Избирательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия избирательного процесса и его правовое регулирование, а для того, чтобы лучше это усвоить необходимо, рассмотреть изменения в избирательном процессе.
В задачи работы входит:
1. Изучить научную литературу, рассматривающую понятие избирательного процесса и его правовое регулирование;
2. Рассмотреть изменения в избирательном процессе;
3. Провести анализ и структурирование полученных знаний.
4. На основе проведенной работы сделать соответствующие выводы.

Работа состоит из  1 файл

Нач. Работа.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона»17. Очевидно, что после принятия данного Федерального закона принятые ранее акты федерального законодательства и законодательств субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с его положениями. В настоящее время эта работа проводится на уровне Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации, но до полного соответствия еще далеко.

      При проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации применяются и многие другие федеральные законы. Они регулируют отдельные институты избирательного права, упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

      Если  федеральные законы с различной  степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов РФ устанавливают порядок выборов только в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

      Важными источниками избирательного права  субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права. В частности, здесь определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Устав Тверской области согласно  в ст. 83 и 84 соответственно

определяет, что:

      - Законодательное Собрание тверской  области состоит из 33  депутатов;

      -Депутаты Законодательного Собрания тверской области избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Тверской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

          -Депутаты Законодательного Собрания тверской области избираются сроком на 5 лет;

      - порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания тверской области определяется Уставом тверской области.

      В системе избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации в настоящее время можно, как правило, выделить закон о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти (в Тверской области – Устав Тверской области). Некоторые субъекты провели кодификацию своего избирательного законодательства. В частности, избирательные кодексы приняты в Воронежской и Свердловской областях. 

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан.

      Что же касается законов об избирательной  комиссии субъекта Российской Федерации, то этот по преимуществу процедурный вопрос можно осветить в законе о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти. Таким образом, можно было бы несколько упростить современную систему законодательства.

      Правом  принимать инструкции и некоторые  иные нормативные акты наделяются также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Такие нормативные акты не создают новых избирательных процедур, их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов. 

 

          6 Правовое регулирование  избирательного процесса при выборах в местные органы власти

    Выборы  в органы местного самоуправления (муниципальные, сельские, квартальные, уличные, домовые комитеты, различного рода общественные советы, избрание деревенских старост или старейшин и т.п.) осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми на основе общих положений о выборах в органы местного самоуправления, утвержденных федеральным законом.

    Выборы  в органы местного самоуправления обеспечивает создание наиболее важных органов в структуре местного самоуправления, которые в своих нормативно правовых актах выражают и закрепляют интересы местного населения по всем вопросам местного значения, а также постоянное функционирование всех органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляя контроль за их деятельностью, что соответствует исключительным полномочиям представительных органов  местного самоуправления.

    Органы  местного управления одного муниципального образования не находятся в подчинении органов местного самоуправления другого муниципального образования. Таким образом, Конституция, Федеральные законы определяют общие подходы к построению системы органов местного самоуправления, выделяя выборные органы и другие органы (т. е. формируемые другим путем).

    Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность введения уставом муниципального образования должности главы муниципального образования, который является либо населением непосредственно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с уставом муниципального образования может быть предусмотрёно избрание и других выборных лиц местного самоуправления, а также иных (помимо представительного органа) выборных органов местного самоуправления. Это вытекает из конституционного права  самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, а также из положений указанного Федерального закона, предусматривающих такую возможность.

    В соответствии с Конституцией население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления своего муниципального образования. Срок полномочий сборных органов и должностных лиц местного самоуправления называется уставом муниципальных образований и должны  составлять не менее двух лет в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18) и не более пяти лет в соответствии с рамочным Федеральным законом (ст. 8). Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих выборных органов и должных лиц местного самоуправления не допускается. Если уставом муниципального образования будет изменен этот срок, то соответствующие положения устава применяются только к тем органам депутатам, которые будут избраны на выборах, назначенных после официального опубликования соответствующих норм устава муниципального образования.

    Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления Российской Федерации» предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в результате отрешения его от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо указом Президента Российской Федерации (ст. 49).

    Правовое  регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти: на федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне закрепляют иные принципы организации и проведения муниципальных выборов, основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Федеральный закон «Об обеспечении  конституционных  прав  Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» применяется при реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если: а) законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; б) представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в) в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления; г) полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; л) законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований; е) истечении сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; ж) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначенные уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки; з) отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; и) муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия; к) в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования. В настоящее время роль этого Федерального закона в правовом регулировании муниципальных выборов в целом снизилась в силу  соответствующей законодательной базы местного самоуправления, необходимого организационно-правового оформления статуса муниципальных образований и т.д. Кроме того, расширена система федеральных гарантий избирательных в граждан, включая гарантии прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Так, ст. 83 Рамочного Федерального закона устанавливает дополнительные гарантии осуществления избирательных действий должностными лицами местного самоуправления и в тех случаях, когда в муниципальном образовании отсутствуют его глава и представительный орган местного самоуправления либо представитель органом местного самоуправления не назначено лицо, правомоченное совершать соответствующие избирательные действия.

    Субъекты Российской Федерации на основе федерального законодательства принимают собственные законодательные акты, регулирующие порядок проведения муниципальных выборов. Практика правового регулирования выборов субъектов Российской Федерации пока что в ряде случаев прикрывают единый закон о муниципальных выборах, в котором определяется порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных и иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Наконец, в некоторых субъектах Российской Федерации принимают избирательный закон, в котором регулируются порядок проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

    Выдвижение  кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками осуществляется в соответствии с законодательством. Избирательные блоки образуются в соответствии с законодательством после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведения) муниципальных выборов. Избирательные блоки подлежат регистрации в избирательной комиссии муниципального образования (комиссии, организующей муниципальные выборы непосредственно после их образования либо с представления в избирательную комиссию совместного списка кандидатов).

 

7 Участие в правовом  регулирование выборов ЦИК и                            избирательных комиссий

     Избирательные комиссии являются одним из наиболее значимых субъектов избирательных  отношений. Им принадлежит ведущая  роль в системе организационного обеспечения реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления18.

     Избирательными  называются комиссии, организующие проведение выборов Президента РФ, депутатов  Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, проведение выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления.

     В соответствии со ст. 2 и 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, обеспечивающие реализацию и защиту граждан, осуществляющие подготовку и проведение выборов в РФ.

Информация о работе Избирательный процесс в РФ