Муниципальная власть заинтересована
в том, чтобы максимальное количество
земель поселений было отнесено
в процессе разграничения к муниципальной
форме собственности.
Право собственности на земельные
участки у муниципальных образований
возникает с момента государственной
регистрации.
Для превращения муниципального
образования в реального земельного
собственника органам местного самоуправления
в соответствии с требованиями Земельного
кодекса РФ необходимо проделать большую
работу по разработке местной нормативной
базы землепользования. В частности, на
муниципальном уровне необходимо:
- разработать и принять правила землепользования
и застройки территории;
- установить порядок
управления и распоряжения земельными
участками, находящимися в муниципальной
собственности;
- определить порядок
установления органами местного
самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные
в черте поселения;
- установить нормы
предоставления земельных участков
для ведения личного подсобного
хозяйства и индивидуального
жилищного строительства;
- принять положения
о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.
Формы землепользования
В постоянное бессрочное
пользование земельные участки
предоставляются государственным
и муниципальным учреждениям,
казенным предприятиям, а также
органам государственной власти
и местного самоуправления.
Самой распространенной формой
землепользования является аренда.
Для муниципальных земель орган
местного самоуправления выполняет
функции арендодателя. Арендатором
может быть любое физическое
и юридическое лицо. Он имеет
право передать арендованный
земельный участок в субаренду (третьему
лицу) в пределах срока договора аренды,
при условии уведомления собственника.
Аренда земельного участка может быть
прекращена по инициативе арендодателя
в случаях использования земельного участка
не по целевому назначению категории;
использования земельного участка, которое
приводит к существенному ухудшению экологической
обстановки; изъятия земельного участка
для муниципальных нужд и т.п.
Право пожизненного наследуемого
владения участком Земельным
кодексом РФ не предусмотрено,
однако оно сохраняется для участков,
предоставленных гражданам на момент
вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие
земельные участки в пожизненном наследуемом
владении, имеют право бесплатно приобрести
их в собственность.
Ограничителем права собственности
на землю является существующая во всем
мире система публичных и частных сервитутов.
Публичный сервитут устанавливается для
обеспечения общественных интересов,
в том числе интересов населения, проживающего
на данной территории. Могут устанавливаться
следующие публичные сервитуты: прохода
или проезда через земельный участок;
использования земельного участка для
ремонта коммунальных, инженерных, электрических
и других линий и сетей, а также транспортной
инфраструктуры; размещения межевых и
геодезических знаков и подъездов к ним;
проведения дренажных работ; временного
пользования земельным участком для производства
изыскательских, исследовательских и
других работ; свободного доступа к прибрежной
полосе и т.п.
В безвозмездное срочное
пользование (не более чем на
год) на основании договора земельные
участки могут предоставляться работникам
организаций отдельных отраслей экономики
(транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность,
охотничье хозяйство, государственные
природные заповедники и национальные
парки).
В соответствии с законодательством
органы местного самоуправления
вправе изымать земельные участки
для муниципальных нужд (например,
для строительства дорог или
размещения объектов муниципального
значения при отсутствии других
экономически целесообразных вариантов
возможного размещения этих объектов).
Платность землепользования и цена
земли
Использование земли в РФ
является платным и регулируется
Законом РФ "О плате за землю".
Формами платы за использование
земли являются земельный налог
и арендная плата.
Для целей налогообложения
устанавливается кадастровая стоимость
земли, порядок определения которой
утверждается Правительством РФ.
Рыночная стоимость земельного
участка устанавливается в соответствии
с Федеральным законом об оценочной
деятельности. Кадастровая стоимость
земельного участка может устанавливаться
в процентах от рыночной.
Органы местного самоуправления
имеют право получать арендную
плату от муниципальных земель,
сдаваемых в аренду, и земельный
налог от иных собственников
земельных участков на территории
муниципального образования. Экономические
механизмы землепользования в муниципальных
образованиях могут быть следующими:
- категорирование земель,
которое может повлиять на
планировку и социально-экономическое
развитие территории;
- оценка стоимости земель промышленных
предприятий, что может повлиять на себестоимость
выпускаемой ими продукции или размещение
предприятия (вновь создаваемого);
- земельные аукционы
(дают возможность открытой реализации
земельных участков, что приводит
к увеличению поступлений в бюджет);
- регулирование цен
на рынке муниципальных земельных
участков (это позволит привлечь
новых инвесторов) и т.д.
Местные органы власти вправе
устанавливать в соответствии
с Земельным кодексом РФ размер
арендной платы за муниципальные
земли, условия и сроки ее внесения.
Действие вышеуказанных факторов
зависит от назначения земельного
участка, что сказывается на
уровне цены участка и размере
арендной платы. Например, для
земли, используемой для объектов
торговли, культуры, банков, гостиниц,
важнейшими факторами будут близость
к центру города, плотность населения
и транспортная доступность. Для земельных
участков, предназначенных для жилой застройки,
важны транспортная доступность, экологическая
безопасность, близость к рекреационным
зонам; для объектов промышленности и
коммунально-складских объектов - инженерно-транспортная
обеспеченность и плотность прирельсовой
территории.
Политика муниципальной власти
в сфере землепользования должна
учитывать все многообразие факторов,
влияющих на ценность земельных участков.
Все земли необходимо использовать в соответствии
с их целевым назначением, генеральным
планом поселения и проектами планировки
и застройки.
Анализ соотношения стоимости
земельных участков в разных
городах показал большие различия.
В одних городах стоимость квадратного
метра земельного участка в центре города
и на не освоенной с точки зрения инфраструктуры
окраинной территории различается всего
в 4 - 5 раз; в других городах это различие
составляет 50 и более раз. Это значит, что
муниципальная земельная политика не
использует предоставленные законодательством
возможности, например, для привлечения
инвесторов на неосвоенные территории
с помощью низкой цены земли и для получения
максимума доходов от использования наиболее
престижных земельных участков. Как правило,
для этой цели используют систему поправочных
коэффициентов к цене различных земельных
участков.
Для определения обоснованных
размеров платежей за землю
и их дифференциации в первую
очередь необходима полная инвентаризация.
Осуществление муниципальной
земельной политики требует от
муниципальных образований создания
в местных администрациях соответствующих
структурных подразделений. Чаще
всего их руководители имеют
двойное подчинение (органу местного
самоуправления и территориальному
подразделению федерального органа, ведущего
земельный кадастр), осуществляют функции
и муниципального управления, и государственного
контроля использования земель и являются
государственными служащими.
Муниципальное регулирование природопользования
и недропользования
Согласно Федеральному закону
2003 года, из прочих природных ресурсов
в муниципальной собственности
могут находиться обособленные
водные объекты и леса, расположенные
в границах населенных пунктов.
Органы местного самоуправления,
в соответствии с федеральными и региональными
законами, получают плату, в том числе
в натуральной форме, от пользователей
природными ресурсами, которые добываются
на территории муниципального образования.
Система оплаты за пользование водой из
закрытых водоемов, находящихся в муниципальной
собственности, законом не установлена.
В соответствии с Федеральным
законом "О недрах" порядок
предоставления недр в пользование
для создания объектов местного
значения устанавливается органами
исполнительной власти субъектов
РФ. К таким объектам относятся:
- линии коммуникаций
для водоснабжения, канализации,
энергоснабжения, связи и другие
объекты, предназначенные для
жизнеобеспечения населенных пунктов
и предприятий местного значения;
- транспортные сооружения
местного значения - путепроводы, подземные
переходы и т.д.;
- подземные сооружения
глубиной до 5 м - погреба, подвалы
и другие виды хранилищ, используемые
гражданами для своих нужд (хранение
продуктов питания, личного имущества,
продукции сельского хозяйства и т.д.), но не предназначенные для использования
в производственных и технологических
целях.
Обязательными требованиями
к условиям недропользования
являются: компенсация негативного
воздействия объекта на условия
водопользования, экологические
условия, защита инженерных сооружений,
невозможность использования земель в
пределах зоны влияния объекта, создание
санитарно-защитных зон и организация
санитарного контроля в случаях, когда
строительство и эксплуатация объекта
могут привести к негативным изменениям
санитарной обстановки на окружающей
территории. Размеры платежей за пользование
недрами определяются федеральными законами.
Органы местного самоуправления обязаны
обеспечить защиту прав населения в процессе
эксплуатации природных ресурсов.
7. Муниципальный заказ. Роль муниципального
заказа в экономике муниципального образования.
Способы размещения муниципального заказа.
Процесс организации муниципального заказа.
Муниципальный
заказ – это закупки органов местного
самоуправления за счет общественных
средств (в первую очередь бюджетных средств).
Разница между государственным и муниципальным
заказом довольно невелика, однако в законодательстве
специально оговаривается понятие муниципального
заказа. Понятие муниципального заказа
существует для уточнения того, кто именно
является заказчиком (государственный
или муниципальный орган или учреждение).
Государственные и муниципальные заказы
призваны удовлетворить государственные
нужды. Ведением сайтов для муниципальных
заказов и управлением государственными
и муниципальными заказами в регионах
занимаются агентства муниципального
заказа. Именно агентства муниципального
заказа отслеживают правомерность размещения
муниципальных заказов, соответствие
всех процедур законодательству, осуществляют
управление государственными и муниципальными
заказами.
Основные правила размещения муниципального
заказа
Размещение государственного
и муниципального заказа осуществляется
в рамках тендера. Основная
задача тендера на муниципальный
заказ – выявить поставщика, сотрудничество
с которым будет максимально надежным
и выгодным.
Все муниципальные заказы
можно найти на сайтах муниципальных
заказов в специальном реестре
муниципальных заказов. Обычно
региональные государственные и
муниципальные заказы публикуются
на единых порталах, поэтому
термин «сайт муниципального заказа»
является в данном случае упрощенным.
Любой муниципальный заказ, вне зависимости
от суммы, должен быть размещен на сайте
муниципального заказа. Размещение государственного
и муниципального заказа возможно различными
способами.
На сегодняшний день законодательством
признаны следующие способы размещения
муниципального заказа в рамках
системы муниципального заказа:
Открытый (или закрытый)
конкурс.
Открытый (или закрытый)
аукцион.
Запрос котировок.
Биржевые торги.
Закупки у единственного поставщика.
Электронные аукционы.
Оптимальный способ размещения
муниципального заказа выбирается
исходя из объемов контракта
и сроков, в которые нужно реализовать
данный государственный или муниципальный
заказ. Формированием муниципального
заказа может заниматься как сам госзаказчик,
так и нанятый им организатор для тендера
муниципального заказа (сегодня существуют
специальные организации, которые профессионально
занимаются управлением государственными
и муниципальными заказами). Формирование
муниципального заказа подразумевает
под собой создание конкурсной документации
для муниципального заказа, где описываются
основные условия выбора поставщика, требования
к предоставляемым товарам, работам и
услугам в рамках муниципального заказа,
а также сроки предоставления заявок на
участие. Когда формирование муниципального
заказа завершено, производится размещение
муниципального заказа на сайте муниципального
заказа и в реестре муниципальных заказов.
Открытое размещение государственного
и муниципального заказа – это
обязательная процедура. Информация о
муниципальном заказе должна быть доступна,
чтобы к участию в тендере на муниципальный
заказ приняло участие как можно большее
количество поставщиков. Размещение государственного
и муниципального заказа позволяет создать
условия свободной конкуренции и выбрать
из поставщиков, приславших заявки на
участие в конкурсе, того, кто предложил
наиболее выгодные условия сотрудничества.
Главная цель размещения государственного
и муниципального заказа – это достижение
прозрачности сделок по муниципальным
заказам и экономия бюджетных средств.
Муниципальные заказы имеют большое значение
в жизни городов. Так, например, в Нижнем
Новгороде существует Единый Центр Муниципального
Заказа, занимающийся поставками продуктов
питания высокого качества в социальные
учреждения города и организацией школьного
питания. Это наиболее эффективная система
муниципального заказа. Благодаря деятельности
Единого Центра Муниципального Заказа,
система муниципального заказа в сфере
продуктов питания в городе поставлена
на высоком уровне. Размещение муниципальных
заказов здесь производится, как обычно,
через сайт муниципального заказа. Однако
за выбором добросовестных поставщиков
и исполнением муниципальных заказов
в области поставок продуктов питания
здесь более тщательно следят специальные
комиссии.