Производство в суде надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 07:37, курсовая работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы реализации полномочий судом надзорной инстанции в гражданском процессе. Для достижения указанной цели автором поставлены задачи:

рассмотреть сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора;

проанализировать право на обращение в суд надзорной инстанции (понятие, содержание, субъекты);

дать характеристику процессуального порядка производства в суде надзорной инстанции.;

определить полномочия суда надзорной инстанции;

выделить основания к отмене и изменению судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.

Содержание

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ, В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА
3. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ)
4. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
5. ПОЛНОМОЧИЯ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
6. ОСНОВАНИЯ К ОТМЕНЕ И ИЗМЕНЕНИЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ, В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

Работа состоит из  1 файл

Производство в суде надзорной инстанции.docx

— 60.72 Кб (Скачать документ)

                                                          Введение  

     Согласно  ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется  судебная защита его прав, свобод, законных интересов. В настоящее время  Россия переживает сложный период судебной реформы, одним из главных направлений  которой является повышение эффективности  отправления правосудия по гражданским  делам, которое зависит от чёткой и безукоризненной работы всех звеньев  судебной системы, в том числе  и при пересмотре в порядке  надзора судебных постановлений  по гражданским делам.

     С вступлением в законную силу 1 февраля 2003 года Гражданского процессуального  кодекса институт надзорного производства претерпел существенные изменения, что еще более повышает актуальность и практическую значимость темы дипломного исследования.

     В надзорном производстве согласно новому ГПК изменился круг субъектов, имеющих  право на обращение в суд надзорной  инстанции, впервые в гражданском  процессе установлен срок, в течение  которого можно ставить вопрос о  проверке судебного акта в порядке  надзора, усилилось действие принципа диспозитивности, закреплено положение, в соответствии с которым проверка некоторых судебных постановлений, в частности, определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам  и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в надзорном  порядке, возможна только при условии, что такие постановления нарушают единство судебной практики. Эти и  другие новеллы ГПК РФ требуют  тщательного научного исследования, практической апробации и теоретического осмысления.

     Ряд вопросов, связанных с осуществлением производства в порядке надзора, такие как задачи и цели данного  производства, пределы проверки судебных постановлений судом надзорной  инстанции, не утратили своего значения и после принятия ГПК РФ, оставаясь  по-прежнему дискуссионными. Все вышесказанное  обусловливает актуальность и своевременность  темы курсового исследования. 

     Проблемы, связанные с полномочиями суда надзорной  инстанции в гражданском процессе, нашли  отражение в работах  И.Н. Балашова, К.С. Банченко-Любимовой, Т.Н. Добровольской, Г. А. Жилина, В.М. Жуйкова, С.Ю. Кац, Н.И. Клейн, К.И. Комиссарова, Л.Ф. Лесницкой, С.Ю. Никонорова, М.Ю. Новик-Качан, М.Д. Олегова, Ю.К. Осипова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова, П.Я. Трубникова, М.С. Шакарян, В.В. Яркова и др. ученых.

     К сожалению, большинство научных  трудов, посвященных данной теме, было написано в период действия еще ГПК  РСФСР, более 20 лет назад. В связи  с принятием нового ГПК РФ отдельные  научные взгляды, существующие в  литературе, устарели, другие требуют  переосмысления и уточнения.

     Объектом  курсового исследования выступают  общественные отношения, связанные  с реализацией полномочий судом  надзорной инстанции в гражданском  процессе. Предметом исследования являются нормы гражданского процессуального  права, регулирующие производство в  порядке надзора; доктринальные  источники; судебная практика.

     Цель  настоящего исследования состоит в  том, чтобы на основе анализа научной  литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной  практики исследовать актуальные вопросы  реализации полномочий судом надзорной  инстанции в гражданском процессе. Для достижения указанной цели автором  поставлены задачи:

     рассмотреть сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в  законную силу, в порядке надзора;

          проанализировать право на обращение в суд надзорной инстанции (понятие, содержание, субъекты);

           дать характеристику процессуального порядка производства в суде надзорной инстанции.;

           определить полномочия суда надзорной инстанции;

           выделить основания к отмене и изменению судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора.

1. Возникновение и  развитие судебного  надзора в Российской  Федерации

     Изучение  памятников русского права позволило  Е.И. Алекссевской.1 сделать вывод о том, что причиной возникновения проверки законности судебных постановлений послужило ограничение судебной власти на местах князьями удельной Руси. Практика обращений спорящих сторон и судей-наместников к князю в случаях невозможности разрешения дела в силу противоречий в законе либо наличия пробелов в праве санкционируется в Судебнике 1474 года и развивается в Судебнике 1550 года и Уставе гражданского судопроизводства 1864 года. По мере реформирования государственного управления высший судебный орган наделялся полномочием по проверке законности судебных постановлений и правом дачи разъяснений по судебным делам.

     История института проверки судебных постановлений  свидетельствует, что в силу динамичности общественных отношений и перманентных преобразований государства и, как  следствие, нестабильности законодательства постоянно существует объективная  потребность в институте, который  способствует укреплению законности и  формирует единообразную судебную практику в целях защиты нарушенных прав и законных интересов всех субъектов  правоотношений.

     Идея  создания в молодой социалистической стране единого верховного судебного  контроля законодательно была выражена в Декрете «О суде» от 7 марта 1918 г. N 2 СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347.. Так, статья 6 указанного Декрета определяет сущность судебного надзора следующим  образом: «В целях достижения единообразия кассационной практики, учреждается  в столице верховный судебный контроль. В состав его входят представители  областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с  правом отзыва и переизбрания как  со стороны окружных судов, так и  Советов Раб., Солд., Кр. и Казачьих Депутатов.

     Верховный судебный контроль, в случае отмеченных им противоречий в толковании законов  различными кассационными инстанциями, выносит объединяющие принципиальные решения, которые кассационными  инстанциями принимаются впредь к руководству. В случаях же обнаружения  неустранимого противоречия между  действующим законом и народным правосознанием, верховный судебный контроль делает законодательным органам  представления о необходимости  издания нового соответствующего закона. Отменять решения верховного судебного  контроля может только законодательный  орган советской власти.

     Реализация  идеи создания единого судебного  контроля относится к 10 марта 1921 г., когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР  «О Высшем судебном контроле» СУ РСФМР. 1921. N15. Ст. 97. было утверждено Положение  о высшем судебном контроле. Осуществление  высшего судебного контроля первоначально  возлагалось на Народный комиссариат  юстиции РСФСР, который должен был  пересматривать дела по требованию центральных, областных, губернских органов власти, а также по собственной инициативе. Таким образом, вначале высший судебный контроль складывался как централизованный порядок пересмотра по инициативе органов  государственной власти вступивших в законную силу решений, противоречащих нормам советского права и общей  политике правительства.

     Вскоре  функция надзора отошла к компетенции  образованного Верховного Суда РСФСР, а с 1923 г. ее реализация была поручена также Верховному Суду СССР. Пленарное  заседание Верховного Суда СССР получило право пересматривать в порядке  надзора постановления Верховных  судов союзных республик. Так, на первом этапе развития, к 1925 г. в СССР сложилась централизованная система  судебного надзора.

     В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации  и расширения круга лиц, которые  имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу. Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г. Ведомости Верховного Совета. 1938. N 31. судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик.

     Согласно  ст. 16 Закона судебные приговоры, решения  и определения, вступившие в законную силу, могли быть опротестованы лишь Прокурором СССР, прокурором союзной  республики, Председателем Верховного Суда СССР и председателем Верховного Суда союзной республики. Право рассмотрения надзорных протестов принадлежало только судебным коллегиям по уголовным  и гражданским делам Верховных  Судов союзных республик, Судебным коллегиям по уголовным и гражданским  делам Верховного Суда СССР и Пленуму  Верховного Суда СССР. Таким образом, в союзных республиках пересматривать судебные дела в порядке надзора  мог лишь один орган - судебная коллегия Верховного Суда республики. Верховный  Суд СССР был вправе истребовать  в порядке надзора любое дело из любого суда независимо от того, рассматривалось  ли оно судебно-надзорным органом  союзной республики. В тоже время  надзорные права Верховных Судов  союзных республик в связи  с упразднением пленумов и президиумов  этих судов были ограничены. Областные  и приравненные к ним суды лишились права судебного надзора. Существовавшие в данных  судах пленумы были ликвидированы.

     Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов  в составе Верховных Судов  союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов  автономных областей» ВВСС. 1954. N 17. Ст. 360. был существенно изменен порядок  пересмотра приговоров, решений и  определений, вступивших в законную силу. Право пересматривать дела в  порядке надзора было предоставлено  созданным в соответствии с Указом Президиумам Верховных Судов  союзных и автономных республик, краевых и областных судов. Положение  о Верховном Суде СССР, утвержденное Верховным Советом СССР 12 февраля 1957 г., внесло важные изменения в  компетенцию Верховного Суда СССР как  органа надзора за деятельностью судебных органов. Он был освобожден от пересмотра большого количества дел.

     К компетенции Судебной коллегии по гражданским  делам Верховного Суда СССР отнесено рассмотрение в порядке надзора  протестов Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора  СССР и их заместителей на решения  Верховных Судов союзных республик  по гражданским делам в случае противоречия этих решений общесоюзному законодательству или нарушения  интересов других союзных республик.

     После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. и  признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее - Европейский суд), для российской правовой системы приобрел огромное значение учет прецедентной практики этого Суда. Его постановления  толкуют нормы Конвенции и  в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации имеют для нашей  правовой системы такое же значение, как и решения российских высших судов - Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного. Граждане России, так же как граждане других стран, входящих в Совет Европы, приобрели  с этого времени право на обращение  с жалобами в Европейский суд  по правам человека.

     Для обращения в этот Суд гражданам  России достаточно было обжаловать решение  суда в кассационном порядке, чтобы  исчерпать все эффективные внутригосударственные  средства правовой защиты, несмотря на то, что ГПК РСФСР.2 предусматривал еще одну возможность обжалования судебных решений, определений и постановлений - надзорное производство. Пересмотр дел в порядке надзора, однако, не являлся с точки зрения Европейского суда, эффективным средством правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции, поскольку граждане не могли лично возбудить надзорное производство и оно не являлось обязательной частью производства по делу. К тому же отсутствие сроков для возбуждения надзорного производства создавало ситуацию правовой неопределенности, которая могла растянуться на несколько лет и сводила на нет правило шести месяцев, установленное для подачи заявления в Европейский суд.

     Кроме того, Европейский суд по правам человека усмотрел в отмене надзорной  инстанцией установленного судом права  нарушение прав человека на «справедливое  судебное разбирательство», гарантированное  ст. 6 Европейской конвенции. По его  мнению пересмотр дела в порядке  надзора нарушает принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное  решение не могло быть оспорено (res judicata - принцип недопустимости повторного рассмотрения окончательно решенного  дела). Данный принцип закрепляет, что  ни одна из сторон не может требовать  пересмотра окончательного и вступившего  в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях  исправления судебных ошибок, неправильного  отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может  считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное  наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого  принципа оправданны, только когда  являются обязательными в силу обстоятельств  существенного и непреодолимого характера.

Информация о работе Производство в суде надзорной инстанции