Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 03:04, дипломная работа

Описание

Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.
Задачи: 1. Анализ содержания федеральной целевой программы «Электронная Россия»;
2. анализ региональных программ и концепций информатизации государственного и муниципального управления;
3. анализ текущего состояния информатизации и уровня применения информационных технологий в муниципальном управлении на примере администрации Дзержинского района г.Перми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении
1.3. Понятие муниципальной информационной системы
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов
города Перми до 2008 года»
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье»
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать документ)

Выделяют следующие направления использования совре­менных информационных технологий в деятельности органов муни­ципального управления:

1.                  Обеспечение безбумажной технологии обработки и хранения ин­формации. Работа муниципальных органов власти должна обеспечиваться свое­временной информационной поддержкой. В связи с этим возрастает роль систем, ориентированных на безбумажную технологию обработ­ки информации. В состав этих систем входят программы электронно­го документооборота, а также базы данных, формируемые в органах управления, юридически отвечающих за достоверность и полноту со­ответствующей информации.

2.                  Информационное взаимодействие субъектов муниципального управления (рис. 3);

Рис. 3. Реализация информационного взаимодействия при принятии управленческих решений

3.                  Информационно-аналитическая поддержка управленческих ре­шений. Целью информатизации является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом как целостной соци­ально-экономической системой. В соответствии с этим определяются следующие частные цели и основные задачи внедрения МИС[11]:

                  Сбор данных по различным категориям населения города для эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ.

                  Ведение единого городского кадастра для оптимизации градостроительных решений.

                  Ведение единого инженерного кадастра для координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизнеобеспечением города.

                  Ведение единого имущественного кадастра для эффективного управления муниципальным имуществом.

                  Мониторинг бюджета для поддержки оперативных решений по управлению расходами, обеспечение единой системы закупок и контрактов.

                  Нормативно-правовое и документальное обеспечение органов управления для повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений.

                  Оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета для удовлетворения его информационных потребностей, обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами управления.

Обобщенная структура муниципальной информационной системы (рис 4) состоит из следующих компонентов:

                  ИСЦАА — информационная система центрального аппарата администрации;

                  ИСГД — информационная система городской Думы;

                  ИСТОМУ — информационная подсистема территориальных органов муниципального управления;

                  ИСООМУ — информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;

 

Рис. 4. Структура муниципальной информационной системы

                  ИСФОМУ — информационная подсистема функциональных органов муниципального управления;

                  МИП — муниципальный интернет-портал;

                  ЦБД — центральная база данных;

                  ЕИП — единое информационное пространство города.

Если учитывать частные и основные задачи МИС, то структуру системы, приведенную на рис. 4, можно дополнить следующими функционально обособленными комплексами и подсистемами

                  подсистема бюджетного процесса;

                  подсистема нормативно-правового обеспечения органов местно­го самоуправления;

                  локальная вычислительная сеть мэрии;

                  подсистема документооборота и делопроизводства;

                  комплекс учета муниципальной собственности;

                  информационная подсистема «Население»;

                  мониторинговая подсистема социально-экономического разви­тия города;

                  информационно-аналитическая система;

                  геоинформационная система города;

                  государственная автоматизированная система «Выборы»;

                  комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;

                  подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;

                  автоматизированная информационная система городского хо­зяйства;

                  муниципальная телекоммуникационная сеть.

Информационная система муниципального образования должна строиться, исходя из принципов:

                  масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой ин­формации, возможности последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость для обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);

                  открытости (возможность расширения функционального напол­нения системы за счет открытого прикладного программного ин­терфейса);

                  модульности (деление системы на независимые модули с воз­можностью простого сопряжения). 

Итак, информационная система муниципального образования представляет собой комплекс сложных программных систем. Выше мы рассмотрели понятие муниципальной информационной системы, виды  и принципы построения информационной системы в государственном и муниципальном управлении, обобщенную структуру информационной системы.


ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

 

2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов

города Перми до 2008 года»

 

В последние годы в Пермском крае проделана большая работа по созданию условий для широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по управлению социально-экономическим развитием территории.

В нашем регионе принят ряд нормативных актов, определяющих стратегию информатизации: Концепция областной целевой программы «Электронное Прикамье (2004-2010 гг.)» (постановление Законодательного Собрания Пермской области от 20 ноября 2003 г. № 1105), Концепция политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области, принятая постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 19 июня 2003 г. № 890); Краевая целевая программа «Электронное Прикамье на 2008-2010 годы».

В рамках реализации федеральной программы «Электронная Россия» в Перми была разработана «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года».

Данный документ определил систему взглядов на построение и перспективное развитие единой муниципальной информационно-управляющей системы (МИУС), и определил стратегию, приоритеты и основные направления информатизации управленческой деятельности администрации города Перми на период до 2008 года.

Предполагалось, что информатизация управленческой деятельности администрации города Перми позволит повысить эффективность, прозрачность управления городским хозяйством и создать предпосылки для повышения уровня жизни населения, будет способствовать интенсификации процессов информатизации в различных сферах деятельности общества.

Применение информационных технологий должно обеспечить:

•              повышение эффективности управления муниципальной собственностью за счет автоматизации учета объектов муниципальной собственности, нематериальных активов, анализа их эффективного использования,

•              повышение качества и доступности муниципальных услуг для граждан и организаций, результативности деятельности администрации на основе внедрения технологий «электронного муниципалитета» и формирования городской корпоративной сети,

•               снижение операционных затрат на содержание административного аппарата, повышение эффективности управления муниципальными информационными ресурсами на основе создания и развития систем:

                  управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами, документационного обеспечения деятельности муниципалитета, групповой работы муниципальных служащих с документами, планирования и мониторинга деятельности структурных подразделений, управления проектной деятельностью.

                  контроля целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ информатизации,

                  анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности администрации.

•               рост квалификации муниципальных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования, системы управления знаниями,

•              совершенствование взаимодействия органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды.

Политика в сфере информатизации управленческой деятельности администрации основывается на следующих принципах:

1.                  Принцип координации.

Координация с федеральной целевой программой «Электронная Россия» и с областной программой «Электронное Прикамье (2004-2010 годы)». Проведение единой политики информатизации. Централизация финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств.

Координация может быть обеспечена путем создания структуры управления информатизацией с возложением оперативного руководства отделами информатизации структурных подразделений администрации города, администраций районов города, муниципальных предприятий и учреждений по вопросам телекоммуникаций и информатизации, обеспечения соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при их разработке.

2. Принцип приоритетности.

Подчинение процессов информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы муниципального управления, обеспечения контроля общества за муниципальной властью. Приоритетное использование местного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации.

3. Принцип системности.

Системный подход позволяет объединить множество компонентов городской инфраструктуры в единую муниципальную информационно-управляющую систему. МИУС строится как совокупность технических средств накопления и обработки информации, нормативно-правовой базы, централизованной организационно-финансовой поддержки и кадрового обеспечения.

4. Принцип открытости.

Обеспечение открытости, доступности, информационной полноты и прозрачности деятельности администраций города и районов.

5. Принцип востребованности.

Создаваемые муниципальные информационные ресурсы и сервисы должны быть востребованы, иначе новые возможности не будут использоваться. Необходимо соблюдать баланс между количеством сервисов и эффективностью их использования.

6. Принцип стандартизации.

Обеспечение совместимости информационных систем и сервисов на основе стандартизации технических требований. Организация доступа к единым общегородским справочникам и классификаторам.

7. Принцип централизации.

Техническое и организационное обеспечение централизованного сбора, накопления и комплексного использование информации для принятия управленческих решений. Реализация принципа: «данные – информация – знание – действие».

8. Принцип моделирования.

Создание электронной модели стратегического и оперативного управления городским хозяйством. В качестве нормативной основы предполагалось разработать типовые управленческие процессы в виде подсистемы электронных административных регламентов. Представление цикличной модели управления: «анализ – планирование – реализация – контроль – регулирование», где:

                  анализ – контроль текущего состояния и результатов деятельности, состояния ресурсов, динамики изменений. Подготовка решений, необходимых для обеспечения деятельности органов управления,

                  планирование – информационное обеспечение среднесрочного (разработанные планы и программы) и долгосрочного (стратегия развития города Перми) курсов управленческой деятельности.

                  реализация – исполнение решений, с индикацией результатов,

                  контроль – сравнение «план – факт»,

                  регулирование – оперативное управление.

9. Принцип типизации.

Реализация подсистемы «Электронные административные регламенты» на основе совершенствования нормативной базы и информационной технологии, обеспечивающей типовые технологические процессы и контрольную функцию[12].

Информация о работе Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения