Государственная политика в сфере социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от участия каждого в общественно полезном труде.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и развитие государственной политики по социальной защите населения
1.1 Зарождение и развитие государственной политики призрения и социального обеспечения населения в России
1.2 Становление и развитие государственной политики призрения и социальной помощи за рубежом
Глава 2. Современная государственная социальная политика по решению социальных проблем населения
2.1 Современные правовые основы социальной защиты населения
2.2 Опыт реализации государственной социальной политики на региональном уровне
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика в сфере социальной защиты населения.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

3. Доходная (перераспределительная) и развивающая модели социальной политики, дифференцируемые в зависимости от содержания стратегических целевых установок общественной системы. Такие стратегические установки могут быть связаны либо с приоритетами в области выравнивания доходов, снижения социальной дифференциации, уменьшения уровня бедности, обеспечиваемых на основе перераспределительных механизмов, либо с приоритетами в сфере развития человеческого потенциала, повышения качества жизни населения как основы экономического роста и общественной динамики, обеспечиваемых за счет увеличения инвестиций в человеческий капитал и социальную инфраструктуру.

4. Модели пассивной и активной социальной политики, ориентированные либо на масштабные системы безвозмездного, неэквивалентного вспомоществования, либо на активизацию механизмов самообеспечения, самопомощи и социальных гарантий возмездного и эквивалентного характера.

В той или иной степени все перечисленные модели в смешанных формах являются действующими и характеризуют исторически сложившийся тип социальной политики того или иного государства. С учетом этого исследовательский интерес может представлять использование данных типологических моделей в качестве методологического инструментария для исследования процессов реальной социальной политики российского общества, особенно на стадии становления ее новых форм. При этом следует учитывать, что эти процессы осуществляются у нас интенсивно, но в то же время сложно, болезненно и противоречиво, так как они предполагают переход от принципов государственной социальной ответственности к принципам смешанной и индивидуальной социальной ответственности. Базовыми принципами, закладываемыми в формирующуюся модель социальной политики, являются принципы децентрализации и полисубъектности. Их реализация предполагает возможность в рамках единого социального пространства на территории страны формировать региональные и муниципальные модели социальной политики, позволяющие оптимизировать социальное развитие территорий с учетом региональной специфики и на основе региональных ресурсов. С реализацией этих принципов связаны активно идущий процесс выделения новых субъектов социальной политики в структуре социальных институтов общества, определение форм и доли их социального участия и нормативное оформление их деятельности.

Реализация принципа децентрализации управления социальной сферой осуществляется путем закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в области социальной политики в совместное ведение и передачи определенных полномочий в непосредственное ведение региональных органов управления, а также путем усиления влияния населения на принятие решений региональными и федеральными органами власти. Следствием децентрализации социальной политики является устранение жесткой административной вертикали в системе управления социальной сферой, ограничение распорядительных функций федеральных отраслевых органов по отношению к региональным и муниципальным и в итоге – замена отраслевого принципа организации системы управления социальной сферой на принцип территориально-отраслевой. В результате реализации данного принципа субъекты РФ получают возможность осуществлять собственную, самостоятельную региональную социальную политику.

Децентрализованная система организации управления в обществе предполагает не только перераспределение функций и полномочий между Центром и регионами и не только гармонизацию интересов отраслевых и территориальных субъектов управления, но и такую форму организации управления, при которой наряду с государством функции общественного регулирования и часть управленческих задач выполняют негосударственные субъекты-участники общественных процессов. Поэтому процесс децентрализации социальной политики выражается еще и в том, что существенное влияние на ее реализацию начинают оказывать различные негосударственные (общественные) организации социальной направленности. Они непосредственно не включены в управленческий процесс, но имеют возможность принимать в нем опосредованное участие и осуществлять гласный контроль за деятельностью органов власти в социальной сфере. Поэтому реализация принципов децентрализации и полисубъектности в ходе модернизации социальной политики предполагает перераспределение социальной ответственности как между уровнями государственной власти и местного самоуправления, так и между государственными и негосударственными (общественными, частными, индивидуальными) участниками системы общественных отношений, то есть перераспределение социальной ответственности в обществе как по вертикали, так и по горизонтали. Определение стратегических ориентиров и конкретных механизмов этого процесса детерминирует формирование российской модели социальной политики.

В условиях децентрализации макропроцесс выбора стратегий социального развития усугубляется процессами выработки собственных моделей социальной политики на уровне отдельных регионов и территорий, который является еще более сложным и противоречивым. Это связано с тем, что в рамках регионального социального пространства одновременно реализуются три вида регулятивных воздействий в области социальной политики, определяющих три уровня ее реализации. Во-первых, это федеральная социальная политика, осуществляемая на территории региона, направленная на достижение общегосударственных социальных целей, обеспечение единых минимальных социальных стандартов, на реализацию установленных государством социальных гарантий и соблюдение социальных прав граждан независимо от возможностей региона. Во-вторых, это собственная, самостоятельная социальная политика, осуществляемая органами власти субъекта РФ и негосударственными структурами на территории конкретного региона, ориентированная на максимальный учет специфических региональных социальных факторов и процессов, адаптированная к региональным условиям и возможностям, корректирующая основные направления федеральной социальной политики с учетом местных особенностей в плане их расширения и дополнения и мобилизующая уникальный региональный потенциал для решения социальных проблем. И, в-третьих, это муниципальная социальная политика, осуществляемая органами местного самоуправления и иными институтами гражданского общества на территориях муниципальных образований, входящих в состав данного региона, направленная на реализацию федеральной и региональной социальной политики на местах, на доведение ее до конкретных потребителей с учетом их непосредственных потребностей, специфических особенностей малых территорий и образа жизни местных сообществ и позволяющая использовать местный потенциал для расширения спектра федеральных и региональных социальных гарантий и услуг.

Сочетание трех уровней реализации социальной политики на территории отдельных регионов способно приобретать различные формы и выстраиваться в специфические региональные модели социальной политики. Уже сегодня можно продифференцировать регионы в зависимости от того, какой из этих трех уровней реализации социальной политики преобладает на конкретной территории, либо в зависимости от того, каково соотношение федеральной, региональной и муниципальной социальной политики в общем объеме социальных программ и мероприятий региона.

Одной из проблем может являться наслоение и нетипичное сочетание элементов различных моделей социальной политики разных уровней управленческого воздействия. Реальная возможность противоречий осложняет процесс выработки типичных форм и моделей социальной политики в отдельных регионах и на общероссийском уровне.

Процесс выработки отечественной модели социального государства осуществляется в современных условиях в двух встречных направлениях. Во-первых, «сверху», с федерального уровня, где задаются общие стратегии и ориентиры социальных реформ и, во-вторых, «снизу», с регионального и муниципального уровня, где осуществляются преломление и адаптация общих стратегий на основе местной специфики и потенциала. В результате на региональном уровне рождаются специфические формы и образцы моделей социальной политики, порою отличные друг от друга. Представляется, что именно на пересечении этих двух встречных потоков формирования модели социальной политики постепенно будет вырабатываться, отшлифовываться особая и уникальная общероссийская модель социального государства и социальной политики.

Пока же этот процесс находится в стадии реализации, мы имеем множественность региональных форм и типов формирующихся моделей социальной политики и как следствие – существенную региональную социальную дифференциацию. Причем в качестве основных причинных факторов такой дифференциации выступают не только объективные межрегиональные различия – географические, климатические, ресурсные, экономико-инфраструктурные, финансовые, социально-демографические, социокультурные, но и различия, имеющие существенную субъективную составляющую, к которым в первую очередь могут быть отнесены:

политико-управленческие факторы – политические ориентации, уровень менеджмента региональной управленческой элиты, степень развитости региональных институтов государственной власти;

правовые факторы – уровень оформленности регионального правового пространства, степень развитости региональной правовой базы;

общесоциальные факторы – степень развития институтов гражданского общества в регионе, уровень социальной активности, самоорганизации и самодеятельности населения.

Представляется, что совокупность вышеперечисленных факторов определяет поле межрегиональных различий в социальной сфере и способствует выстраиванию уникальных образцов региональных моделей социальной политики. Сравнительные исследования позволяют зафиксировать различную степень остроты социальной ситуации в российских регионах и выделить регионы с относительно благоприятной социальной ситуацией, регионы с неблагоприятной социальной ситуацией, регионы, социальная ситуация в которых характеризуется умеренной остротой, а также и кризисные регионы.

Рассмотрим проведение грамотной социальной политики в регионах на конкретных примерах.

Для решения социальных проблем муниципального образования, улучшения социального климата и социального здоровья населения в результате теоретических изысканий, с изучением практического опыта в нашей стране, за рубежом (в Швеции, США) органам местного самоуправления г. Благовещенска удалось выстроить новую модель социальной политики, с ее составляющими элементами: социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи и социальной работы.

Построение эффективной системы организации социальной политики на основе проблемно-ориентированного подхода позволили внести коррективы в социальное управление многих отделов и служб (по развитию социальной инфраструктуры, проведению мониторинга и социальных исследований по различным проблемам), дать импульс новой кадровой политике в процессе организации социальной работы. 2000 год явился стратегическим на социально-ориентированные мероприятия по проведению активной семейной политики, целью которой стало укрепление семьи, как социального института, возрождение семейного образа жизни, возвращение семье ее социальных функций и, как результат, стало открытие в сентябре 2000 года первого в Амурской области и на Дальнем Востоке Центра социальной помощи семье и детям. Кадровое обеспечение этого Центра было произведено, практически, за счет выпускников Амурского государственного университета по специальности «социальная работа». Тем самым, было положено начало нового реформистского полхода в строительстве новой модели социальной работы по решению социальных проблем граждан в тесном единении теории и практики социальной работы в г. Благовещенске. Надо сказать, что тесное сотрудничество Управления социальной защиты населения, других отделов и управлений администрации с Амурским государственным университетом способствует социальному развитию муниципального образования, где, в конечном счете, выигрывают клиенты социальных служб.

В целях сокращения масштабов бедности и сохранения достойного уровня гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в г. Благовещенске создана и эффективно функционирует дифференцированная система социального обслуживания населения: для бедных – это социальные столовые, социальные гостиницы, буфет, услуги парикмахерских, бань, ремонт обуви, фото услуги и другие на договорной, благотворительной и государственной основе. Конечно, но сравнению с зарубежным опытом, для нас она представляет просто минисистему социального обслуживания, тем не менее, имеет определенную результативность. Исследования, проведенные в городе в 2004 году, показали, что территориальные органы местного самоуправления в Благовещенске пока не выполняют возложенных на них задач, отсюда идет отставание в социальном развитии отдаленных территорий. В этом же году при ТОСах открыты социально-консультативные пункты. Сегодня они действуют в четырех отдаленных районах города в п. Белогорье, Аэропорт, Моховая Падь, 2- и 3-м микрорайоне (ТОС № 8). С этого же периода разработан совершенно новый принцип построения социальных служб – не институциональный, а территориальный, по опыту Швеции. Перенос акцента социального прогресса к месту проживания граждан позволил обеспечить реальную доступность социальных услуг всем нуждающимся.

Системой социального обслуживания населения в городе охвачено более 30 тысяч человек. Это одинокие престарелые граждане, инвалиды, семьи с детьми, семьи, имеющие детей-инвалидов и другие. Система организации социальной работы в г. Благовещенске предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем, и осуществляется через сеть специализированных социальных служб и отделов Управления.

Управлению социальной защиты населения администрации г. Благовещенска и другим отделам и Управлениям социальной направленности с выбором конкретных технологий, методов и форм работы, а также организационных управленческих подходов удалось в последние годы развить и усовершенствовать систему социальной поддержки и социальной помощи населению. Процесс становления социальной работы, как и формирование систем социальной политики, далек от завершения и осмысления ее принципов и методов. Поэтому, необходимо развить систему организации социальной работы по следующим стратегическим направлениям:

Во-первых, парадигма развития и построения всей деятельности социальных служб по организации социальной работы на территории муниципального образования на перспективу в г. Благовещенске – это активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных проблем населения и оздоровления всего социального климата в г. Благовещенске.

Во-вторых, развитие сотрудничества с негосударственными благотворительными организациями, некоммерческими объединениями в вопросах предоставления социальной помощи. Только стабильно развивающаяся экономика, дающая возможность развития гражданского общества, может послужить основой постепенного устранения государства из социальной сферы путем передачи его функций «третьему сектору» – негосударственным организациям различной природы, предлагающих населению широкий спектр социальных услуг. Преодоление ситуаций социальной эксклюзии через взаимодействие общественных объединений (организаций Третьего сектора) с местным самоуправлением является одной из стратегических задач по развитию системы социальной работы в г. Благовещенске:

Внедрение инновационных форм и социальных технологий по работе с населением.

Замена программно-целевого планирования на пилотное проектирование.

В настоящее время в городе для осуществления обратной связи отделов и управлений администрации с населением внедрена акция «Социальная почта». Создан общественно-методический Совет. В Центре социальной помощи семье и детям осуществляется новый вид социального обслуживания – социальный патронат семей с детьми, внедрен инновационный метод организации системы социальной работы «картографирование» с определением социально-неблагополучных районов, с составлением социального паспорта территорий. Целью этих инновационных проектов по патронированию семей и картографированию территорий является:

Информация о работе Государственная политика в сфере социальной защиты населения