Государственная политика в сфере социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от участия каждого в общественно полезном труде.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и развитие государственной политики по социальной защите населения
1.1 Зарождение и развитие государственной политики призрения и социального обеспечения населения в России
1.2 Становление и развитие государственной политики призрения и социальной помощи за рубежом
Глава 2. Современная государственная социальная политика по решению социальных проблем населения
2.1 Современные правовые основы социальной защиты населения
2.2 Опыт реализации государственной социальной политики на региональном уровне
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственная политика в сфере социальной защиты населения.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

И тем не менее деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.

Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

Учитывая то, что в различных регионах могут реализовываться различные социальные стратегии и модели социальной политики, что естественным образом будет приводить к разному уровню достижения социальных целей и результатов, важной проблемой, которая сохранит свою актуальность, станет обеспечение единого социального пространства на всей территории России. В условиях территориальной дифференциации единое социальное пространство может быть сформировано путем обеспечения всеобщего и одинакового для всех граждан, независимо от их социального и территориального статуса, минимального уровня социальных услуг и гарантий, что связано с внедрением системы единых минимальных социальных стандартов по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы. Обеспечение функционирования данной системы и контроль за ней должны стать непосредственной сферой деятельности федеральной власти. Наличие такой системы способно создать необходимые условия для повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального развития и распределения бюджетных средств. Система социальной стандартизации предполагает четкую взаимоувязку федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов, при которой, с одной стороны, максимально активизируются социальные ресурсы территорий, но с другой – не допускаются сильные разрывы в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и муниципальных образованиях РФ.

Для реализации стратегии социального развития на уровне общества в целом и на уровне отдельных регионов система минимальных социальных стандартов должна быть дополнена системой предельно-критических показателей состояния социальной сферы, фиксирующей ее пороговые значения, которые свидетельствуют о наличии явного или латентного кризиса в той или иной ее областях и требуют немедленного, активного вмешательства властей, вплоть до банкротства территорий и введения прямого федерального правления.

Стратегии социального развития территорий не должны исключать ориентации на оптимизирующее управление. Это требует дополнить системы минимальных социальных стандартов и предельно критических показателей системой целевых показателей, то есть показателей развития социальной сферы региона. По сути дела, речь идет о разработке и внедрении в практику оперативного и стратегического управления социальной сферой совокупности шкал состояния и развития социальной сферы с учетом реализуемых моделей социальной политики, включающих не только систему индикаторов с их пороговыми и целевыми значениями, но и весь комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ.
  2. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.04 №188-ФЗ.
  3. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.
  4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ.
  5. Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.
  6. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.03 № 8-ФЗ.
  7. Федеральный Закон РФ «О политических партиях» от 23.06.03 №85-ФЗ.
  8. Федеральный Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» от 30.12.03 №202-ФЗ.
  9. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право – теория и практика. 2005. №1.
  10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2005.
  11. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. М., 2001.
  12. Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики // Вестник Омского университета. 2005. Вып.2.
  13. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 2006.
  14. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. № 9-10.
  15. Добренькое В.И., Харчева ВТ., Слепенков И.М. и др. Социальная защита населения Российской Федерации: анализ результатов социологического опроса // Вестник Моск. ун-та. Сер 18. Социология и политология. 2006. № 3, 4.
  16. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд. 2001. № 6.
  17. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2003.
  18. Козловский А.А. Типы социальной политики – американский вариант. // Социс. 2006. №1.
  19. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд. М.: Бек, 2006.
  20. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2006.
  21. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2005.
  22. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2004.
  23. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М., 2003.
  24. Лескин В., Шевцов А. Становление института социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты // Российский экономический журнал. 2001. № 3.
  25. Лепихов М. Социальное государство и правовое регулирование социальной защиты.// Социс. 2005. №3.
  26. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 2004.
  27. Права человека: история, теория, практика. / Сборник статей. М., 2006.
  28. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. 2000. № 1.
  29. Романов П.В., Гатвинский А.Н. Социальные изменения и социальная политика// Журнал исследований социальной политики. Т.1. № 1. 2003.
  30. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 2006.

 



Информация о работе Государственная политика в сфере социальной защиты населения