Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия избирательного процесса и его правовое регулирование, а для того, чтобы лучше это усвоить необходимо, рассмотреть изменения в избирательном процессе.
В задачи работы входит:
1. Изучить научную литературу, рассматривающую понятие избирательного процесса и его правовое регулирование;
2. Рассмотреть изменения в избирательном процессе;
3. Провести анализ и структурирование полученных знаний.
4. На основе проведенной работы сделать соответствующие выводы.
Введение
Человечество на протяжении всего времени своего существования стремилось добиться максимальной гармонии и наивысшего уровня справедливости. Принцип справедливости очень ярко проявляется в политической сфере. Наиболее важным институтом из этой сферы можно считать институт выборов. Как известно, неотъемлемой частью выборов является, избирательны процесс, который устанавливает сроки проведения выборов, порядок выдвижения кандидатов на участие в выборах и т.д. Но поскольку, общество еще далеко от идеала, то в избирательном процессе существуют нарушения, за которые следует ответственность. Это и есть правовое регулирование данного процесса, т.е. воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый индивид, наделенный активным или пассивным правом, должен разбираться, что представляет собой избирательный процесс и как право воздействует на него, т.е. разбираться в правовом регулировании избирательного процесса. Не зная этого, потенциальный избиратель или кандидат может подвергнуться обману или, сам того не ведая, совершить нарушения порядка проведения выборов.
Целью данной работы является раскрытие понятия избирательного процесса и его правовое регулирование, а для того, чтобы лучше это усвоить необходимо, рассмотреть изменения в избирательном процессе.
В задачи работы входит:
Работа состоит из введения, девяти глав и заключения.
В первой главе дается понятие о том, что такое избирательный процесс.
Во второй главе рассмотрены основные изменения в правовом регулировании избирательного процесса.
В третьей главе рассматривается правовое регулирование избирательного процесса при выборах Президента Российской Федерации.
В четвертой главе дается оценка правовому регулированию при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В пятой главе рассматривается правовое регулирование избирательного процесса в Законодательное Собрания субъекта федерации.
В шестой главе мы изучим правовое регулирование избирательного процесса в местные органы власти.
В седьмой главе дается оценка участия ЦИК и избирательных комиссий в правовом регулировании избирательного процесса.
В восьмой главе рассматривается правовое регулирование референдума.
В девятой главе представлены последствия несоблюдения сроков в избирательном процессе
В заключении сделаны выводы по результатам проделанной работы.
Список
литературы по теме содержит 43 работы.
1 Избирательный процесс
Для того чтобы правильно дать оценку правовому регулированию избирательного процесса необходимо разбираться в том, что представляет собой избирательный процесс.
В юридической литературе существует два определения такого понятия, как избирательный процесс:
Существенным компонентом в избирательном процессе является доверие избирателей к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и общества, определяет смысл современного избирательного процесса.
В современных условиях понятие "избирательный процесс" существенно обогащено за счет формирования совокупности вспомогательных элементов:
Конституционные принципы организации избирательного процесса, как руководящие и направляющие начала организации и проведения выборов в рамках соответствующей избирательной системы нацелены, в частности, на обеспечение конституционного равноправия граждан и их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, представительного характера законодательного органа государственной власти, проведение выборов на основе закона, обязательность назначения и проведения выборов в порядке и сроки, установленные конституцией и законами.
Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к последующим, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и соблюдении предусмотренных законом сроков и правил их осуществления.
Выполненные
с нарушением требований закона избирательные
действия и процедуры (как по их юридическому
содержанию, так и нормативному времени)
являются юридически ничтожными, не имеют
юридической силы и, следовательно, не
порождают позитивных юридических последствий.
2 Изменения в правовом регулировании избирательного процесса
После того, как мы дали краткую характеристику избирательного процесса, мы можем проследить изменения, которые произошли с избирательной системой в Российской Федерации.
После принятия Конституции Российской Федерации встала задача реформирования российского избирательного законодательства. Само изменение состава органов государственной власти потребовало принятия федеральных законов о выборах (формировании) этих органов. В 1993 г. первые выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проводились на основе Положений о выборах, утвержденных указами Президента РФ. Однако эта ситуация могла сохраняться только в рамках переходного периода, поскольку согласно Конституции Российской Федерации формирование палат Федерального Собрания может осуществляться только в соответствии с федеральными законами. Многие ученые выделяют следующие стадии формирования избирательного законодательства:
Особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г., по сравнению с ранее действовавшими, является отсутствие специальной главы "Избирательная система". В самой Конституции регламентируется весьма ограниченный объем вопросов избирательного права. Так, например, в пунктах 2 и 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам РФ гарантируется право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в референдуме и предусмотрены случаи ограничения этих прав (признание гражданина РФ судом недееспособным, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда). Поэтому федеральному законодателю необходимо было искать нетрадиционные решения в построении новой системы российского избирательного законодательства. Отвергнув идею кодификации избирательного законодательства, Российской Федерации как несоответствующую Конституции РФ, законодатель встал на путь ограниченной, целевой его систематизации. Она была проведена при разработке и принятии Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (1994 г.), в котором были определены принципы избирательного права, общие для всех выборов в Российской Федерации, и установлены гарантии реализации избирательных прав гражданами. Этот федеральный закон отвечал конституционному принципу федерализма, так как опирался на закрепленное в Конституции разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, в соответствии с которым регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к ведению Российской Федерации (пункт "в" ст. 71 Конституции).
Необходимость федерального законодательного регулирования именно основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации доказала практика выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, проводившихся после декабря 1993 г. Наряду с позитивными тенденциями в организации выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в 1993 - 1994 гг., этот опыт имел ряд отрицательных черт, главная из которых - недостаточная гарантированность избирательных прав граждан Российской Федерации.
Регулирование избирательных прав граждан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" носило исключительно рамочный характер. В отличие от всех ранее известных российских избирательных законов данный закон не регулировал исчерпывающим образом процедуру выборов в определенный орган государственной власти или местного самоуправления. По этому закону невозможно было проводить выборы каждого уровня в отсутствие соответствующего федерального закона либо закона (иного нормативного правового акта) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подробным образом регулирующего все вопросы избирательной системы, избирательного процесса, применяемых на данных выборах. В то же время рамочный характер федерального закона, его обращенность в ряде случаев к законодателю ни в коей мере не снижали его свойства как акта прямого действия. Этот закон содержал правовой механизм защиты избирательных прав граждан: в случае нарушений граждане могли обратиться за защитой своих прав в суд или избирательную комиссию.
На первый план вышла работа над “рамочным” федеральным законом, призванным в первую очередь защитить избирательные права граждан. Концепция такого закона была предложена А.Е. Постниковым, он же возглавил рабочую группу Центризбиркома по подготовке законопроекта. 20 апреля 1994 г. проект, разработанный этой группой, был внесен в Государственную Думу Президентом РФ. Этот проект был критически воспринят большинством фракций, поэтому он был снят с повестки дня пленарного заседания и отправлен на доработку. 10 мая появился новый вариант проекта. Однако и этот новый проект не удовлетворил депутатов. 20 мая распоряжением первого зам. председателя Государственной Думы М.А. Митюкова для согласования проекта была создана рабочая группа во главе с В.А. Рыжковым, куда вошли представители всех фракций и профильных комитетов.3 20 июля проект закона был принят в первом чтении с изъятием перенесенных на второе чтение статей о порядке формирования избирательных комиссий. Далее проект дорабатывался совместными усилиями депутатов и Центризбиркома. 26 октября закон был принят сразу во втором и третьем чтении, 16 ноября одобрен Советом Федерации и 6 декабря подписан Президентом РФ.