Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:37, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы реализации полномочий судом надзорной инстанции в гражданском процессе. Для достижения указанной цели автором поставлены задачи:
рассмотреть сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора;
проанализировать право на обращение в суд надзорной инстанции (понятие, содержание, субъекты);
дать характеристику процессуального порядка производства в суде надзорной инстанции.;
определить полномочия суда надзорной инстанции;
выделить основания к отмене и изменению судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ, В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
3. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ)
4. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
5. ПОЛНОМОЧИЯ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
6. ОСНОВАНИЯ К ОТМЕНЕ И ИЗМЕНЕНИЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ, В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав, свобод, законных интересов. В настоящее время Россия переживает сложный период судебной реформы, одним из главных направлений которой является повышение эффективности отправления правосудия по гражданским делам, которое зависит от чёткой и безукоризненной работы всех звеньев судебной системы, в том числе и при пересмотре в порядке надзора судебных постановлений по гражданским делам.
С вступлением в законную силу 1 февраля 2003 года Гражданского процессуального кодекса институт надзорного производства претерпел существенные изменения, что еще более повышает актуальность и практическую значимость темы дипломного исследования.
В
надзорном производстве согласно новому
ГПК изменился круг субъектов, имеющих
право на обращение в суд надзорной
инстанции, впервые в гражданском
процессе установлен срок, в течение
которого можно ставить вопрос о
проверке судебного акта в порядке
надзора, усилилось действие принципа
диспозитивности, закреплено положение,
в соответствии с которым проверка
некоторых судебных постановлений,
в частности, определений Судебной
коллегии Верховного Суда Российской
Федерации по гражданским делам
и Военной коллегии Верховного Суда
РФ, вынесенных ими в надзорном
порядке, возможна только при условии,
что такие постановления
Ряд
вопросов, связанных с осуществлением
производства в порядке надзора,
такие как задачи и цели данного
производства, пределы проверки судебных
постановлений судом надзорной
инстанции, не утратили своего значения
и после принятия ГПК РФ, оставаясь
по-прежнему дискуссионными. Все вышесказанное
обусловливает актуальность и своевременность
темы курсового исследования.
Проблемы,
связанные с полномочиями суда надзорной
инстанции в гражданском
К сожалению, большинство научных трудов, посвященных данной теме, было написано в период действия еще ГПК РСФСР, более 20 лет назад. В связи с принятием нового ГПК РФ отдельные научные взгляды, существующие в литературе, устарели, другие требуют переосмысления и уточнения.
Объектом
курсового исследования выступают
общественные отношения, связанные
с реализацией полномочий судом
надзорной инстанции в
Цель
настоящего исследования состоит в
том, чтобы на основе анализа научной
литературы, действующего законодательства,
судебной и правоприменительной
практики исследовать актуальные вопросы
реализации полномочий судом надзорной
инстанции в гражданском
рассмотреть сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора;
проанализировать право на обращение в суд надзорной инстанции (понятие, содержание, субъекты);
дать характеристику процессуального порядка производства в суде надзорной инстанции.;
определить полномочия суда надзорной инстанции;
выделить основания к отмене и изменению судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.
1. Возникновение и развитие судебного надзора в Российской Федерации
Изучение памятников русского права позволило Е.И. Алекссевской.1 сделать вывод о том, что причиной возникновения проверки законности судебных постановлений послужило ограничение судебной власти на местах князьями удельной Руси. Практика обращений спорящих сторон и судей-наместников к князю в случаях невозможности разрешения дела в силу противоречий в законе либо наличия пробелов в праве санкционируется в Судебнике 1474 года и развивается в Судебнике 1550 года и Уставе гражданского судопроизводства 1864 года. По мере реформирования государственного управления высший судебный орган наделялся полномочием по проверке законности судебных постановлений и правом дачи разъяснений по судебным делам.
История
института проверки судебных постановлений
свидетельствует, что в силу динамичности
общественных отношений и перманентных
преобразований государства и, как
следствие, нестабильности законодательства
постоянно существует объективная
потребность в институте, который
способствует укреплению законности и
формирует единообразную
Идея создания в молодой социалистической стране единого верховного судебного контроля законодательно была выражена в Декрете «О суде» от 7 марта 1918 г. N 2 СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347.. Так, статья 6 указанного Декрета определяет сущность судебного надзора следующим образом: «В целях достижения единообразия кассационной практики, учреждается в столице верховный судебный контроль. В состав его входят представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с правом отзыва и переизбрания как со стороны окружных судов, так и Советов Раб., Солд., Кр. и Казачьих Депутатов.
Верховный судебный контроль, в случае отмеченных им противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями, выносит объединяющие принципиальные решения, которые кассационными инстанциями принимаются впредь к руководству. В случаях же обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием, верховный судебный контроль делает законодательным органам представления о необходимости издания нового соответствующего закона. Отменять решения верховного судебного контроля может только законодательный орган советской власти.
Реализация
идеи создания единого судебного
контроля относится к 10 марта 1921 г.,
когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР
«О Высшем судебном контроле» СУ РСФМР.
1921. N15. Ст. 97. было утверждено Положение
о высшем судебном контроле. Осуществление
высшего судебного контроля первоначально
возлагалось на Народный комиссариат
юстиции РСФСР, который должен был
пересматривать дела по требованию центральных,
областных, губернских органов власти,
а также по собственной инициативе.
Таким образом, вначале высший судебный
контроль складывался как
Вскоре
функция надзора отошла к компетенции
образованного Верховного Суда РСФСР,
а с 1923 г. ее реализация была поручена
также Верховному Суду СССР. Пленарное
заседание Верховного Суда СССР получило
право пересматривать в порядке
надзора постановления
В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации и расширения круга лиц, которые имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу. Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г. Ведомости Верховного Совета. 1938. N 31. судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик.
Согласно
ст. 16 Закона судебные приговоры, решения
и определения, вступившие в законную
силу, могли быть опротестованы лишь
Прокурором СССР, прокурором союзной
республики, Председателем Верховного
Суда СССР и председателем Верховного
Суда союзной республики. Право рассмотрения
надзорных протестов
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от
14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов
в составе Верховных Судов
союзных и автономных республик,
краевых, областных судов и судов
автономных областей» ВВСС. 1954. N 17. Ст.
360. был существенно изменен
К
компетенции Судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда СССР отнесено
рассмотрение в порядке надзора
протестов Председателя Верховного
Суда СССР, Генерального прокурора
СССР и их заместителей на решения
Верховных Судов союзных
После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее - Европейский суд), для российской правовой системы приобрел огромное значение учет прецедентной практики этого Суда. Его постановления толкуют нормы Конвенции и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют для нашей правовой системы такое же значение, как и решения российских высших судов - Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного. Граждане России, так же как граждане других стран, входящих в Совет Европы, приобрели с этого времени право на обращение с жалобами в Европейский суд по правам человека.
Для
обращения в этот Суд гражданам
России достаточно было обжаловать решение
суда в кассационном порядке, чтобы
исчерпать все эффективные
Кроме того, Европейский суд по правам человека усмотрел в отмене надзорной инстанцией установленного судом права нарушение прав человека на «справедливое судебное разбирательство», гарантированное ст. 6 Европейской конвенции. По его мнению пересмотр дела в порядке надзора нарушает принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено (res judicata - принцип недопустимости повторного рассмотрения окончательно решенного дела). Данный принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданны, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.