Местный референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.







Выполнила: студентка 4 курса
ТД 10-9 Кадирова А.А.
Проверил: Максимов И.Б.



Иркутск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ВВЕДЕНИЕ
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Конституция Российской Федерации (п.2 ст.130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления.
В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.
Актуальность данной темы заключается в том, что народ действительно должен участвовать в принятии важных вопросов своего города. Местный референдум это уникальная возможность пробудить людей от апатии для серьезного разговора о проблемах и неприятностях города.
Основной метод, который я использовала в своей работе - это метод анализа и синтеза. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи: рассмотреть понятие и виды местного референдума, как осуществляется функционирование референдума, а также изучить опыт городов за рубежом, городов Российской Федерации. Настоящая работа написана на основании федеральных и региональных законодательств Российской Федерации, а также местных актов муниципальных образований.
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Работа состоит из  1 файл

Айселка(8).doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: местный референдум – высшая форма народовластия в муниципальном образовании. Это достаточно сложная и дорогостоящая процедура. Поэтому есть смысл проводить референдумы по наиболее важным для населения вопросам, по которым имеются разные точки зрения.

 

1.4      Принципы проведения референдумов

Принципы проведения местных референдумов установлены в ст.3 ФЗ №67 2002 г..

Граждане участву­ют в референдуме непосредственно и лично. Участие в рефе­рендуме является свободным. Право гражданина на участие в референдуме строится на тех же основаниях, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного само­управления. Это принципы всеобщности, равенства, тайны голосования. Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственного участия граждан в принятии решений по всем вопросам местного самоуправления, кото­рые могут выноситься на референдумы.

Организация проведения референдумов также в основном подобна организации проведения выборов. Так, при проведе­нии референдумов используется территориальный принцип. Территория  муниципального образования разбивается на уча­стки для  голосования. Граждане осуществляют свое право участия в референдуме по месту своего проживания на соот­ветствующих участках. Последние часто совпадают с избира­тельными участками.

Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного ре­ферендума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опублико­вания упомянутых решений местными средствами массовой информации.

Какие – либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от проис­хождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Данные принципы определяют демократический характер проведения местного референдума и референдумов вообще. Аналогичные принципы нашли закрепление в ФЗ №131 2003 г., в законах о местном самоуправлении, о местном референдуме субъектов Российской Федерации. Кроме того, в общем виде они нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, автономной области, автономных округов.

В законодательстве наблюдается два способа закрепления принципов подготовки и проведения местных референдумов. В законах о местном самоуправлении они содержатся, как правило, в статьях о местном референдуме. В специальных законах о местных референдумах они выделены в самостоятельные статьи или размещены по всему тексту закона.

 

1.5 Назначение местного референдума

 

Решение о проведении местного референдума, согласно п.3 ст. 22 ФЗ №131 2003 г., принимается гражданами Российской Федерации, избирательными объединениями (и иными общественными объединениями), представительным органом муниципального образования и главой местной администрации.

Если референдум проводится по инициативе представитель­ного органа, то инициатива должна исходить от определенного числа депутатов: в одном случае это не менее одной трети депута­тов (Калининградская область), в другом- не менее половины депутатов (Воронежская область). Непосредственно решение о проведении референдума принимается согласно большинству за­конов субъектов Федерации квалифицированным большинством - двумя третями голосов депутатов представительного органа.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвы­чайного положения, введенного на территории России либо на территории (ее части), на которой предполагается проводить ре­ферендум, а также в течение трех месяцев после отмены воен­ного или чрезвычайного положения.

Законом субъекта Российской Федерации и уставом муни­ципального образования может устанавливаться срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Этот срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обна­родования) результатов референдума.

Право на участие в местном референдуме имеют все гражда­не России, достигшие 18 лет, проживающие на территории му­ниципального образования. Не имеют права участвовать в местном референдуме лица, признанные судом недееспособными.

Инициатива проведения референдума принадлежит гражда­нам, имеющим право на участие в референдуме. Каждый граж­данин или группа граждан могут образовать инициативную груп­пу дли проведения местного референдума (не менее 10 человек). Инициатором может также выступить общественное объедине­ние, зарегистрированное органами юстиции за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. В этом случае руководящий орган такого общественного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению ме­стного референдума, независимо от численности.

Инициативная группа по проведению референдума обраща­ется в муниципальную избирательную комиссию, а в случае ее отсутствия — в представительный орган местного самоуправле­ния с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве долж­ны содержаться вопросы либо текст проекта нормативного пра­вового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесе­ния на местный референдум. Там же указываются фамилии, име­на, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициатив­ной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от име­ни такой группы. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором принято решение о выдви­жении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

Муниципальная комиссия референдума, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение, в котором указываются основания отказа. Основанием отказа в регистрации может быть только нарушение инициативной группой действующего законодательства и устава муниципального образования.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

Местный референдум назначается только на календарный вы­ходной день, но не на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее шести дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.

 

1.6 Проведение местного референдума

Подготовку и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в нем осуществляют муниципальные и участковые комиссии референ­дума. В качестве муниципальной комиссии референдума в соот­ветствии с уставом муниципального образования либо по реше­нию представительного органа местного самоуправления может действовать муниципальная избирательная комиссия.

Полномочия, порядок формирования и деятельности комис­сий референдума устанавливаются Законом об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме гра­ждан, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Решения муниципальной комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для участко­вых комиссий референдума, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума.

Законодательство субъектов Российской Федерации, исходя из общих принципов закрепления полномочий комиссий референдума, предусмотренных в Федеральном Законе четко разграничивает полномочия комиссии по проведению референдума и участковой комиссии. Полномочия каждой из комиссии предусмотрены отдельными статьями. При этом полномочия комиссии по проведению местного референдума более обширны, чем полномочия участковой комиссии.

Территория, на которой проводится местный референдум, де­лится на участки, образуемые не позднее чем за 45 дней до его проведения, решением главы местного самоуправления по согла­сованию с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3000 избирателей на одном участке (территории участков мест­ного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков).

Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией по проведению референдума и подписываются ее председателем и секретарем. Составление списков осуществляется на основе данных, представляемых главой муниципального образования. В списки включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения референдума правом участия в нем и проживающие на день голосования в данном муниципальном образовании.

Проведению голосования по вопросам референдума предше­ствует агитация, условия которой в целом сходны с предвыбор­ной агитацией. Голосование в целом проводится таким же обра­зом, что и голосование на выборах. В бюллетене для голосова­ния на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и. указываются варианты волеизъявления голосующего словами «да» или «нет», под которыми помещают­ся пустые квадраты. В случае вынесения на референдум не­скольких вопросов, вариантой нормативного акта (его положе­ний) они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы, варианты нормативного ак­та (его положений) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты нормативного акта (era положений), то в бюллетене либо воспроизводится его (их) текст, либо однознач­но определяется содержание этого текста.

Голосование является тайным. Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или наблюдателем. Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования.

После окончания голосования участковая комиссия проводит подсчет голосов «за» и «против», обсуждает итоги голосования и вносит их результаты в протокол голосования. Комиссия по проведению местного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий определяет итоги референдума.

Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более 50% гра­ждан, принявших участие в референдуме. Принять участие в референдуме, чтобы он был признан состоявшимся, должно не менее 50% общего числа граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме (причем число граждан, принявших уча­стие в местном референдуме, определяется общим числом граж­дан, получивших бюллетени).

Результаты местного референдума могут быть признаны не­действительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений закона о местном референду­ме, повлиявших на результаты голосования.

Итоги местного референдума публикуются в местных средст­вах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводятся до сведения граждан иным путем комиссией местного рефе­рендума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.

Принятое на местном референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубли­кования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.

 

1.7 Правовые последствия местного референдума

Решения, при­нятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуют какого-либо подтверждения.

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на ме­стном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

•     нарушение порядка проведения референдума, повлекшее не­ возможность с достоверностью определить результаты во­леизъявления участников референдума;

•     несоответствие закона, на основании которого проводился референдум, Конституции РФ, а также федеральному зако­ну, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие не­возможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

•     противоречие решения, принятого на референдуме, Консти­туции РФ, федеральному конституционному закону, феде­ральному закону, закону субъекта Российской Федерации.

Если для реализации решения референдума требуется изда­ние нормативного правового акта, то орган местного самоуправ­ления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан при­нять такой акт в течение 15 дней со дня вступления в силу ре­шения референдума. Принятое на местном референдуме реше­ние и итоги голосования подлежат официальному опубликова­нию (обнародованию).

 

1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 годов

Таблица 1 – Сравнительная характеристика законов 1995 и 3003 годов

Сравнительные характеристики

Федеральный Закон 1995г.

Федеральный Закон 2003г.

1. Цель проведения местного референдума

Проводится для решения вопросов местного значения непосредственно населением

Проводится для решения вопросов местного значения непосредственно населением

2. Кто принимает решение о назначении местного референдума

Решение принимает представительный орган местного самоуправления

Решение принимается представительным органом муниципального образования

3. Кто выступает инициатором проведения местного референдума

Инициатором выступает представительный орган МСУ; также референдум проводится по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования

Референдум проводится по инициативе граждан РФ(при условии сбора подписей в поддержку данной инициативы: не менее 5% участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с ФЗ ), избирательных объединений, представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно

4. Участники местного референдума

Участниками могут выступать граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом

Участниками могут выступать граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом

5. Кем утверждается принятое решение

Решение, принятое на местном референдуме не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, органами МСУ. Решение и итоги голосования подлежат обязательному опубликованию

Решение, принятое на местном референдуме не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, органами МСУ. Решение и итоги голосования подлежат обязательному опубликованию

6. Кем устанавливается порядок назначения и проведения местного референдума

Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов РФ

Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов РФ

7. В течение какого срока представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум

 

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения референдума. Если он не назначается в установленные сроки, то местный референдум назначается судом

8. Кем организуется референдум при назначении его судом

 

Местный референдум в таком случае организуется избирательной комиссией муниципального образования

9. Как исполняется принятое на местном референдуме решение

 

Решение исполняется в соответствии с разграничением полномочий между органами МСУ, определенном уставом муниципального образования

10. Как может быть обжаловано принятое на референдуме решение

 

Принято на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными ФЗ органами государственной власти

Информация о работе Местный референдум