Арбитражные суды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование процесса развития арбитражного процесса в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, я ставила перед собой следующие задачи:
-проанализировать развитие арбитражного процесса в России;
-рассмотреть современную организацию и структуры арбитражных судов в Российской Федерации;
- в заключение работы подвести итоги по проделанной работе

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Раздел I. История возникновения и развития Арбитражных судов…………………………………………5
Раздел II. Организация и структура арбитражных судов в Российской Федерации…….....................................................................................10
1. Задачи арбитражных судов…………………………………………...10
2. Принципы организации и деятельности арбитражных судов……………..13
3. Структура и полномочия арбитражных судов в РФ …………………….15
4. Проблемы в деятельности арбитражных судов в РФ …………………….25
Заключение…………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсач Арбитражные суды.docx

— 58.05 Кб (Скачать документ)

Данные нормативные  акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных  судов и процессуальную форму  их деятельности.

Таким образом, арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и  административного судопроизводства, установленном Конституцией России, АПК и другими федеральными законами.

Сегодня система  арбитражных судов работает и  выполняет свою немаловажную роль в  механизме государства, без которой  представить современную российскую экономику и государство уже  невозможно.1

Раздел  II. Организация и структура арбитражных судов в Российской Федерации

1. Задачи арбитражных судов

В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных  или оспариваемых прав и законных  интересов лиц, осуществляющих  предпринимательскую и иную экономическую  деятельность, а также прав и  законных интересов Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, органов государственной власти  Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц в указанной  сфере;

2) обеспечение  доступности правосудия в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности;2

1,2В.В. Ярков. Арбитражный процесс: учебник: Изд-во Волтерс Клувер. 2006г. ,с.7-8

3) справедливое  публичное судебное разбирательство  в установленный законом срок  независимым и беспристрастным  судом;

4) укрепление  законности и предупреждение  правонарушений в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

5) формирование  уважительного отношения к закону  и суду;

6) содействие  становлению и развитию партнерских  деловых отношений, формированию  обычаев и этики делового оборота;1

В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные  суды рассматривают, в основном, экономические споры.

К экономическим  спорам, разрешаемым арбитражным  судом, в частности, относятся споры:

— о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

-   об изменении условий или о расторжении договоров;

—   о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

—   о признании  права собственности;

— об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

— о нарушении  прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;2

 

1 В.В. Ярков. Арбитражный процесс: учебник: Изд-во Волтерс Клувер. 2006г., с.8

2 К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.96

—  о возмещении убытков;

— о признании  недействительными (полностью или  частично) ненормативных актов государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих  законам и иным нормативным актам  и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

—  о защите чести, достоинства и деловой  репутации;

— о признании  не подлежащим исполнению исполнительного  или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

— об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонения от государственной  регистрации в установленный  срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

—о взыскании  с организаций и граждан штрафов  государственными органами, органами местного самоуправления и иными  органами, осуществляющими контрольные  функции, если федеральным законом  не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

— о возврате из бюджета денежных средств, списанных  органами, осуществляющими контрольные  функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового  акта.1

 
 
 

12 К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.96

Следует отметить, что новейшее законодательство об организации  и деятельности арбитражных судов  расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение  этой системы ряд новых категорий  дел:

- с участием иностранных организаций и граждан;

- дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- дел о банкротстве предприятий.1

2. Принципы организации и деятельности арбитражных судов

Принципы организации  и деятельности арбитражных судов  весьма близки тем принципам, на которых  строится система судов общей  юрисдикции. При осуществлении своих  полномочий судьи арбитражных судов  обладают статусом, установленным Законом  о статусе судей.

Деятельность  арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:

- независимости судей арбитражных судов;

- законности;

- равенства всех перед законом и судом;

- равноправия сторон;

- состязательности;

- непосредственности судебного разбирательства;

 

12 К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.96

- гласности судебного разбирательства;

- языка судопроизводства.

Изменены правила  и о языке арбитражного судопроизводства. Они приведены в соответствие со ст. 68 Конституции, говорящей о  том, что государственным языком Российской Федерации является русский  язык. Из этого следует, что судопроизводство во всех арбитражных судах ведется  только на русском языке. Участвующим  же в деле лицам, если они не владеют  русским языком, обеспечивается право  полного ознакомления с материалами  дела и участия в судебных действиях  с помощью переводчика. Обеспечение  перевода - обязанность арбитражного суда.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. .В.  Кашанина, А.В. Кашанин.  Российское право:  учебник для вузов:  Изд-во Норма. 2009г.с.731

3. Структура и полномочия арбитражных судов в РФ

Организационно  структурная система арбитражных судов является четырех звенной.

1) Первое звено составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Согласно ст.36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

- рассматривает  в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам  в Российской Федерации, за  исключением дел, отнесенных к  компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и арбитражных судов округов;

- пересматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в  законную силу судебные акты;

- обращается  в Конституционный Суд Российской  Федерации с запросом о проверке  конституционности закона, примененного  или подлежащего применению в  деле, рассматриваемом им в любой  инстанции;

- изучает и  обобщает судебную практику;

- подготавливает  предложения по совершенствованию  законов и иных нормативных  правовых актов;1

1 К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.99

- анализирует  судебную статистику.1

2) Второе звено образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В Российской Федерации действует 20 арбитражных апелляционных судов.

Правом принесения апелляционной жалобы обладает и  прокурор. Новый АПК не содержит нормы о принесении прокурором протеста на не вступившее в законную силу решение арбитражного суда и исходит из того, что прокурор является лицом, участвующем в деле, и, как все другие лица, вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, а не протест.

Апелляционная жалоба подается в течение месяца после принятия арбитражным судом  решения и рассматривается в  месячный срок со дня ее поступления  в арбитражный суд.

Апелляционная жалоба рассматривается коллегиально апелляционной инстанцией арбитражного суда основного звена, принявшего решение  в первой инстанции. По итогам рассмотрения выносится одно из следующих решений:

— об оставлении решения суда без изменения, а жалобы без удовлетворения;

— об изменении решения;

— об отмене решения полностью или в части и прекращении производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части.

Постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его  принятия и впоследствии может быть обжаловано в кассационном порядке как решение арбитражного суда, вступившее в законную силу.1

3)Третье звено образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В Российской Федерации действуют: ФАС Волго-Вятского округа, ФАС Восточно-Сибирского округа, ФАС Дальневосточного округа, ФАС Западно-Сибирского округа, ФАС Московского округа, ФАС Поволжского округа, ФАС Северо-Западного округа, ФАС Северо-Кавказского округа, ФАС Уральского округа, ФАС Центрального округа. В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

 
 
 
 
  1. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ: учебник: Изд-во Зерцало.2000г., с.101

Состав округов  может быть изменен только федеральным  законом

    В своей деятельности федеральный арбитражный суд  округа осуществляет следующие полномочия:

    -   по  первой инстанции рассматривают  заявления о присуждении компенсации  за нарушение прав на судопроизводство  или исполнение  суд актов в  разумные сроки по делам подсудным  арбитражным судам;

    — проверяет  в кассационной  инстанции  законность  судебных актов  по делам,  рассмотренным  арбитражными судами субъектов Федерации  в первой и апелляционной инстанциях;

    — пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

    — обращается  в  Конституционный  Суд  РФ  с запросом о  проверке  конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в рассматриваемом им деле;

    — изучает  и обобщает судебную практику;

    — подготавливает  предложения   по  совершенствованию  законов  иных  нормативных правовых актов;

Информация о работе Арбитражные суды в Российской Федерации