Арбитражные суды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование процесса развития арбитражного процесса в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, я ставила перед собой следующие задачи:
-проанализировать развитие арбитражного процесса в России;
-рассмотреть современную организацию и структуры арбитражных судов в Российской Федерации;
- в заключение работы подвести итоги по проделанной работе

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Раздел I. История возникновения и развития Арбитражных судов…………………………………………5
Раздел II. Организация и структура арбитражных судов в Российской Федерации…….....................................................................................10
1. Задачи арбитражных судов…………………………………………...10
2. Принципы организации и деятельности арбитражных судов……………..13
3. Структура и полномочия арбитражных судов в РФ …………………….15
4. Проблемы в деятельности арбитражных судов в РФ …………………….25
Заключение…………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсач Арбитражные суды.docx

— 58.05 Кб (Скачать документ)

    — анализирует  судебную статистику;

В состав федерального арбитражного суда округа входят:

    § судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

    § судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

    § президиум суда.

    Основные процессуальные полномочия арбитражного суда третьего звена осуществляются в его судебных коллегиях. Именно там рассматриваются в порядке кассации жалобы лиц, участвовавших в деле при рассмотрении спора по существу, на вступившие в законную силу решения нижестоящего арбитражного суда и постановления его апелляционной инстанции.

    Кассационная  жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решений,постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ. Она подается в федеральный арбитражный суд соответствующего округа через арбитражный суд субъекта Федерации, принявший решение или постановление.

    О принятии к  производству дела по кассационной жалобе один из судей арбитражного суда среднего звена выносит определение. При  этом копия определения направляется лицам, участвующим в деле. По ходатайству  лиц, участвующих в деле, арбитражный  суд кассационной инстанции вправе приостановить исполнение решений, принятых ранее. Дело в суде кассационной инстанции рассматривается в месячный срок со дня поступления его в федеральный арбитражный суд округа.1

Кассационное  производство в арбитражных судах  по новому законодательству приобрело  ряд существенных особенностей, отличающих его от одноименного производства в прежних арбитражных судах и ныне действующих судах общей юрисдикции. Из таких особенностей следовало бы выделить;

    — в кассационном порядке в арбитражных судах  проверяется только правильность применения судом первой или апелляционной  инстанции норм материального права и норм процессуального права. Другими словами, обоснованность принятого решения проверяться не должна;2

 
 

                 1,2 К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.103

— к кассационным жалобам предъявляются весьма жесткие  требования:                         к примеру, если в жалобе не указывается точно, какой, по мнению автора жалобы, закон был нарушен, то она "без разговоров" возвращается автору;

— новое законодательство не требует безоговорочно, чтобы кассационная инстанция, обнаружив при рассмотрении кассационной жалобы те нарушения закона, о которых ничего не сказано в жалобе, соответствующим образом реагировала и на них. А это значит, что такой инстанции закон разрешает не проверять в полном объеме законность действий нижестоящей инстанции.

    Рассмотрев  дело в порядке кассации, федеральный арбитражный суд округа выносит одно из следующих постановлений:

    — об оставлении решения суда первой инстанции или постановления апелляционной инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения;

    — об отмене решения  первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;

    — об изменении  решения первой инстанции или  постановления апелляционной инстанции;

    — об отмене решения  первой инстанции или постановления  апелляционной инстанции полностью  или в части и прекращении  производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части;

    — об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений.1

 

    1 1 К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.103

Президиумы федеральных  арбитражных судов округов и  арбитражных судов субъектов  Российской Федерации по представлению  их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей  судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации  работы суда и вопросы судебной практики.1

  1. Четвертое звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.2
 

    Высший Арбитражный  Суд РФ действует в составе:

    - Пленума;

    - Президиума;

    - Судебной  коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и  иных правоотношений;

    - Судебной  коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных  правоотношений.3

 
 
 

    1,2,3  К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.104

Высший Арбитражный Суд РФ выполняет целый ряд полномочий:

1) рассматривает  в порядке надзора дела по  проверке вступивших в законную  силу судебных актов арбитражных  судов в РФ;

2) пересматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в  законную силу судебные акты;

3) обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке конституционности  указанных в Конституции РФ  законов, иных нормативных актов  и договоров;

4) обращается  в Конституционный Суд РФ с  запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом  им в любой инстанции;

5) изучает и  обобщает практику применения  арбитражными судами законов  и иных нормативных правовых  актов, регулирующих отношения  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам  судебной практики;2

6) разрабатывает  предложения по совершенствованию  законов и иных нормативных  правовых актов, регулирующих  отношения в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную  статистику и организует работу  по ее ведению в арбитражных  судах;

8) осуществляет  меры по созданию условий для  судебной деятельности арбитражных  судов, в том числе по их  кадровому, организационному, материально-техническому  и иным видам обеспечения;

9) решает в  пределах своей компетенции вопросы,  вытекающие из международных  договоров РФ;

10) решает вопросы  образования постоянных судебных  присутствий арбитражных судов;

11) обладает правом  законодательной инициативы по  вопросам его ведения;

12) по вопросам  внутренней деятельности арбитражных  судов и взаимоотношений между  ними принимает регламент, обязательный  для арбитражных судов в РФ.1

Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной  инициативой, об обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросами  о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и  договоров, утверждает регламент арбитражных  судов.2

Президиум Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  рассматривает в порядке надзора  дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных  судов, а также рассматривает  отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в  Российской Федерации. Его работа наиболее для нас заметна, т. к. именно Президиум  ВАС, на основе произведенного анализа  судебной практики издает читаемые большинством юристов Постановления Президиума ВАС. Они обязательны для применения всеми судами РФ и позволяют нам  ориентироваться в сложном лабиринте  задач по применению правовых норм.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в  первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения  по совершенствованию законов и  нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с  регламентом.3

 

1,2,3 К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.105-106

При Высшем Арбитражном  Суде Российской Федерации действует  Совет председателей арбитражных  судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным  с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов  и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном  Суде Российской Федерации действует  Научно-консультативный совет. В  его составе образованы секции: процессуального  законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Структура арбитражных  судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых  ими функций и объема работы.1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы в деятельности арбитражных судов в РФ

В конце декабря 2008 г. состоялось  интернет-интервью с А.А. Ивановым,  Председателем ВАС РФ: "Итоги работы  и перспективы развития системы арбитражного судопроизводства в Российской Федерации", где были раскрыты проблемы в деятельности арбитражных судов РФ и предложены их решения.

Представлю отрывок  из этого интервью:

«Многие до сих пор полагают: чем больше судей, чем больше зданий, чем больше денег, тем значимей суд.

Однако этим ли определяется значимость суда?

Нет.

Значимость суда определяется не бюджетом и количеством  судей, но авторитетом принятых решений, их обоснованностью и влиянием на общественное сознание. Мы должны отдавать себе отчет в том, что дальнейший экстенсивный рост судебной системы  не поможет нам ответить на новые  запросы общества.

Нам необходима модернизация отечественной судебной системы - причем, модернизация, проведенная  во всех ветвях и на всех уровнях  этой системы. И речь идет не о новой  концепции судебной реформы - боюсь, еще одной реформы наша судебная система уже не выдержит. И не о новых поступлениях из бюджета - боюсь, что в условиях мирового финансового кризиса мы вряд ли убедим Минфин дать нам много денег. Стабильность судебной системы не должна превратиться в стагнацию, а работы по модернизации не должны свестись к простымгосзакупкам.

Мы должны прекратить экстенсивный рост судебной системы  и заняться интенсификацией ее работы.

Что это подразумевает?

- Брать лучших.

- Избавиться от низко квалифицированных кадров и от тех, кто не соответствует высоким морально-этическим стандартам.

- Платить больше, чтобы переманить лучших.

- Создать ситуацию, при которой судьи будут рассматривать действительно сложные дела, в которых есть реальный спор.

- Провести ревизию процессуального законодательства, чтобы исключить положения, усложняющие и замедляющие движение дел.

- Постоянно проводить мониторинг с целью выявления узких мест и дальнейшего совершенствования процессуального законодательства.

- Использовать современные технологии.

- Вернуть уважение общества к судам.

Какими качествами должна обладать наша судебная система, чтобы мы могли добиться этих целей?

Прежде  всего, судебная система  должна быть открытой.

У нас накоплено  достаточно негативного опыта, чтобы  уверенно заявлять: любая попытка  необоснованного ограничения доступа  к информации наносит ущерб всей судебной системе. Во многом изменить ситуацию должно принятие закона «Об  обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в котором закреплены жесткие нормы обнародования  сведений о работе разных ступеней российской судебной системы. Следует заметить, что на данный момент этот закон уже принят и действует.

Информация о работе Арбитражные суды в Российской Федерации