Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа
В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.
Выполнила: студентка 4 курса
ТД 10-9 Кадирова А.А.
Проверил: Максимов И.Б.
Иркутск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Конституция Российской Федерации (п.2 ст.130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления.
В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.
Актуальность данной темы заключается в том, что народ действительно должен участвовать в принятии важных вопросов своего города. Местный референдум это уникальная возможность пробудить людей от апатии для серьезного разговора о проблемах и неприятностях города.
Основной метод, который я использовала в своей работе - это метод анализа и синтеза. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи: рассмотреть понятие и виды местного референдума, как осуществляется функционирование референдума, а также изучить опыт городов за рубежом, городов Российской Федерации. Настоящая работа написана на основании федеральных и региональных законодательств Российской Федерации, а также местных актов муниципальных образований.
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: местный референдум – высшая форма народовластия в муниципальном образовании. Это достаточно сложная и дорогостоящая процедура. Поэтому есть смысл проводить референдумы по наиболее важным для населения вопросам, по которым имеются разные точки зрения.
1.4 Принципы проведения референдумов
Принципы проведения местных референдумов установлены в ст.3 ФЗ №67 2002 г..
Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным. Право гражданина на участие в референдуме строится на тех же основаниях, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Это принципы всеобщности, равенства, тайны голосования. Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственного участия граждан в принятии решений по всем вопросам местного самоуправления, которые могут выноситься на референдумы.
Организация проведения референдумов также в основном подобна организации проведения выборов. Так, при проведении референдумов используется территориальный принцип. Территория муниципального образования разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках. Последние часто совпадают с избирательными участками.
Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования упомянутых решений местными средствами массовой информации.
Какие – либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Данные принципы определяют демократический характер проведения местного референдума и референдумов вообще. Аналогичные принципы нашли закрепление в ФЗ №131 2003 г., в законах о местном самоуправлении, о местном референдуме субъектов Российской Федерации. Кроме того, в общем виде они нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, автономной области, автономных округов.
В законодательстве наблюдается два способа закрепления принципов подготовки и проведения местных референдумов. В законах о местном самоуправлении они содержатся, как правило, в статьях о местном референдуме. В специальных законах о местных референдумах они выделены в самостоятельные статьи или размещены по всему тексту закона.
1.5 Назначение местного референдума
Решение о проведении местного референдума, согласно п.3 ст. 22 ФЗ №131 2003 г., принимается гражданами Российской Федерации, избирательными объединениями (и иными общественными объединениями), представительным органом муниципального образования и главой местной администрации.
Если референдум проводится по инициативе представительного органа, то инициатива должна исходить от определенного числа депутатов: в одном случае это не менее одной трети депутатов (Калининградская область), в другом- не менее половины депутатов (Воронежская область). Непосредственно решение о проведении референдума принимается согласно большинству законов субъектов Федерации квалифицированным большинством - двумя третями голосов депутатов представительного органа.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России либо на территории (ее части), на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования может устанавливаться срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Этот срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
Право на участие в местном референдуме имеют все граждане России, достигшие 18 лет, проживающие на территории муниципального образования. Не имеют права участвовать в местном референдуме лица, признанные судом недееспособными.
Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, имеющим право на участие в референдуме. Каждый гражданин или группа граждан могут образовать инициативную группу дли проведения местного референдума (не менее 10 человек). Инициатором может также выступить общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. В этом случае руководящий орган такого общественного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума, независимо от численности.
Инициативная группа по проведению референдума обращается в муниципальную избирательную комиссию, а в случае ее отсутствия — в представительный орган местного самоуправления с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве должны содержаться вопросы либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум. Там же указываются фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени такой группы. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
Муниципальная комиссия референдума, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение, в котором указываются основания отказа. Основанием отказа в регистрации может быть только нарушение инициативной группой действующего законодательства и устава муниципального образования.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
Местный референдум назначается только на календарный выходной день, но не на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее шести дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.
1.6 Проведение местного референдума
Подготовку и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в нем осуществляют муниципальные и участковые комиссии референдума. В качестве муниципальной комиссии референдума в соответствии с уставом муниципального образования либо по решению представительного органа местного самоуправления может действовать муниципальная избирательная комиссия.
Полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий референдума устанавливаются Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Решения муниципальной комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для участковых комиссий референдума, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума.
Законодательство субъектов Российской Федерации, исходя из общих принципов закрепления полномочий комиссий референдума, предусмотренных в Федеральном Законе четко разграничивает полномочия комиссии по проведению референдума и участковой комиссии. Полномочия каждой из комиссии предусмотрены отдельными статьями. При этом полномочия комиссии по проведению местного референдума более обширны, чем полномочия участковой комиссии.
Территория, на которой проводится местный референдум, делится на участки, образуемые не позднее чем за 45 дней до его проведения, решением главы местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума из расчета от 100 до 3000 избирателей на одном участке (территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков).
Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией по проведению референдума и подписываются ее председателем и секретарем. Составление списков осуществляется на основе данных, представляемых главой муниципального образования. В списки включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения референдума правом участия в нем и проживающие на день голосования в данном муниципальном образовании.
Проведению голосования по вопросам референдума предшествует агитация, условия которой в целом сходны с предвыборной агитацией. Голосование в целом проводится таким же образом, что и голосование на выборах. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и. указываются варианты волеизъявления голосующего словами «да» или «нет», под которыми помещаются пустые квадраты. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов, вариантой нормативного акта (его положений) они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы, варианты нормативного акта (его положений) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты нормативного акта (era положений), то в бюллетене либо воспроизводится его (их) текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.
Голосование является тайным. Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или наблюдателем. Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования.
После окончания голосования участковая комиссия проводит подсчет голосов «за» и «против», обсуждает итоги голосования и вносит их результаты в протокол голосования. Комиссия по проведению местного референдума на основании протоколов всех участковых комиссий определяет итоги референдума.
Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более 50% граждан, принявших участие в референдуме. Принять участие в референдуме, чтобы он был признан состоявшимся, должно не менее 50% общего числа граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме (причем число граждан, принявших участие в местном референдуме, определяется общим числом граждан, получивших бюллетени).
Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений закона о местном референдуме, повлиявших на результаты голосования.
Итоги местного референдума публикуются в местных средствах массовой информации, а там, где они отсутствуют, доводятся до сведения граждан иным путем комиссией местного референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
Принятое на местном референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
1.7 Правовые последствия местного референдума
Решения, принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуют какого-либо подтверждения.
Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке. Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
• нарушение порядка проведения референдума, повлекшее не возможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
• несоответствие закона, на основании которого проводился референдум, Конституции РФ, а также федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
• противоречие решения, принятого на референдуме, Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации.
Если для реализации решения референдума требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в течение 15 дней со дня вступления в силу решения референдума. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 годов
Таблица 1 – Сравнительная характеристика законов 1995 и 3003 годов
Сравнительные характеристики | Федеральный Закон 1995г. | Федеральный Закон 2003г. |
1. Цель проведения местного референдума | Проводится для решения вопросов местного значения непосредственно населением | Проводится для решения вопросов местного значения непосредственно населением |
2. Кто принимает решение о назначении местного референдума | Решение принимает представительный орган местного самоуправления | Решение принимается представительным органом муниципального образования |
3. Кто выступает инициатором проведения местного референдума | Инициатором выступает представительный орган МСУ; также референдум проводится по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования | Референдум проводится по инициативе граждан РФ(при условии сбора подписей в поддержку данной инициативы: не менее 5% участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с ФЗ ), избирательных объединений, представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно |
4. Участники местного референдума | Участниками могут выступать граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом | Участниками могут выступать граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом |
5. Кем утверждается принятое решение | Решение, принятое на местном референдуме не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, органами МСУ. Решение и итоги голосования подлежат обязательному опубликованию | Решение, принятое на местном референдуме не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, органами МСУ. Решение и итоги голосования подлежат обязательному опубликованию |
6. Кем устанавливается порядок назначения и проведения местного референдума | Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов РФ | Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов РФ |
7. В течение какого срока представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум |
| Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения референдума. Если он не назначается в установленные сроки, то местный референдум назначается судом |
8. Кем организуется референдум при назначении его судом |
| Местный референдум в таком случае организуется избирательной комиссией муниципального образования |
9. Как исполняется принятое на местном референдуме решение |
| Решение исполняется в соответствии с разграничением полномочий между органами МСУ, определенном уставом муниципального образования |
10. Как может быть обжаловано принятое на референдуме решение |
| Принято на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными ФЗ органами государственной власти |