Местное самоуправление РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание

Местное самоуправление – это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ (городской, сельской общины, союза общин). Местное самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.docx

— 67.13 Кб (Скачать документ)

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального  профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного  образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного  образования;

7) учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного  образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

Деятельность государственных  и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

В соответствии со статьями 53, 63 и 74 Закона 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области образования:

Городская администрация

  1. осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение; назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений, если Советом не предусмотрен иной порядок;
  2. планирует развитие на территории города сети учреждений народного образования; организует оказание школам методической помощи; создает городской фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профориентации школьников.

Районная администрация

1) осуществляет управление всеми находящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения,

физкультурно-спортивными  учреждениями, обеспечивает их материально-техническое  снабжение; назначает и освобождает  от должности руководителей соответствующих  учреждений, если Советом не предусмотрен иной порядок;

2) планирует развитие  на территории района сети учреждений народного образования; организует оказание школам методической помощи; создает районный фонд

всеобуча за счет собственных  и привлеченных средств; содействует  организации трудового обучения и профориентации школьников.

Поселковая, сельская администрация

  1. организует и координирует с учетом национально-культурных традиций населения работу учреждений социально-культурного назначения, обеспечивает их материально-техническое снабжение; создает при школах фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников.

В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» органы местного самоуправления ответственны: за реализацию права граждан на получение установленного данным Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. К исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относятся:

1) планирование, организация,  регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных  бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам,  проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) регулирование в пределах  своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация  и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6) создание и ликвидация  местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей  муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий  и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9) контроль условий аренды  зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;

12) учет детей, подлежащих  обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Разграничение компетенции  в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов

местного самоуправления. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

 

4.2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, физической культуры и спорта

 

В соответствии со статьями 53, 63 и 74 Закона 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области культуры, физической культуры и спорта:

Городская администрация:

1) осуществляет охрану  и организует использование расположенных  на территории города памятников  природы, культуры, истории;

2) организует на территории города работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;

3) создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино- и видеообслуживанием населения;

4) организует проведение общегородских мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Районная администрация:

1) осуществляет охрану  и организует использование переданных  в ведение района памятников  природы, культуры, истории;

2) организует на территории  района работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;

3) создает объекты социально-культурного,  физкультурно-спортивного назначения, руководит кино- и видеообслуживанием населения;

4) организует проведение  общерайонных мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Поселковая, сельская администрация

1) вносит предложения  в соответствующие органы об  объявлении памятниками природы,  истории и культуры объектов, находящихся на территории поселка,  сельсовета и представляющих  экологическую, историческую, культурную  или научную ценность; осуществляет  охрану и организует использование  памятников истории и культуры, переданных в ведение поселка, сельсовета;

3) оказывает жителям помощь в назначении пенсий.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) отмечается, что на период до 2005 г. главными задачами в сфере культуры будут являться сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, единого

культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам в сфере культуры для всех слоев населения.

В соответствии со статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 8 октября 1992 г. № 3612-12 (в ред. от 22 августа 2004 г.) к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

1) осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

2) формирование местных  бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;

3) регулирование в пределах  своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;

4) создание, реорганизация  и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;

5) создание и ликвидация  местных органов управления в  области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;

6) назначение руководителей  муниципальных организаций культуры;

7) строительство зданий  и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;

8) контроль условий аренды  зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.

Органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые из них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговых льгот или использования иных форм поддержки. Кроме того, в соответствии с основами законодательства о культуре органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем

стоимости оплаты коммунальных услуг.

Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (в ред. от 30 ноября 2005 г.) устанавливается, что национально-культурная автономия, в частности, имеет право получать поддержку со стороны органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

Информация о работе Местное самоуправление РФ