Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 03:04, дипломная работа
Цель: анализ ситуации и выявление проблем в сфере информатизации муниципального управления в Пермском крае.
Задачи: 1. Анализ содержания федеральной целевой программы «Электронная Россия»;
2. анализ региональных программ и концепций информатизации государственного и муниципального управления;
3. анализ текущего состояния информатизации и уровня применения информационных технологий в муниципальном управлении на примере администрации Дзержинского района г.Перми.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа
1.2. Информационные технологии в муниципальном управлении
1.3. Понятие муниципальной информационной системы
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов
города Перми до 2008 года»
2.2. Краевая Программа «Электронное Прикамье»
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
3.1. Текущее состояние информатизации в Пермском крае
3.2. Проблемы и решения применения информационно-коммуникационных технологий в муниципальном управлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В рамках направления предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
создание фонда программ, используемых в органах государственной власти, и разработка методической базы, регулирующей вопросы их повторного применения иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Целью указанного мероприятия является преодоление сложившегося разрыва между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере использования информационных и коммуникационных технологий за счет разработки и тиражирования типовых программно-технических решений поддержки выполнения их основных функций.
Методическое обеспечение типового решения в сфере информационных технологий включает весь набор административных и технических регламентов его функционирования и использования.
Программно-техническое обеспечение типового решения в сфере информационных технологий содержит необходимый набор прикладного программного обеспечения, разрабатываемого для автоматизации отдельных процессов в деятельности органов власти. Создаваемое прикладное программное обеспечение, предназначенное для распространения среди субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должно быть многоплатформенным и включать лишь те коммерческие продукты, которые имеют лицензии на их бесплатное использование в рамках данного типового решения.
В рамках мероприятия предполагается сформировать перечень типовых программно-технических решений, а также обеспечить разработку и апробирование типовых программно-технических решений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Разработка перечня типовых программно-технических решений в сфере информационных технологий, порядок их разработки и распространения, выбор регионов для апробирования типовых решений осуществляется на конкурсной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Типовые программно-технические решения должны поддерживать выполнение основных задач и функций и обеспечивать возможность их адаптации с учетом конкретных функциональных задач и специфики административно-управленческих процессов.
Создание фонда программ, используемых в органах государственной власти, и обеспечение возможности их повторного применения.
В целях обеспечения возможности повторного использования созданных за счет средств федерального бюджета Российской Федерации программных решений, а также распространения типовых решений необходимо создать соответствующий фонд программ.
В рамках реализации мероприятия необходимо:
организовать на базе федерального информационного центра сбор созданных за счет средств федерального бюджета программных решений, включая типовые программно-технические решения поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечить доступ к ним заинтересованных органов государственной власти, бюджетных учреждений и организаций;
организовать ввод в хозяйственный оборот созданного за счет бюджетных средств программного обеспечения и обеспечить правовой режим его свободного использования;
организовать поддержку процесса создания и развития типовых программных продуктов;
разработать пакет методических документов, регулирующих вопросы повторного использования разработанных программных решений, в том числе типовых программно-технических решений за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы.
6. Управление реализацией мероприятий Программы
Целью мероприятий указанного направления является обеспечение необходимого качества управления выполнением мероприятий Программы, достижение планируемых результатов ее реализации, определение механизма реализации Программы, включая порядок взаимодействия органов государственной власти, ответственных за ее реализацию.
В рамках направления предусматривается выполнение следующих мероприятий:
проведение экспертизы создаваемых в рамках реализации Программы проектных решений;
обеспечение информационной поддержки и общественного освещения реализации мероприятий Программы;
внедрение принципов проектного управления реализацией мероприятий Программы, разработка регламентов управления и информационной системы поддержки их реализации.[3]
Итак, мы рассмотрели основные направления реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В результате выполнения этой Программы были заложены институциональные основы в сфере использования информационных технологий, определены и отработаны на практике подходы к решению задачи повышения эффективности и открытости деятельности органов государственного управления на основе их применения, начата работа по созданию ряда ключевых межведомственных информационных систем, необходимых для эффективной реализации функций государственного управления, в том числе на региональном и муниципальном уровнях.
Основные направления развития информационных технологий на территориях субъектов Российской Федерации отражены в проекте Концепции региональной информатизации до 2010 года, разработанном Мининформсвязи России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Проект Концепции содержит приоритеты и задачи использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также архитектуру «электронного правительства» региона. Проработаны принципы координации реализации региональных программ информатизации с федеральными программами, содержащими мероприятия в области развития и использования информационных технологий. Определена модель финансирования программ региональной информатизации из средств федерального бюджета.
Согласно концепции, региональная информатизация направлена на повышение эффективности решения задач социально-экономического развития регионов, на обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении предприятий и учреждений, на обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления, а также на формирование инфраструктуры доступа широких слоев населения к информационным технологиям, информационным ресурсам и услугам. Реализация задач региональной информатизации осуществляется на основе создания и развития в субъекте Российской Федерации интегрированной территориальной информационной системы (ТИС), которая представляет собой совокупность информационных систем федеральных органов государственной власти, территориальных органов, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, объединенных защищенной информационно-технологической инфраструктурой, а также средств, обеспечивающих их функционирование и взаимодействие.[4]
Таким образом, комплексный подход к информационно-
Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления.[5]
В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:
местные (в пределах города, городского района);
региональные (в пределах области, края, республики, автономного округа);
государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).
При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
С точки зрения системного подхода система управления муниципального образования является:
вероятностной, так как ее состояние можно предсказать в каждый момент времени лишь с определенной долей вероятности;
динамической, так как она изменяется во времени;
большой, так как она содержит разнородные элементы и подсистемы;
открытой, так как реализуется возможность взаимодействия подсистем друг с другом и внешней средой.[6]
Если рассматривать систему управления МО в виде некоторого «черного ящика», то входом будут являться коллективные интересы жителей МО, выраженные на референдуме, выборах или через представительные органы, а выходами – правовые акты и результаты деятельности муниципальных служб[7].
К элементам системы управления МО относятся:
население;
территория;
органы местного самоуправления;
органы территориального общественного самоуправления;
муниципальное имущество;
муниципальный бюджет;
инженерная и социальная инфраструктура.
Субъектами управления системы МО являются органы местного самоуправления.
Организационная структура МО приведена на рис. 1.
Рис.1. Организационная структура муниципального образования.
Элементы системы муниципального образования взаимодействуют между собой и с макросредой посредством информационных, материальных и финансовых потоков. Информационные потоки, необходимые для реализации функций управления, связывают местную администрацию, отделения федерального казначейства, производственные, жилищно-коммунальные предприятия и другие организации МО.
Главной целью муниципального управления является повышение качества жизни жителей МО.
С точки зрения информационного подхода, местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти.[8]
Схема системы управления муниципальным образованием[9] приведена на рис. 2.
Рис. 2. Схема системы управления МО.
Информационной основой для реализации системы управления МО является муниципальная информационная система (МИС), обеспечивающая полной, достоверной, актуальной и адекватной информацией все уровни муниципального управления.
С точки зрения системного подхода можно выделить несколько уровней информационных систем, содержащих в соответствии с уровнями управления информацию в разной степени обобщенную:
отраслевые информационные системы – муниципального предприятия, организации, структурного подразделения администрации (наименьшая степень обобщения);
интегрированные системы, содержащие проблемно ориентированную информацию из отраслевых подсистем (например, карта городской территории, БД по населению МО и др.);
экспертные системы поддержки принятия решений — уровень главы администрации и его заместителей (наивысшая степень агрегации информации).
Муниципальная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в интересах муниципальных органов власти, предприятий и граждан. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления, и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в организации технологий обработки информации[10].
Информация о работе Информационные технологии в муниципальном управлении – проблемы и пути решения