Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:38, контрольная работа
Под трудовыми спорами в сфере трудовых и социально-трудовых отношений принято понимать неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений, коллективного или трудового договора либо установления и изменения условий труда, включая условия по оплате труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.
Под трудовыми спорами
в сфере трудовых и социально-трудовых
отношений принято понимать неурегулированные
разногласия, возникающие между
работником и работодателем либо
между работниками и
В этом кратком определении охарактеризованы трудовые споры, которые различаются по субъектному составу, предмету, характеру спора и, соответственно, порядку рассмотрения. Трудовые споры разграничиваются также в зависимости от того, из каких правоотношений они возникают. В соответствии с этими основаниями можно дать примерную классификацию трудовых споров.
В литературе по трудовому
праву существуют и другие определения
трудового спора. Например, трудовые
споры - это разногласия, возникающие
между работниками и
В Трудовом Кодексе РФ не содержится общего определения трудовых споров: там даются только определения индивидуального ст. 381 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) и коллективного ст. 398 ТК РФ трудовых споров.
Динамика возникновения трудового спора:
1) трудовое правонарушение
(действительное или таковое
2) различная его
оценка субъектами
3) попытка урегулировать
эти разногласия самими
4) обращение для разрешения в юрисдикционный орган – трудовой спор.
Трудовой спор может возникнуть
и без правонарушения в случаях,
если субъект трудового права
обращается в юрисдикционный орган,
оспаривая отказ другого
Причины трудовых споров –
это те негативные факторы, которые
вызывают различную оценку спорящими
сторонами осуществления
Причины трудовых споров надо отличать от условий – обстоятельств, которые способствуют возникновению большого количества споров по одним и тем же вопросам или обострению возникшего спора. Такие обстоятельства (условия) трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, но без причин сами обстоятельства трудового спора не вызывают.
Условия трудовых споров могут быть двух видов:
1)производственного характера
(отражают недостатки в
2)правового характера
(связаны с организацией
Трудовые споры различаются
по своему субъективному составу, характеру
разногласий и порядку
По субъектному составу и предмету все споры в области трудовых правоотношений делятся на индивидуальные и коллективные.
В статье 37 Конституции Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции Российской Федерации являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.
Субъектом индивидуального
спора, противостоящим
Таким образом,
Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, является трудовой коллектив или представители работников, заявляющие требования по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права. Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий или профессиональных групп. Эти требования могут выдвигаться как в период принятия (заключения) коллективного договора, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения.
По характеру разногласий трудовые споры дифференцируются на исковые и неисковые.
К спорам искового характера
относятся разногласия, возникающие
в связи с применением
К спорам неискового характера
относят разногласия, возникающие
в связи с изменением действующих
или установлением новых
Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры (конфликты права) как споры искового характера подлежат рассмотрению в комиссии по трудовым спорам (далее КТС), избираемой в организации. Если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с руководителем и обратился в КТС, то возникает индивидуальный трудовой спор, рассматриваемый в порядке, установленном ТК РФ. При несогласии с решением КТС стороны спора вправе обратиться в суд для рассмотрения индивидуального трудового спора.
Непосредственно в суде, минуя КТС, рассматриваются споры, затрагивающие наиболее важные права, как, например, о восстановлении на работе или об отказе в заключении трудового договора и другие, а также при обращении работника с исковым заявлением. КТС и суд разрешают индивидуальные трудовые споры, вынося решения о восстановлении или признании права либо отказывая в иске. Данные решения обязательны для сторон, в противном случае подлежат принудительному исполнению.
Иной порядок установлен для разрешения коллективных трудовых споров неискового характера (конфликты интересов). Прежде всего, стороны спора обязаны принять участие в его разрешении путем проведения примирительных процедур, включающих в себя несколько этапов. Первый из них позволяет сторонам в непосредственных переговорах, не обращаясь к иным лицам или органам, разрешить спор. С этой целью они образуют на паритетных началах, в равном представительстве примирительную комиссию, которая может принять решение только путем соглашения, достигнутого сторонами спора. Следующие этапы в разрешении коллективного трудового спора свидетельствуют о том, что спорящие стороны не сумели разрешить спор и вынуждены обратиться к помощи нейтральных, по отношению к ним, третьих лиц: посреднику и (или) трудовому арбитражу. Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.
Недостижение соглашения путем примирительных процедур может привести к обострению спора и забастовке. В период забастовки стороны обязаны продолжить проведение примирительных процедур до полного разрешения коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации нацелен на достижение согласия спорящих сторон путем возможного компромисса, взаимных уступок, исполнения взятых обязательств, учета взаимных интересов. В общем плане порядок разрешения коллективных трудовых споров должен способствовать развитию социального партнерства и социально-партнерских отношений работников (их представителей) и работодателей (представителей работодателей).
Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями решать трудовые споры. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т.е. они окончательны и могут сразу исполняться, если не обжалованы.
Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381–397) ТК РФ.
При рассмотрении трудовых споров суд применяет не только соответствующие нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).
Большое значение для единообразного
применения законодательства при рассмотрении
индивидуальных трудовых споров имеют
руководящие постановления
В качестве юрисдикционных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства согласно ст. 382 ТК РФ выступают:
1.Комиссия по трудовым спорам (КТС). КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием работников организации, а представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания (конференции) могут быть образованы и КТС отдельных подразделений организации. Тогда представители работников в КТС цеха избираются трудовыми коллективами цехов и других аналогичных подразделений. Цеховые КТС действуют на тех же основаниях, что и общезаводские, в пределах своего подразделения.
2.Суды – районные, городские федеральные и мировые судьи;
Согласно ТК РФ по порядку
рассмотрения трудовые споры подразделяются
на споры, рассматриваемые: общим порядком
(последовательное рассмотрение спора
в комиссии по трудовым спорам, затем
в суде); судебным порядком (непосредственно
в суде, минуя комиссию по трудовым
спорам); особым порядком (в рамках специальных
процессуальных форм). Коллективные трудовые
споры разрешаются
– КТС как избранным органом трудового коллектива;
– судебное;
– вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.).
Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным, т.е. со своим началом и концом, порядком вынесения решения по спору и его исполнению. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде, если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС. Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим порядком в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно судом, либо вышестоящими органами.
Согласно Закону о коллективных трудовых спорах и гл. 61 ТК РФ органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.
Процессуальные и процедурные правоотношения по рассмотрению трудовых споров – это юридическая связь соответствующего юрисдикционного органа с участниками данного спора. Процедурные правоотношения предшествуют, как правило, процессуальным (по приему заявления в юрисдикционный орган, процедурные действия судьи по подготовке судебного заседания по разрешению спора и т.д.). Они возникают при всех видах разбирательства индивидуальных трудовых споров с момента обращения заинтересованной стороны в данный юрисдикционный орган. Основанием их возникновения является именно подача заявления, принятие к производству данного дела, а рассмотрение самого спора – это процессуальные отношения.
Процессуальное правоотношение
возникает между данным органом,
с одной стороны, и участником
спора – с другой. Каждое лицо,
участвующее в деле по рассмотрению
спора (спорящие стороны или их представители,
свидетели, эксперты), находится в
процессуальном правоотношении только
с органом, рассматривающим данный
спор, т.е. это лицо обладает процессуальными
правами и несет процессуальные
обязанности только по отношению
к этому юрисдикционному