Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:59, контрольная работа
Формирование новой модели государственного управления, реформирование государственной службы России, ее аппарата невозможны без существенного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство нового, подлинно демократического государства.
Введение
1. Кадровый резерв как часть кадровой политики............................................6
1.1. Сущность кадровой политики.....................................................................6
1.2. Понятие кадрового резерва........................................................................10
1.3. Критерии определения оптимальной численности кадрового резерва...............................................................................................................12
1.4. Планирование кадрового резерва..............................................................14
1.5. Методы расчета потребности в кадровом резерве...................................17
2. Формирование кадрового резерва государственной и муниципальной службы...............................................................................................................19
2.1. Особенности кадрового резерва................................................................19
2.2. Формирования резерва кадров..................................................................22
2.3. Структура кадрового резерва.....................................................................27
2.4. Организация работы с резервом кадров и его подготовка.......................29
2.5. Стадии формирования кадрового резерва................................................31
Заключение
Список источников и использованной литературы
Наличие кадрового резерва в организации должно максимально удовлетворять ее потребности в замещении должностных позиций менеджеров различного уровня.
К сожалению, в деятельности конкретных предприятий и организаций так происходит далеко не всегда. За последние несколько лет в кадровых службах организаций государственного и муниципального управления на
начальном этапе работы приходится сталкиваться со следующими проблемами:
- замещение руководящих должностей осуществляется недостаточно оперативно, внутренние источники задействованы менее чем на 50%, процесс адаптации управленцев, принятых "со стороны", занимает продолжительное время, что приводит, естественно, к некоторому снижению социально-экономических показателей;
- имеет место высокая текучесть кадров руководителей и специалистов, одной из причин которой уволившиеся сотрудники называют невозможность или трудность карьерного роста внутри организации;
- работа с кадровым резервом носит бессистемный характер, списки резерва составляются формально.
Сегодня все чаще для рационализации государственного и муниципального управления, при формировании кадрового резерва используются специфическую парадигму. В ее основу был положен классический подход:
- определение численности кадрового резерва и его должностной структуры;
- изучение, оценка и отбор кандидатов;
- составление и утверждение списка кадрового резерва;
- организация повышения квалификации резервистов.
При определении оптимальной численности резерва кадров в качестве наиболее целесообразных критериев были определены следующие:
- потребность государственных и муниципальных органов управления в кадрах на ближайшую и отдаленную перспективу в результате изменения и совершенствования аппарата управления;
- число дополнительных руководящих должностей, а также потенциальных вакансий, связанных с уходом на пенсию, сокращением штатов и т. д.;
- фактическая численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня;
- степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу);
- примерный процент отдельных сотрудников, выбывающих из резерва кадров по различным причинам;
- число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих сотрудников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
Таким образом, возможно, определить величину текущей и перспективной потребности в резерве, которая помимо вышеперечисленных факторов зависит также от субъективной готовности людей занять должности.
На каждую должность в резерве планируется как минимум два кандидата[5] - второй всегда необходим для избежание случайностей и стимулирования к совершенствованию как собственному, так и первого кандидата. Возможность занятия руководящей должности тем или иным кандидатом зависит от степени освоения им программы подготовки и достигнутых результатов деятельности, причем условие конкурентности, безусловно, доводилось до кандидатов. Вместе с тем при определении численности резерва исходят из того, что работать с большим резервом трудно, а низкая вероятность назначения на должность снижает мотивацию к продвижению у работников. Поэтому в список оперативного резерва включают только те должности, которые могут стать вакантными в течение ближайшего времени (1-2 года) с вероятностью более 50%.
Должностную структуру кадрового резерва принимают целесообразным строить по уровням управления в соответствии с утвержденной в организации номенклатурой должностей. При этом учитывают:
- категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения;
- дифференциация резерва в зависимости от особенностей реализации целей бизнеса организации;
- возможность подбора заместителей группы руководителей (в качестве определяющего фактора приняли мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам);
- персональная ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров.
В основу системы работы с кадрами заложена четкая координация и плановость на всех уровнях управления. Плановость в работе с кадрами управления предусматривает как текущее, так и перспективное планирование основных направлений работы с кадрами на любом уровне государственной и муниципальной службы и в каждый данный промежуток времени. Прежде всего, необходимо разработать планы потребности в кадрах управления, как по численности, так и по количественному составу и источникам ее покрытия, определить оптимальную численность и структуру резерва руководящих управленческих кадров.
Потребность в кадрах управления в органах государственного и муниципального управления не остается постоянной. Она изменяется под влиянием разнообразных факторов. Увеличивается потребность в специалистах, прежде всего в связи с ростом масштабов производства города или управляемого района, повышением его технической оснащенности и ростом общей численности работников. Особое значение имеет изменение структуры администрации.
Одним из важнейших факторов, определяющих постоянный рост потребности в кадрах, и в первую очередь в квалифицированных специалистах в органах государственного и муниципального управления, является научно-технический прогресс. Появление новых научных открытий, новой техники и технологии, новых форм организации труда, необходимость их разработки, научно-технического и экономического обоснования, внедрение их в производство, а также усиление технического руководства производством – все это обуславливает увеличение численности квалифицированных специалистов.
Совершенствование методологии планирования потребностей органов государственного и муниципального управления в кадрах управления заключается в усилении его взаимосвязи с другими разделами плана, и в первую очередь с планом развития территории.
При планировании кадрового состава органов государственного и муниципального управления определяются текущая и перспективная потребность в управленческих кадрах. Текущая потребность в специалистах и руководителях устанавливается на основе штатного расписания, номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами, и данных о численности практиков, работающих на этих должностях.
Значительно сложнее определить перспективную потребность в кадрах управления. При этом руководствуются общим объемом работ, выполняемых кадрами управления. Объем этой работы изменяется и усложняется по мере развития территории.
По каждому действующему органу государственного и муниципального управления на основе штатных расписаний сначала устанавливается общая потребность в кадрах управления на отчетный базисный период. Необходимость определения общей потребности в кадрах управления на базисный год вызвана тем, что в органах управления число дипломированных специалистов на управленческих должностях, как правило, меньше общего количества этих должностей, часть которых занимают практики. В то же время специалисты работают на рабочих местах. Поэтому наиболее правильно при планировании общей потребности в кадрах управления на базисный период учитывать не имеющийся их наличный состав, а количество должностей, подлежащих замещению специалистами.
Общая потребность в кадрах управления определяется в следующем порядке. Сначала рассчитывается общая численность кадров управления. Затем она детализируется по категориям (специалисты, хозяйственные руководители), уровням и функциям управления. Такая последовательность позволяет учесть взаимосвязь между численностью работников отдельных групп и комплексно определить структуру общей потребности в кадрах управления.
При определении дополнительной потребности в кадрах управления наиболее сложной и трудоемкой частью рассвета является исчисление потребности в количественном приросте должностей, подлежащих замещению специалистами. Это объясняется необходимостью учесть как можно полнее влияние всех разнообразных факторов на потребность в кадрах управления.
В органах государственного и муниципального управления при планировании дополнительной потребности в кадрах необходимо учитывать планы развития территории, рост объемов капитального строительства, ввод в действие новых предприятий, внедрение новой техники и технологий, развитие исследовательских, проектных и конструкторских работ, изменения в системе организации и управления производством и др. Расчет дополнительной потребности в кадрах управления с учетом прироста должностей производится отдельно по действующим администрациям.
Дополнительная потребность в руководителях и специалистах для возмещения их естественного выбытия (смертность, уход на пенсию, переход на другую работу и т. д.) определяется на основе анализа фактического выбытия за последние 10-15 лет.
Потребность в кадрах управления для замены практиков[6], находящихся на должностях руководителей и специалистов, определяется в зависимости от их состава, образования и деловых качеств, при этом учитывается, какой удельный вес занимают практики, обучающиеся в вузах и техникумах. Замена практиков дипломированными специалистами на предприятиях должна происходить путем их перевода после получения соответствующего образования из категории практиков в категорию дипломированных специалистов.
Расчет потребности в кадрах управления в зависимости от целей планирования осуществляется с помощью различных конкретных методов.
Высокое качество планирования потребности в специалистах, а соответственно и в хозяйственных руководителях может быть обеспечено путем постоянного совершенствования нормативной базы планирования и применения аппарата математической статистики. В соответствии с этим в последние годы для определения потребности в специалистах стали использовать нормативный метод и методы экономико-математического моделирования.
Нормативы играют большую роль в обосновании всех разделов планов развития органов государственного и муниципального управления. В настоящее время при планировании большое внимание уделяется разработке такой методики составления нормативов, которая учитывала бы требования научно-технического прогресса.
Составление нормативов численности специалистов сопряжено с определенными трудностями, ведь органы государственного и муниципального управления, как правило, представляют собой сложный комплекс разнородных видов деятельности. Входящие в него организации отличаются по уровню охвата территории.
Критический анализ обеспеченности такого передового и одновременно типичного для организации специалистами является основой для разработки норматива потребности в кадрах. Глубокое изучение расстановки и использования специалистов на предприятии позволяет определить с учетом организационно-технических условий производства необходимую нормативную численность специалистов. Потребность в специалистах и руководителях на перспективу могут быть выявлены с помощью методов, основанных на применении аппарата математической статистики. Сущность их заключается в том, что на основе корреляционного анализа устанавливается зависимость численности специалистов от определенного набора факторов. Для количественного выражения этих факторов могут быть использованы корреляционные модели с самыми различными видами зависимости переменных (с линейной зависимостью, самые простые и распространенные, или со степенными зависимостями, которые в сравнении с линейными обладают относительно большими возможностями для выражения сложных связей).
Факторы, влияющие на величину численности специалистов, могут быть подразделены на внешние и внутренние, на количественные и качественные.
Цели формирования кадрового резерва:
- улучшение качественного состава государственных служащих;
- своевременное удовлетворение потребности в кадрах;
- сокращение периода адаптации при назначении на государственные должности;
- планирование карьеры государственных служащих;
- мотивация повышения профессионализма государственных служащих.
Источники формирования резерва:
- рекомендации аттестационной и конкурсной комиссий;
- результаты социально-психологических исследований в подразделениях Администрации;
- рекомендации специалистов по кандидатурам, работающим в подведомственных организациях;
- отзывы преподавателей и заключения руководителей практики студентов, обучающихся по специализациям государственных должностей.
Информация о работе Кадровый резерв на государственной и муниципальной службе