Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:18, контрольная работа
Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений.
Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.
Основы методологии государственного регулирования экономики. Регулирование воспроизводственного процесса в макроэкономике. Механизм государственного воздействия на социально – экономические процессы.
Система экономических процессов
Рынок труда: сущность, стратегия и меры государственного управления.
Налоговая политика как часть финансовой политики государства
Государственная антимонопольная политика: сущность и причины возникновения.
Муниципальное управление использования земли и природных ресурсов. Муниципальная собственность на землю.
Муниципальный заказ. Роль муниципального заказа в экономике муниципального образования. Способы размещения муниципального заказа. Процесс организации муниципального заказа
Система управления муниципальными финансами.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода • в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причём более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель экономики исходит
кз того, что в центре преобразований
находится челоазк с его
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда.
Государственное регулирование экономики опирается на знание и правильное использование объективных экономических законов развития общества. Экономические законы отражают широкий круг основных, устойчивых связей между явлениями и процессами хозяйственной жизни. Сознательное использование экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в практической деятельности.
Первостепенную роль в экономике играет закон спроса и предложения. Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по предложенным на рынке ценам.
Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершать покупку. Высокая цена отбивает у потребителей желание покупать, а низкая, наоборот, стимулирует покупку.
Потребление подвержено также действию закона убывающей предельной полезности,. согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения — потребители покупают дополнительные единицы продукта , лишь при условии, что цена его снижается. При более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Y яето появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Зависимость объема предложения от
цен фиксируется законом
Изменения соотношений между спросом и предложением и вызываемые ими колебания рыночных цен регулируются законом стоимости. Если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает; если, наоборот, при неизменном предложении спрос сокращается или при неизменном спросе увеличивается предложение, то цена снижается. Цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой и предприниматели, и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке. Данная сигнальная система эффективно действует в условиях свободной конкуренции.
Адекватное соответствие объективных
экономических законов
Государственное регулирование экономики — форма взаимодействия государства и экономических субъектов, которая реализуется через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику ' в целях перспективного воздействия на развитие общественного производства и решение социальных проблем посредством различных рычагов.
Крупным американским теоретиком системы государственного регулирования экономики считается Дж.Кейнс. По его учению, факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих поведением ее «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами предопределяет разницу в терминах и методах анализа. И если макроэкономика изучает национальную экономику в целом, рассматривает проблемы экономического роста и занятости, возможности и противоречия экономического механизма, то микроэкономика рассматривает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами, потребителями и др., анализирует процессы взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.
Ряд видных экономистов являются противниками государственного вмешательства в экономику. По их мнению, рыночная система сама по себе обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Запас прочности рыночного механизма неисчерпаем, а трудности и кризисы, возникающие в экономике, якобы навязываются извне, носят экзогенный характер и их главным виновником является именно государственное вмешательство, которое блокирует действие стихийных сил и в то же время раскачивает рынок. В связи с этим они предлагают сузить рамки государственного регулирования до минимума.
Государство обеспечивает правовую базу функционирования рыночной системы, что выражается в предоставлении законного статуса частным предприятиям, регламентации отношений между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи преступной экономической деятельности и применять власть для наложения соответствующих санкций. Государство направляет усилия на реализацию антимонопольных законов в целях защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Государство создает условия для перераспределения дохода общества в целях относительного нивелирования социального неравенства его членов. Эта задача решается как через платежи малоимущим, инвалидам, больным и реализацию конкретных социальных комплексных программ по защите интересов определенных групп населения, так и путем льготного ценообразования на товары и продукты первой необходимости. Государство перераспределяет также ресурсы общества для стимулирования развития так называемых общественных благ (медицинского обслуживания, образования, библиотек, музеев, армии, автомагистралей, дорог и др.), которые рыночная система не заинтересована производить, но без которых жизнь общества невозможна.
Административные методы базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.
В странах с развитой рыночной экономикой сфера административных средств ограничивается главным образом охраной окружающей среды, созданием минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, а также пресечением развития теневого бизнеса.
Экономические методы подразделяются по воздействию на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это — регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и погашение.
Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное экономическое регулирование. Через государственный бюджет перераспределяется в интересах государства значительная часть национального дохода.
Для покрытия государственных расходов
используются налоги. Но задача государственных
органов — не просто обложить налогами
те или иные источники поступления
средств, а создать тонко
Сознательное маневрирование налогами и правительственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и экономическим ростом называют дискреционной фискальной политикой. Она вызывает рост общественного производства или снижение его величины. Фискальная политика, ориентированная на борьбу с безработицей, предусматривает рост правительственных расходов, т.е. возможность бюджетного дефицита. Элементами фискальной политики, имеющей целью коррекцию инфляции спроса, становится сокращение правительственных расходов при росте налогов, т.е. явление бюджетных излишков.
Форма воздействия государства на экономику может варьироваться в различных проявлениях в зависимости от степени необходимости внесения элемента государственного регулирования в экономический процесс. Система государственного регулирования представляет собой совокупность экономических регуляторов, косвенно воздействующих на механизм рынка, участников экономического процесса и т.д. — цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции.
На разных этапах экономического развития государство по-разному использует возможности фискальной политики для стабилизации общественного воспроизводства.
Эффективной мерой государственного
регулирования экономики
Особое место в ряду средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть такого регулирования состоит в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что, в свою очередь, является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
Государственное регулирование экономики предусматривает применение также дотаций и фиксированных цен.
Дотация — это как бы «налог наоборот». Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя их непосредственно могут получать и потребители.
Установление фиксированных цен — более «грубые» методы вмешательства государства в рыночные механизмы. Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.1
2. Система экономических
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).
По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду).
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
К планированию относятся: общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.); оценка состояния экономики на конкретный момент времени; оценка спонтанных тенденций развития; проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.
Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"