Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование процесса развития арбитражного процесса в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, я ставила перед собой следующие задачи:
-проанализировать развитие арбитражного процесса в России;
-рассмотреть современную организацию и структуры арбитражных судов в Российской Федерации;
- в заключение работы подвести итоги по проделанной работе
Введение……………………………………………………………………3
Раздел I. История возникновения и развития Арбитражных судов…………………………………………5
Раздел II. Организация и структура арбитражных судов в Российской Федерации…….....................................................................................10
1. Задачи арбитражных судов…………………………………………...10
2. Принципы организации и деятельности арбитражных судов……………..13
3. Структура и полномочия арбитражных судов в РФ …………………….15
4. Проблемы в деятельности арбитражных судов в РФ …………………….25
Заключение…………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………..32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральская
Государственная Юридическая
(УрГЮА)
Институт прокуратуры
Кафедра
судебной деятельности
Курсовая работа
по предмету правоохранительные органы
на тему:
«Арбитражные
суды в Российской
Федерации»
Хамидуллина Алия Булатовна
Екатеринбург - 2010
План:
Введение…………………………………………………………
Раздел I. История возникновения и развития Арбитражных судов…………………………………………5
Раздел II. Организация
и структура арбитражных судов
в Российской Федерации……...................
1. Задачи арбитражных судов…………………………………………...10
2. Принципы организации и деятельности арбитражных судов……………..13
3. Структура и полномочия арбитражных судов в РФ …………………….15
4. Проблемы в деятельности арбитражных судов в РФ …………………….25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме.
Судьба России
сегодня решается в сфере экономики,
от которой в конечном счете зависит
социальная, политическая и иные стороны
нашей жизни. В свою очередь, состояние
экономики находится в прямой
зависимости от того, есть ли в ней
правовой порядок, действуют ли цивилизационные
правила закона и правоприменения
или же она подвластна криминальному
произволу. Система арбитража как
раз и служит этим целям - защита
прав и законных интересов учреждений,
организаций, предприятий и граждан-
Цель курсовой работы – исследование процесса развития арбитражного процесса в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, я ставила перед собой следующие задачи:
-проанализировать развитие арбитражного процесса в России;
-рассмотреть современную организацию и структуры арбитражных судов в Российской Федерации;
- в заключение
работы подвести итоги по
Раздел I. 1. История возникновения и развития арбитражных судов
Самые ранние сведения
о существовании третейского
суда восходят к эпохе Гомера, когда
переход от личной расправы к договорному
началу и признанию правовых норм
уже успел совершиться. У римлян
третейский судья назывался «арбитр».
История специализированных судебных
органов, действовавших в России
и предназначавшихся для
Издревле в Российском государстве существовали суды для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Первое упоминание о торговом суде на территории Руси в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича встречается в 1135 году.1
Особые таможенные суды, состоявшие "из лучших торговых людей", были учреждены в 1667 году.
Первый коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 году2по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху. Как пишет И.В. Архипов, исследовавший историю коммерческого судоустройства и судопроизводства России в XIX в., инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество, значительную часть которого составляли выходцы из Франции. Определенную роль сыграл и герцог Ришелье, который предварительно одобрил данную идею и передал ходатайство купцов по инстанции. Интересно, что даже само ходатайство об учреждении коммерческого суда было написано на французском языке, что противоречило сложившимся традициям официального делопроизводства.
1,2В.В. Ярков. Арбитражный процесс: учебник: Изд-во Волтерс Клувер. 2006г., с.5-6
Кроме Одессы, коммерческие суды были учреждены в городах Москве, С.-Петербурге, Таганроге, Феодосии, Керчи, Архангельске, Кишиневе, Варшаве. Эти суды были упразднены (за некоторым исключением) еще до Октябрьской революции 1917 г. , а дела, отнесенные к их ведению, переданы к производству судов общей юрисдикции.
К подсудности коммерческих судов относились три категории дел, а именно: 1) торговые дела; 2) вексельные дела и 3) дела о торговой несостоятельности. А спустя 24 года указом императора Николая I от 14 мая 1832 года1были утверждены учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 года. После введения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского судопроизводства) в 1864 г. 2все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены.
Согласно ст.28 Устава гражданского судопроизводства в тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, относящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами.3
В отличие от коммерческих судов Франции, полностью состоявших из представителей купечества, аналогичные суды в России были организованы на смешанных началах. В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством.4
1,2,3,4В.В. Ярков. Арбитражный процесс: учебник: Изд-во Волтерс Клувер. 2006г., с.5-6
Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу XX в. их осталось только четыре - в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть вполне разрешаемы и общими судами.1
Советская власть упразднила коммерческие суды Декретом о суде №1 и с этого момента все споры между государственными организациями решались в административном порядке.2
После октябрьской
революции, разногласия, возникающие
между предприятиями и
88 лет назад, 21 сентября 1922 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров РСФСР утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями Высшей Арбитражной Комиссией при Совете Труда и Обороны, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.4
Деятельность арбитражных комиссий регулировалась целым рядом правовых актов той эпохи: Положением об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г., Положением об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г. и другими актами. Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. 5
1,2,3,4,5 В.В. Ярков. Арбитражный процесс: учебник: Изд-во Волтерс Клувер. 2006г., с.6
Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий.1
Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями. Затем принимался ряд других правовых актов, регулирующих деятельность государственного арбитража, последними из которых были Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственномарбитраже в СССР" и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980 г. Советом Министров СССР.2
Государственный
арбитраж выполнял двойственные функции
в системе управления народным хозяйством
той эпохи. Государственный арбитраж,
с одной стороны, являлся органом
государственного управления, наделенным
для этого рядом полномочий в
сфере хозяйственных отношений (включая
право принятия нормативных актов),
и, с другой стороны, разрешал возникающие
в данной сфере споры между
предприятиями. Одновременно действовала
система ведомственных
Новая история
арбитража начинается в 1991 году, когда
был принят Закон "Об арбитражном
суде", создавший систему
1,2,3,4 В.В. Ярков. Арбитражный процесс: учебник: Изд-во ВолтерсКлувер. 2006г., с.7
Временем начала
деятельности Высшего арбитражного
суда Российской Федерации и нынешней
системы арбитражных судов
Словосочетание "арбитражные суды" содержит тавтологию, поскольку слово "арбитражный" в переводе с латинского языка означает "судебный". При разработке арбитражного законодательства в 1992 - 1993 гг. предлагались различные варианты названия судов, в том числе в некоторых проектах этот суд назывался "хозяйственным судом". Однако сохранилось неудачное название "арбитражный суд".
Смысл этого неудачного наименования суда состоит в том, чтобы показать субъектам гражданского оборота отличие новой судебной системы от бывшего арбитража, продемонстрировать переход от административных методов управления хозяйством к договорным способам хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений.
Суды общей
юрисдикции, как правило, разрешают
гражданские дела с участием граждан
и не связанные с экономическими
отношениями в области