Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:51, дипломная работа
Государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от участия каждого в общественно полезном труде.
Введение
Глава 1. Становление и развитие государственной политики по социальной защите населения
1.1 Зарождение и развитие государственной политики призрения и социального обеспечения населения в России
1.2 Становление и развитие государственной политики призрения и социальной помощи за рубежом
Глава 2. Современная государственная социальная политика по решению социальных проблем населения
2.1 Современные правовые основы социальной защиты населения
2.2 Опыт реализации государственной социальной политики на региональном уровне
Заключение
Список литературы
Расширение сферы влияния муниципальных органов социальной защиты населения на всей территории города и обеспечение социальных услуг всем нуждающимся гражданам.
Принятие законодательных и других нормативных актов Амурской области («О социальном заказе», «О социальных нормативах», «Об организации социальной работы», «О статусе работника социальной службы» и другие).
Создание и развитие институционных структур помощи семье, женщинам, инвалидам, бездомным и т. д. Согласно Концепции развития, муниципальными органами социальной защиты планируется открытие до 2009 года Кризисного центра для женщин, Реабилитационного центра для инвалидов, ночлежного дома при обеспечении организационных, финансовых и правовых ресурсов.
В городе Перми создан специализированный Комитет социальной защиты населения.
Основной целью деятельности комитета является снижение социальной напряженности в г. Перми, проведении единой политики в области социальной защиты, содействие повышению уровня жизни нуждающихся категорий населения.
Для достижения поставленной цели комитет решает следующие задачи:
формирование, функционирование и совершенствование системы социальной защиты населения и социального обслуживания;
разработка и реализация городских программ социальной защиты населения г. Перми;
координация действий структурных подразделений администраций районов по вопросам социальной защиты населения;
формирование сети муниципальных организаций социального обслуживания населения;
разработка эффективных методов социальной защиты населения и реализация их в практической деятельности;
формирование и эффективное использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов для осуществления социальной защиты населения;
обеспечение выполнения на территории города Перми отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, переданных органам местного самоуправления г. Перми в установленном законом порядке.
Приоритетные направления социальной защиты на 2007 год:
1. Разработка специальных форм и методов социальной защиты населения на муниципальном уровне (адресный характер и по принципу «От пособия к зарплате»):
Внедрение на постоянной основе принципа адресности оказания помощи малоимущим семьям, имеющим трудовой потенциал, по технологии «От пособия к зарплате»;
Постепенный переход социального обслуживания населения к системе социальных заказов через проведение конкурсов среди организаций всех форм собственности;
Внедрение новых технологий по работе с семьей;
Создание механизма межведомственного взаимодействия с целью повышения качества предоставляемых социальных услуг;
Первоочередное предоставление всевозможных льгот, выплат и оказание максимума услуг тем категориям граждан, которые по своему физическому или возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения;
Оптимизация сети бюджетных учреждений социальной сферы.
2. Внедрение механизмов взаимовыгодного социального партнерства, привлечения бизнеса и горожан к решению актуальных городских проблем:
Создание морально-этического механизма нравственного поощрения благотворительной деятельности предпринимателей, финансовых структур и т.п.;
Финансирование проектов – победителей VI городского конкурса социально – значимых проектов «Общественные инициативы» по номинации «Помоги ближнему»;
Создание базы данных идей, предложенных в социальных проектах, с последующим внедрением перспективных идей через мероприятия ГЦП;
Рассмотреть возможность включения в коллективные договоры предприятий в раздел «Занятость, работа с персоналом» расширение возможностей в сфере профессиональной подготовки на рабочем месте лиц предпенсионного возраста в таких областях, как новые технологии, с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Заслуживает внимания Концепция перехода на выплату пособий, разработанная в Самарской области. Основной целью данной Концепции является определение комплекса мер по снижению уровня бедности населения, улучшению качества жизни малоимущих семей на условиях замены существующих льгот денежными пособиями.
Целями данной Концепции являются:
определение комплекса мер по повышению качества жизни малоимущих семей на условиях перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
сокращение дотационности государственных и муниципальных организаций (транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других);
демонополизация сектора социальных и коммунальных услуг;
направление высвобождающихся бюджетных средств на социальную помощь малоимущим группам населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
осуществление инвентаризации всех федеральных, областных и местных законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет наличия регламентации предоставления различных видов льгот для отдельных категорий населения;
финансовая и социальная оценка льгот, предоставляемых отдельным категориям населения;
полная финансовая оценка потерь бюджетов всех уровней от предоставления льгот;
прекращение предоставления льгот организациями без возмещения им выпадающих от предоставления данных льгот доходов;
отказ от введения новых льгот;
осуществление комплекса мер по высвобождению бюджетных ресурсов для оказания социальной помощи населению в виде выплаты денежных пособий, включающего сокращение бюджетных дотаций производителям услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу независимо от доходов и имущественного положения;
поэтапная замена социальной помощи населению в натуральной форме денежными пособиями.
К основным принципам реализации настоящей Концепции относятся:
консолидация действий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по осуществлению комплекса мер, направленных на реформирование системы льгот, предоставляемых населению области;
адресная поддержка малоимущих групп населения, заявительный принцип выплаты денежных пособий населению;
многоуровневый и межведомственный подходы к организации и осуществлению мер по реализации настоящей Концепции с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических потребностей населения различных муниципальных образований, отдельных социальных и возрастных групп;
государственная ответственность, преемственность проводимой исполнительными органами государственной власти политики реформирования системы социальной защиты населения в части упорядочения системы льгот, предоставляемых населению, совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти;
соблюдение прав человека, равенства всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;
социальная эффективность, социальное партнерство;
прозрачность информации о ходе реформирования системы льгот, предоставляемых населению, и перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
использование результатов научных исследований, регионального и международного опыта с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем реформирования системы льгот, предоставляемых населению;
взаимодействие со средствами массовой информации в целях формирования общественного мнения, просвещения населения о необходимости перехода от предоставления льгот к выплате денежных пособий.
Переход от предоставления льгот к выплате денежных пособий и целевых субсидий предполагает:
введение заявительного принципа и критерия нуждаемости при предоставлении категориальных льгот – отмена предоставляемых льгот для лиц из числа льготного контингента, не подавших соответствующих заявлений и (или) не относящихся к малоимущим группам населения;
нормирование предоставляемых льгот – предоставление льгот малоимущим группам населения только в пределах установленных норм;
организация строгого учета стоимости предоставленных льгот и аудит производственных затрат организаций, предоставляющих льготы населению;
ограничение государственных дотаций организациям, предоставляющим услуги населению на льготных условиях.
Переход на выплату пособий вместо предоставления льгот предполагает выделение нескольких этапов:
на первом этапе необходимо провести выборочную финансовую и социальную оценку отдельных видов льгот, субсидий, дотаций;
второй этап предполагает осуществление инвентаризации всех федеральных, областных и местных законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет составления перечня предоставляемых населению льгот, субсидий, дотаций;
на третьем этапе, имея полную информацию о законах, видах расходов, механизмах финансирования, целесообразно оценить уровень расходов на финансирование льгот, субсидий, дотаций и определить направления собственно перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
четвертый этап включает полную финансовую оценку потерь бюджетов от предоставления льгот, субсидий и дотаций, публикацию этих данных в средствах массовой информации, а также частичный переход на выплату пособий вместо предоставления льгот;
на пятом (заключительном) этапе необходимо осуществить полный переход на выплату денежных пособий за счет средств областного и местных бюджетов по всем региональным и местным льготам, а также части федеральных льгот в случае законодательного закрепления такой возможности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, заключается в том, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.
Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.
Конституция РФ закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 2) пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам; 3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; 4) выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д.
Следует отметить, что конституционные положения о социальной помощи малоимущим достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Значительная часть пробелов в социальном законодательстве в настоящее время устранена.
Социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые различные слои, группы населения и включает в себя: 1) борьбу с безработицей; 2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда; 3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, бесплатность высшего образования; 4) бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.
Государство оказывает социальную помощь несовершеннолетним детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. Социальное обслуживание осуществляется государственными социальными службами в виде материальной помощи, социального обслуживания на дому или в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, оказания реабилитационных и консультативных услуг. Государство осуществляет и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и др.
Информация о работе Государственная политика в сфере социальной защиты населения