Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 03:04, дипломная работа
Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.
Задачи: 1. Анализ содержания федеральной целевой программы «Электронная Россия»;
2. анализ региональных программ и концепций информатизации государственного и муниципального управления;
3. анализ текущего состояния информатизации и уровня применения информационных технологий в муниципальном управлении на примере администрации Дзержинского района г.Перми.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении
1.3. Понятие муниципальной информационной системы
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов
города Перми до 2008 года»
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье»
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
65
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении
1.3. Понятие муниципальной информационной системы
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов
города Перми до 2008 года»
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье»
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
В современном обществе информацию рассматривают как один из основных ресурсов его развития, а информационные системы и технологии как одно из средств повышения эффективности работы людей.
Информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения.[1]
Существенная роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии повышают качество жизни.
Применение современных информационных технологий в органах местного самоуправления, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, сегодня особенно актуально. Муниципальное управление в условиях рыночной экономики представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения устойчивого финансового и социально-экономического развития объекта управления.
При грамотном внедрении информационных технологий появляется возможность передавать, хранить и анализировать большие объемы данных, выявлять закономерности и увеличивать эффективность работы структур муниципального управления. В итоге не только сокращается срок, необходимый для принятия решения, но и повышается качество учета и управления.
Тема нашей работы: информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения.
Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.
Задачи: 1. Анализ содержания федеральной целевой программы «Электронная Россия»;
2. анализ региональных программ и концепций информатизации государственного и муниципального управления;
3. анализ текущего состояния информатизации и уровня применения информационных технологий в муниципальном управлении на примере администрации Дзержинского района г.Перми.
Исследование проводилось в администрации Дзержинского района г.Перми. Предметом исследования является текущий уровень информатизации, ключевые проблемы внедрения ИКТ в практику муниципальной службы, предложения относительно политики региональной информатизации. Объект исследования – администрация Дзержинского района г.Перми.
Массив данных необходимых для анализа ситуации формируется с использованием метода опроса и анализа документальных источников.
Идея «Электронной России» возникла в начале 2000 года, когда Министерство экономического развития и торговли России работало над стратегическим планом развития страны до 2010 года. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей производительности, чем в секторе сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя.
В феврале 2001 года глава правительства РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке программы «Электронная Россия». Через два месяца была готова её первоначальная версия, которая затем была рассмотрена на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. После многочисленных согласований с различными ведомствами, выяснения мнения делового сообщества и внесения, соответствующих корректив, как в содержательную часть программы, так и в её бюджет, 28 января 2002 года «Электронная Россия (2002—2010 годы)» была одобрена правительством. Координатором программы назначили Министерство РФ по связи и информатизации.
Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) — один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке «Электронной России» принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ «Информатика», эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоёв общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.
Однако, это удалось не в полной мере, особенно много проблем возникло на уровне муниципального управления. Кроме того, возникла необходимость связать программу с административной реформой и реформой местного самоуправления. Поэтому 15 августа 2006 года выпущено Постановление № 502 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002—2010 годы)»»
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы это, во-первых, повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение ИТ в деятельность органов государственной власти и снижение затрат на организацию обмена информацией на межведомственном уровне, во-вторых, уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с предоставлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти для получения государственных услуг и необходимого времени ожидания, в-третьих, обеспечение информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами РФ своих конституционных прав и обязанностей; и, в-четвертых, повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов.
Таким образом, успех программы будет означать, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность – более прозрачной и эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющих статуса секретных, эффективность – за счет перевода в электронную форму значительных объемов документооборота.
В первую очередь это имеет большое значение для уровня муниципалитета, так как «местное самоуправление – это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен; именно на этом уровне решаются вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Именно местное самоуправление и является той частью публичной власти, которая обеспечивает, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Информатизации органов местного управления принадлежит особая роль, так как именно эти структуры стоят ближе всего к гражданам, и именно к ним граждане чаще всего обращаются за информацией о деятельности власти»[2]. Потому современные технологии должны обеспечить необходимый уровень информатизации населения, эффективность управления и контроля на уровне муниципалитетов.
В программе предусматривается реализация мероприятий по целому ряду основных направлений:
1. Формирование стандартов и рекомендаций в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.
Целью направления является повышение эффективности использования и внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти на основе формирования единой системы организационно-технических норм, требований, принципов, регламентов и методических материалов, обеспечивающих эффективное создание и согласованное развитие государственных информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с приоритетами модернизации системы государственного управления.
2. Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе информационных и коммуникационных технологий и интеграция государственных информационных систем
Информационное взаимодействие на межведомственном уровне с использованием информационных и коммуникационных технологий может осуществляться посредством:
транзакционного обмена данными между отдельными государственными информационными системами;
регламентированного удаленного доступа органов государственной власти к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах;
межведомственного электронного документооборота.
Целью выполнения мероприятий указанного направления является повышение эффективности государственного управления за счет обеспечения оперативного межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти в электронном виде в рамках выполнения возложенных на них функций.
В рамках названного направления предполагается выполнение следующих мероприятий:
разработка стандартов и протоколов обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне;
создание федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем;
формирование системы удостоверяющих центров в области использования электронной цифровой подписи;
создание защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти к данным государственных информационных систем;
интеграция государственных информационных систем в рамках решения конкретных задач государственного управления.
В результате выполнения мероприятий данного раздела ожидается повышение качества и оперативности взаимодействия органов государственной власти между собой, а также снижение издержек при взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями.
3. Обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями на основе информационных и коммуникационных технологий
В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями за счет создания информационных систем, поддерживающих предоставление юридически значимой и справочной информации и непосредственно самих государственных услуг, в том числе с использованием возможностей сети Интернет.
Предполагается выполнение следующих мероприятий:
создание информационной системы ведения реестра государственных услуг и обеспечения информационной поддержки населения, а также создание системы раскрытия информации из государственных информационных систем, в том числе электронных регистров, реестров, кадастров;
обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет.
4. Внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти
В целях создания условий для оперативности повышения качества подготовки управленческих решений органами государственной власти на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, а также эффективного выполнения ими своих функций необходимо обеспечить внедрение соответствующих информационно-аналитических систем.
В рамках названного направления выполняются следующие мероприятия:
создание единой информационной системы мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации и контроля результативности деятельности органов государственной власти по их достижению;
создание системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения;
развитие системы информационно-технологического обеспечения деятельности Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Федерального Собрания РФ.
5. Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти
Целью мероприятий указанного направления является повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти путем централизованного создания, развития и последующего тиражирования программно-технических решений поддержки выполнения типовых для органов государственной власти функций и задач.
Информация о работе Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения