 ТК).

4. Государственный надзор за  ядерной и радиационной безопасностью  РФ (Госатомнадзор) следит за соблюдением  правил ядерной и радиационной  безопасности (ст. 369 ТК).

 

88. Федеральная  инспекция труда и ее основные полномочия.

Федеральная инспекция  труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной  инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция  труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
  • готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  • иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

89. Специальные  органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в сфере безопасности в отдельных отраслях промышленности.

Государственный надзор за соблюдением  правил по безопасному ведению работ  в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

При исполнении обязанностей по надзору  за безопасным ведением работ работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, независимы и подчиняются только закону.

  • Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, независимы и подчиняются только закону.

  • Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции  по контролю и надзору в сфере  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при осуществлении надзора  за соблюдением работодателями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.

  • Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной  и радиационной безопасностью, обязаны  доводить до сведения работников и  работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции  по контролю и надзору в сфере  безопасности при использовании  атомной энергии, при осуществлении  надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

 

90. Защита трудовых  прав и законных интересов  работника профессиональными союзами.

профсоюзы выполняют функцию защиты и представления интересов работников на всех этапах правового регулирования труда.

Профкомы организаций и представители  вышестоящих органов, профсоюзов готовят  проекты коллективных договоров  и социально-партнерских соглашений, высказывают в письменной форме свое мнение при создании локальных нормативных актов. При принятии решения работодатель обязан учитывать мнение профсоюза. Перед принятием решения работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование к нему в профком, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. В течение пяти рабочих дней с момента получения проекта профком направляет работодателю свое мотивированное мнение по проекту. Если работодатель не согласен с этим мнением, то он обязан в течение трех дней после получения

провести дополнительные консультации с профкомом в целях достижения взаимовыгодного решения. При недостижении соглашения возникшие разногласия оформляются протоколом, и работодатель может принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профкомом в ГИТ или в суд. Профком имеет право начать процедуру коллективного трудового спора. Статья 373 ТК устанавливает порядок учета работодателем мнения профкома при принятии решения о расторжении трудового договора по инициативе работодателя G работником - членом профсоюза. В этом случае работодатель направляет в профком проект соответствующего приказа и копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. В течение семи дней со дня получения проекта приказа и копий документов профком рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

Работодатель обязан безвозмездно создавать условия для осуществления  деятельности выборного

профсоюзного органа - представлять помещение для проведения заседаний, хранения документации, оргтехнику, средства связи и т. д.

В целях самозащиты своих трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не

предусмотренной трудовым договором, или работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. На время отказа от такой работы за работником сохраняются все права, определенные ТК РФ и иными нормативными актами.

 

91. Самозащита  работниками трудовых прав.

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или  своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

 

92. Рассмотрение  и разрешение индивидуальных  трудовых споров, понятие ИТС,  органы по рассмотрению ИТС.

 

Индивидуальные трудовые споры (ИТС) – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК). ИТС рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.

КТС является органом трудового  коллектива. Она создается во всех учреждениях, организациях по инициативе работников и (или) работодателя на паритетных началах из представителей сторон. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции). Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Из состава комиссии избирается председатель КТС и ее секретарь (для введения делопроизводства, хранения дел

и т. д.).

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием его представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

 

93. Сроки обращения  в КТС и суд за разрешением  ИТС.

Срок обращения в КТС - три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок пропущен по уважительной причине, КТС может его восстановить.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"