История развития местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:37, реферат

Описание

Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно начинать с Ивана IV.
Классическими образцами самоуправляющихся городских об щин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и пскови чи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полно мочного народного собрания.

Работа состоит из  1 файл

История развития местного самоуправления.docx

— 59.62 Кб (Скачать документ)

В целом же периоду  деятель ности Советов были присущи:

  • некоторая децентрализация единой иерархической советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев;
  • расширение социально-экономических полномочий местных Советов в лице их исполнительных органов за счет поглощения ими местных территориальных органов, центральных правитель ственных структур, формирование специальных органов управ ления коммунальным хозяйством;
  • попытки более или менее широкого вовлечения в избирательный процесс на местах «трудящихся масс», оживления Советов при сохранении жесткого политического контроля со стороны пра вящей партии;
  • формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях реанимации товарно-денежных отношений;
  • создание нормативно-правовой основы, обеспечивавшей опре деленную «автономизацию» местных Советов.

В 60—80 г. XX в. в СССР было принято немало постановлений, посвященных проблемам совершенствования  местного самоуправ ления. Это постановления ЦК КПСС «Об улучшении деятельно сти Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» (1957 г.), «О работе местных Советов депутатов трудящихся Полтав ской области» (1965 г.), «Об улучшении работы сельских и поселко вых Советов депутатов трудящихся» (1967 г.), «О мерах по дальней шему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» (1971 г.), постановление ЦК КПСС, Президиума Вер ховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве» (1981 г.) и др.

Но, как отмечают историки, эти нововведения желаемого ре зультата не дали: свою роль сыграла командно-административная система. Дело в том, что устанавливая в очередном акте новые пра ва Советов, центр «забывал» обеспечить их материальными, организационными и структурными механизмами, и эти нововведения обрекались на декларативность.

Система местного самоуправления в СССР, в том числе и в  Российской Федерации в 80-е гг. XX в. Характеризовалась следующим образом. По Конституции СССР 1997 г. местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы эко номического и социального развития и местный бюджет; осу ществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обе спечивать соблюдение законов, охрану государственного и обще ственного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обо роноспособности страны.

В пределах своих полномочий местные Советы должны были обе спечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодатель ства расположенными на этой территории предприятиями, учреж дениями и организациями вышестоящего подчинения; координиро вать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культур ного, бытового иного обслуживания населения.

К исключительной компетенцией местных Советов относится:

  • избра ние и изменение составов исполнительных комитетов;
  • образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий Совета, за слушивание отчетов о работе исполкомов и постоянных комиссий.

Внимание к проблемам  самоуправления в нашей стране возрос ло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономиче ским методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осу ществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при от делении местного самоуправления от государственной власти.

Первым практическим шагом на этом пути стало принятие 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих  началах местного самоу правления и местного хозяйства в СССР».

Согласно Закону система  местного самоуправления включала в  себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (со веты и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референду мы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной де мократии. Первичным территориальным уровнем местного само управления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из мест ных особенностей).

Историки, юристы и  политологи оценивают «советский пе риод развития и функционирования местного самоуправления в России следующим образом:

По мнению В.В. Еремяна и М.В. Федорова, для советского пе риода были характерны:

  • во-первых, строгая иерархичность социальных отношений, структуры местных самоуправляющихся единиц (корпораций) об условила установку на вертикальную подчиненность отдельных институтов. Поэтому уже к осени 1917 г. Советы начали процесс объединения с выработкой соответствующих принципов функци онирования по вертикали: волость (или город) - уезд - губерния - область - государство;
  • во-вторых, не всегда демократические методы управления кор порацией формировали и соответствующие представления о струк туре взаимоотношений как отдельных институтов самоуправления, так и органов местного самоуправления и институтов государствен ной власти. (Например, местные Советы рассматривали в качестве обязательных для себя решения всех вышестоящих Советов, Всероссийских совещаний и съездов Советов);
  • в-третьих, функциональное содержание местной самоуправ ляющейся единицы (корпорации) - поселка, района и т. д. как, с одной стороны, регулятора политической мобилизации должно было, в конечном итоге, сформировать и двойственное понимание природы Советов. Вместе с тем на развитие Советов, их трансфор мацию из органов самоуправления в местные органы государствен ной власти и управления огромное влияние оказали исторические условия России. Одним из первых признаков, показавших изме нение принципиальных основ функционирования и деятельности местных Советов, стал отказ от выборов и переход к системе так называемых «освобожденных работников», назначенных на руково дящие должности вышестоящими Советами. Наконец, включение Советов в систему государственной власти и превращение страны в республику Советов снизу доверху — изначально противоречили самоуправленческой природе Советов.

По его мнению А.Н. Бурова, этот период в развитии местного самоуправления в России отличался следующими факторами:

1. Возникновение «советской»  системы местного самоуправления  явилось следствием творческой  активности «трудящихся масс»,  их стремлением к истинному  народовластию. Это соответствовало  и доктринальным положениям большевистской  партии с ее тезисом о необходимости  упразднения государства как  такового и переходу к «коммунистическому  общественному самоуправлению».  При этом земское и городское  самоуправление были отвергнуты  как «буржуазный пережиток».

2. Однако в противовес  доктринальной коммунистической  утопии реальная практика большевизма  пошла по пути конституирования политической системы тоталитаризма с его всеохватывающим контролем общественной и частной жизни граждан. В рамках сконструированной тоталитарной общественно-политической системы местные Советы выступали в качестве низовой ячейки жест  кой иерархической системы Советов, «узурпировавших» как зако нодательные, так и исполнительно-распорядительные, а порой и судебные функции.

3. Упраздненный «буржуазный»  принцип разделения властей был  заменен принципом единства власти, который на поверку обернулся  диктатом партийного бюрократического  аппарата. В рамках единого политического  процесса произошло своеобразное  расширение единого субъектно-объектного  конструкта («обратная узурпация»  у Советов сколько-нибудь значимых  управленческих функций).

4. В рамках целостной  политической системы тоталитаризма  местные Советы реально выступали  не в качестве субъекта, а в  ка честве объекта властно-управленческого воздействия при решении наиболее важных вопросов, проявляя себя в качестве низовых органов государственной власти. В этом случае они выполняли чисто декоративную функцию маскировки тоталитарной сущности сфор мировавшегося в России политического режима.

5. При решении второстепенных  вопросов местной жизни Со веты в ряде случаев выступали в качестве субъекта управленческого процесса, но крайне узкое поле их функционирования не позволяло им выступать в роли реального органа общественной самодеятельности. Такая их функция в известной мере позволяла им компенсировать крайности тоталитаризма, канализируя энергию «трудящихся масс» в прокрустово ложе локальных действий и инициатив, не затрагивающих сущность сформировавшегося общественно-политического режима. В идеологическом плане это создавало у населения местных сообществ иллюзию «народовластия», «сопричаст ности» делам общества и государства, способствуя, таким образом, стабилизации политической системы тоталитаризма.

6. В период апогея  тоталитаризма («поздний сталинизм») местные Советы были низведены  до роли «винтика» сверхиерархизированной политической системы и не могли уже выполнять вышеобозначенную компенсаторскую функцию.

7. Сверхцентрализация политической системы нарушила устойчивость ее несущей опоры, поддерживаясь на плаву авторитетом харизматического лидера.

8. Для восстановления  динамического» равновесия системы  партийно политическая элита пошла по пути известной (т.е. имеющей свои пределы) децентрализации, снявшей социальное напряжение и придавшей низовым звеньям советской системы (местным Сове там) определенную динамику. Расширение их прав и полномочий, некоторое укрепление их материальной базы, известная демократизация их структурирования и функционирования, вовлечение в местную самодеятельность более широких масс «трудящихся» предотвратили распад тоталитарной системы, придав ей как бы второе дыхание.

9. Вместе с тем  известная демократизация политической  системы («хрущевская оттепель»)  ослабила всеохватывающий контроль  партийного аппарата над общественно-политической  жизнью страны, что вступило в  противоречие с сущностью самой  тоталитарной системы. В итоге  обозначился новый виток «качания  маятника»: то талитарная система, исчерпав к тому времени возможности своего дальнейшего роста, вступила в период упадка и деградации (эпоха «застоя»).

10. Всеохватывающий  процесс деградации советского  общества обернулся также и  деградацией низовых звеньев  политической системы (местных  Советов). Они все более и более  теряли и без того весьма  куцую самостоятельность, утрачивали  свои связи с массами, без  поддержки которых и без финансовой  независи мости переставали быть сколько-нибудь самоуправляющимися органами, олицетворяя своей деятельностью лишь государственную власть на местах. Этим и объясняется иждивенческий характер данного социального института в период «развитого со циализма».

11. Принимаемые центральной  властью решения по развитию  хозяйственной самостоятельности  местных Советов не обуздали  ведомственный монополизм, т.к. для  командно-административной системы  он органичен. Отсутствие рыночных  отношений обрекало местные Советы  на фатальную зависимость от  распределительного центра (центров), крайне суживая их материальную  базу.

12. Предпринятые в  период «перестройки» меры по  демократи зации деятельности Советов способствовали их очередному «ожив лению», создав, таким образом, предпосылки для решающего рывка в деле формирования местного самоуправления.

13. Вместе с тем «перестроечные» меры показали всю исчерпанность возможностей реформирования местных Советов в рамках дышавшей на ладан тоталитарной политической системы, когда встала задача ее демонтажа и смены общественного строя, формирования гражданского общества с принципиально иным политическим устройством: на демократической основе и с социально ориентированной рыночной экономикой, позволяющей сформировать реальные органы местного самоуправления.

14. Переход к системе  местного самоуправления логически  вытекал из предшествующего социального  развития страны. Это было необходимо  для того, чтобы эффективно решать  местные проблемы, которые «сверху»  должным образом разрешаться  уже не могли. Семидесятилетний  «зигзаг» истории не прошел  даром, из него были извлечены  соответствующие уроки, в частности,  стала ясна настоятельная необходимость  местного самоуправления как  такового.

Местное самоуправление России в переходный период

(90-е  годы xx века)

Первым практическим шагом реформирования местного управ ления, внедрения нового для современной России (но давно рас пространенного в цивилизованных странах) подхода к нему как к местному самоуправлению стали принятие 9 апреля 1990 г. и реализация Закона СССР «Об общих началах местного самоуправле ния и местного хозяйства в СССР».

Конституционное закрепление  местного самоуправления как управления, отделенного от государственной  власти, в российском законодательстве происходило постепенно.

С реформой 24 мая 1991 г. на смену исполкомам местных Советов  пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам  и вышестоящим исполнительным и  распоряди тельным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствую щего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.

Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в  РСФСР» включил местную администрацию  в систему местного са моуправления и называл их представительными органами власти без слова «государственной» (ст. 1, ч. 1).

Закон предусматривал разграничение функций между  предста вительными и исполнительными органами. Местный Совет опре делялся как орган власти, а местная администрация - как орган управления. При этом усиливалась самостоятельность последней. И вместо исполнительного комитета местного Совета как колле гиального органа, подчиненного и подотчетного Совету, учрежда лась местная администрация под единоначальным руководством главы администрации, избираемым населением. Устанавливалась собственная компетенция администрации, которая ослабляла ее ответственность перед вышестоящими исполнительно-распоря дительными органами и местным Советом. Местный Совет про возглашался как главный орган местного самоуправления, у него появлялось немало возможностей влиять на администрацию (в осо бых случая даже отстранять главу администрации от должности), но фактически администрация получала значительную самостоятель ность. По мнению А. Н. Широкова и С. Н. Юрковой, термин «адми нистрация» был более уместен, чем использовавшийся длительное время термин «исполнительный орган». Ведь администрация не яв лялась в чистом виде исполнительным органом в системе местного самоуправления: т.к. наделялась отдельными государственными полномочиями, а также приобретала собственные полномочия, за крепленные за ней уставами городов и районов.

Информация о работе История развития местного самоуправления