Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:59, контрольная работа
Формирование новой модели государственного управления, реформирование государственной службы России, ее аппарата невозможны без существенного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство нового, подлинно демократического государства.
Введение
1. Кадровый резерв как часть кадровой политики............................................6
1.1. Сущность кадровой политики.....................................................................6
1.2. Понятие кадрового резерва........................................................................10
1.3. Критерии определения оптимальной численности кадрового резерва...............................................................................................................12
1.4. Планирование кадрового резерва..............................................................14
1.5. Методы расчета потребности в кадровом резерве...................................17
2. Формирование кадрового резерва государственной и муниципальной службы...............................................................................................................19
2.1. Особенности кадрового резерва................................................................19
2.2. Формирования резерва кадров..................................................................22
2.3. Структура кадрового резерва.....................................................................27
2.4. Организация работы с резервом кадров и его подготовка.......................29
2.5. Стадии формирования кадрового резерва................................................31
Заключение
Список источников и использованной литературы
Целесообразно, однако, подчеркнуть, что при подборе кандидатур в состав кадрового резерва решающее значение должны иметь компетентность, профессиональная подготовка, опыт работы, организаторские, деловые, нравственные качества, возможности дальнейшего роста работника.
Как показывает практика, для формирования эффективных руководящих кадров недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников - важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение. Программу подготовки кадрового резерва, можно разделить из следующих разделов.
Теоретическая подготовка, предусматривающая как внутри административные формы обучения, так и связанные с направлением в учебные заведения, и включающая:
- обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления административными органами;
- повышение образования, связанного с прежней (базовой) подготовкой кандидатов;
- обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления.
Основной формой контроля выступает сдача зачетов, проводимая один раз в полгода. Специальная программа, предполагающая разделение всего резерва по специальностям и подготовку, сочетающую теорию с практикой, в том числе:
- деловые и ролевые игры по общеуправленческих и специальным проблемам;
- тренинги;
- решение конкретных управленческих (коммерческих, технологических и т. д.) задач по специальностям.
Форма контроля - разработка и последующая защита конкретных рекомендаций по улучшению административного органа и осуществлению деятельности Администрации.
Теоретическая и практическая подготовка резерва кадров на замещение государственных должностей государственной службы является составной частью сложившейся в городе системы обучения кадров и должна предусматриваться при формировании ежегодного заказа на переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов городского хозяйства. В целях улучшения подготовки специалиста к руководящей работе и контроля за его деятельностью в период нахождения в резерве составляется индивидуальный план подготовки, в котором должны быть предусмотрены конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение специалистом необходимых теоретических и практических знаний, более глубокое освоение им характера работы отдельных участков и служб, выработку организаторских навыков руководства на уровне современных требований.
В индивидуальном плане подготовки специалиста находят место такие формы работы, как:
- изучение основ организации управления, экономики и законодательства;
- решение отдельных производственных и технических вопросов;
- выявление причин недостатков в производственной деятельности;
- командирование специалистов на предприятия и в организации для ознакомления с новейшими технологиями управления, научно-исследовательскими работами;
- стажировка в должности, на которую специалист состоит в резерве;
- участие в работе конференций, совещаний, семинаров для ознакомления с новейшими достижениями науки управления;
- участие в проводимых проверках и анализе производственной деятельности организаций областного хозяйства.
Ответственность за организацию работы с резервом кадров возлагается на руководителей департаментов, комитетов, главных управлений, управлений и других органов исполнительной власти, префектов административных округов области.
Первой стадией формирования кадрового резерва является поиск кандидатов, который включает в себя ряд взаимосвязанных процедур:
- анализ документальных данных (личная карточка работника, автобиография, характеристики, результаты аттестации и т. п.);
- интервью или собеседование для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т. п.);
- наблюдение за поведением работника в различных ситуациях;
- оценка результатов трудовой деятельности (производительности труда, качества выполняемой работы, показателей выполнения заданий руководимым подразделением) за определенный период (в качестве такого периода были выбраны два года с определением промежуточной оценки деятельности каждые полгода);
- сравнение качеств претендентов с требованиями должности того или иного ранга (профессиограммой).
В число перспективных кадров включаются работники, которые заинтересованы в служебном росте и по уровню своей профессиональной подготовки с большей вероятностью могли быть назначены на руководящие должности.
Подбор кандидатов начинался с собеседования, проводимого специалистом службы персонала совместно с руководителем структурного подразделения, в котором работник числился в настоящее время. Цель собеседования - выявить, как стремление кандидата работать в предполагаемой должности, так и наличие у него необходимых для этого качеств: умения планировать свою работу, видеть свои резервы и перспективы, решать проблемы в сжатые сроки, уровень подготовленности, квалификации и т. д., причем работник заранее был осведомлен обо всех предъявленных к нему требованиях.
При необходимости к проведению собеседования привлекаются руководители и специалисты других подразделений, с которыми работник функционально был взаимосвязан в процессе профессиональной деятельности.
Определяя перспективность кандидатов, целесообразно установить возрастной ценз для некоторых категорий должностей, учитывать время, остающееся до наступления пенсионного возраста, состояние здоровья кандидатов, определение необходимого периода работы в должности, требование систематического повышения квалификации, наличие инновационного потенциала.
Следующая стадия формирования резерва состояла из оценки профессиональных знаний, навыков и опыта претендентов; сопоставления совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности; сравнения кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего резервируемой должности. Как правило, данная работа осуществлялась в форме аттестации.
Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, были определены:
- мотивация труда (интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску);
- профессионализм, компетентность, организаторские способности (образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, восприимчивость и способность к инновациям, умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее и т. д.);
- личностные качества и потенциальные возможности (интеллигентность, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, способность к абстрактному мышлению, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т. д.).
Для большей объективности оценки кандидатов и анализа возможностей развития карьеры было решено ввести лист оценки деятельности (заполняемый ежеквартально), отражающий в баллах результативность труда работника, оценку его квалификации, знаний, профессиональных навыков руководства и общения, способностей решать проблемы, перспективы роста. Лист оценки заполнялся начальниками структурных подразделений на всех руководителей и специалистов, находящихся в их подчинении.
Третья стадия - формирование и корректировка списка кадрового резерва. По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва. В целях оптимизации работы с кандидатами список кадрового резерва составляется из двух частей. В оперативный резерв зачисляются кандидаты на замещение определенных ключевых должностей, готовые приступить к работе немедленно или в ближайшем будущем (от 1 до 3 месяцев), а также кандидаты на должности, которые станут вакантными в ближайшее время (1-2 года) и требуют конкретной подготовки кандидатов.
Стратегический резерв составляют в основном молодые сотрудники, имеющие высокий профессиональный уровень и обладающие лидерскими наклонностями, которые в перспективе смогут занимать эти должности сроком до 10-15 лет.
Стратегический резерв, таким образом, выступал своеобразным мотивирующим фактором для сотрудников, помогая им наглядно представить возможность своего карьерного роста и количество требуемых для этого усилий. Чтобы список резерва носил не формальный, а действенный характер, при его составлении был учтен ряд требований:
- замещаемые должности определялись в точном соответствии с принятой в организации номенклатурой должностей и штатным расписанием и были позиционированы в зависимости от иерархии уровней управления;
- были отражены основные требования к замещаемой должности, определенные ее профессиограммой, и предельные ограничения критериев для кандидатов (образование, возраст, стаж работы и т. п.);
- указывались сведения о кандидате: его фамилия, имя и отчество; должность, занимаемая работником по состоянию на день составления списка, в точном соответствии с записями в трудовом договоре работника и трудовой книжке, дата и номер приказа о назначении; сведения об образовании: его вид, какое учебное заведение и когда окончил, специальность в соответствии с записью в дипломе, наличие ученого звания или степени; дата рождения;
- указывалось время пребывания в резерве (дата зачисления в кадровый резерв);
- были приведены выводы и рекомендации последней аттестации, содержащие оценку профессиональных, деловых и личных качеств кандидата и предложения по его служебному продвижению;
- отражены результаты оценки потенциала кандидата, полученные в процессе его изучения и отбора (соответствие формальным требованиям, возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками);
- предусмотрена возможность контроля за вероятными изменениями в положении кандидата: назначение на должность; исключение из списка резерва с указанием причины (увольнение, переезд в другую местность, снижение результативности и требовательности к себе и т. п.); награждение государственными, ведомственными и корпоративными наградами; присвоение почетных званий и т. д.
Список резерва составляется сотрудниками службы управления персоналом по согласованию с руководителями структурных подразделений, с учетом результатов аттестации в органах исполнительной власти[9].
В результате проделанной работы была достигнута цель работы: рассмотрение кадрового резерва на государственной и муниципальной службе, определено понятие кадровой политики и кадрового резерва, как одного из ее составляющих (Сущность кадровой политики; понятие кадрового резерва; критерии определения оптимальной численности кадрового резерва);
Рассмотрен процесс прогнозирования и планирования кадрового резерва в органах государственного и муниципального управления (Планирование кадрового резерва; Методы расчета кадрового резерва);
Задача качественного обновления персонала государственной службы решается через пополнение профессионально подготовленными кадрами, а также формирование рациональной половозрастной структуры, оптимальное использование знаний служащих, их навыков и способностей, стимулирование постоянного профессионально-
Практика показывает, что повышение квалификации и профессиональное переобучение достигает наибольшего эффекта при соблюдении следующих условий: ориентация на практические нужды обучающихся и учет специфических психологических особенностей обучения взрослых, все это приводит к позитивным изменениям когнитивных свойств личности, повышению ее профессиональной и интеллектуальной активности. Необходимой инновацией повышения квалификации является создание в каждом органе власти "корпоративного университета", функционирующего путем взаимодействия образовательных учреждений и кадровых служб министерств и ведомств.
Деятельность "корпоративного университета" государственного органа в обязательном порядке должна основываться на следующих принципах:
- диагностика служащих на соответствие профессиональной модели компетенций с целью выявления потребности знаний и навыков;
- разработка и адаптация обучающих программ, отражающих специфику деятельности министерств и ведомств;
- изучение конкретных примеров деятельности из экономико-управленческой практики организации;
Информация о работе Кадровый резерв на государственной и муниципальной службе