Местный референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.







Выполнила: студентка 4 курса
ТД 10-9 Кадирова А.А.
Проверил: Максимов И.Б.



Иркутск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ВВЕДЕНИЕ
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Конституция Российской Федерации (п.2 ст.130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления.
В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.
Актуальность данной темы заключается в том, что народ действительно должен участвовать в принятии важных вопросов своего города. Местный референдум это уникальная возможность пробудить людей от апатии для серьезного разговора о проблемах и неприятностях города.
Основной метод, который я использовала в своей работе - это метод анализа и синтеза. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи: рассмотреть понятие и виды местного референдума, как осуществляется функционирование референдума, а также изучить опыт городов за рубежом, городов Российской Федерации. Настоящая работа написана на основании федеральных и региональных законодательств Российской Федерации, а также местных актов муниципальных образований.
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Работа состоит из  1 файл

Айселка(8).doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

 

В результате можно сделать следующий вывод: в статьях федеральных законов, посвященных местному референдуму, существует ряд сходств и различий. Более подробно положение о референдуме изложено Федеральном Законе 2003 года. Он содержит ряд положений отсутствующие в Федеральном Законе 1995 года, а именно: срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум; кем должен организовываться референдум при назначении его судом; как должно исполняться принятое на референдуме решение; каким образом возможно обжалование принятого решения

Федеральный закон от 28 августа 1995 года предоставлял право назначения местного референдума по собственной инициативе представительному органу местного самоуправления. В соответствии с Федеральным Законом от 6 октября 2003 г. инициатива назначения местного референдума должна быть выдвинута совместно представительным органом и главой муниципального образования.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года предусматривал два возможных варианта принятия устава – представительным органом или населением непосредственно, то новая редакция Федерального закона об организации местного самоуправления определила, что устав принимается представительным органом муниципального образования. Лишь в поселениях, насчитывающих менее 100 избирателей, устав должен приниматься непосредственно населением на сходе граждан.

Не смотря на то, что есть расхождения статьях посвященных местному референдуму, есть и общие черты: местный референдум проводится по вопросам местного значения; решение о назначении референдума принимает представительный орган местного самоуправления; инициатором проведения могут выступать граждане РФ; голосование осуществляется тайно; решение, принятое на референдуме не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или органами МСУ; решение и итоги голосования подлежат обязательному опубликованию; порядок назначения и проведения референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъектов РФ.


ГЛАВА II.  Практика местных референдумов за рубежом и

в Российской Федерации

2.1 Местные референдумы за рубежом

Родиной референдумов принято считать Швейцарию. На протяжении веков высшим органом власти Швейцарской конфедерации оставались народные собрания кантонов. Несколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не имели окончательного характера — они принимались ad referendum, т.е. для сообщения народным собраниям, и только после их одобрения вступали в силу. И, наверное, поэтому местный референдум в Швейцарии используется очень часто.

В XX веке сферы применения референдума расширилась. Он используется для принятия конституции и поправок к ним, одобрения законопроектов, изменения формы правления, получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных и внутригосударственных решений, а в ряде стран (Швейцария, США) - для решения местных вопросов.

Необходимо отметить, что референдум не является повсеместным и обязательным институтом. Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всегда господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великобритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется референдум и во многих азиатских странах.

Таким образом, референдум, как форма непосредственной демократии, явление далеко не новое. В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с опросом и плебисцитом (от лат. plebiscitum - решение народа)[4], однако, рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

В некоторых странах Конституция не предусматривает институт местного референдума или референдума вообще. Так например  в Индии ни на общегосударственном, ни на местном уровне референдуме не проводились, им препятствует, в частности, высокий уровень неграмотности взрослого населения. А в таких странах как  Дания, Исландия, Аргентина,  и ряде других референдум на местном уровне не предусматривается в Конституциях стран.[5]

Во всех странах принцип назначения и проведения референдума примерно одинаковый, только устанавливаются определенные условия, порядок проведения всех необходимых процедур референдума.

Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии — 10 % избирателей данной территории).

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже - несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный («нет») ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голо­сов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство уста­навливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы и другие. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, воен­ного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени (например, в Испании через 3 года). Таким образом, законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.

Организация референдума аналогична организации выборов, но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности пар­ламентских фракций).

Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами. Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны, вследствие того, что законодательство о выборах и референдумах тесно связаны, исходят, как правило, из одних принципиальных положений.

Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов

Явно прослеживается тенденция и к увеличению количества местных референдумов. В немецкой Баварии за девять лет действия права на референдум было проведено около 500 местных голосований. А в США за последние 100 лет количество проведенных местных референдумов достигло рекордной отметки в... 10 000.

Кстати, львиная доля референдумов, проходящих в западных демократиях, связана с вопросами обустройства городской жизни. Так, в 2002 году жители американского городка Кей-Вэст (штат Флорида) вынесли на референдум вопрос о создании независимой коллегии горожан для контроля за деятельностью мэрии.

Вопрос №1, волнующий жителей западных городов, - экология. К примеру, 30 июня 2001 года в итальянском Милане прошел референдум по сокращению количества автомобилей в центре города. А 18 мая 2003 года уже швейцарцы голосовали за запрещение автодвижения в столицах кантонов в одно воскресенье в квартал.

В ноябре 2001 года жители Сан-Франциско в ходе референдума единогласно высказались за необходимость горсовета запрашивать согласие горожан на любое крупное строительство в зоне залива[6].

Впервые в Европе 25 октября 2005г. в швейцарском городе Бюлах городские власти приучают жителей к новейшим технологиям. Впервые в Швейцарии там прошел SMS - референдум, на котором решился вопрос об ограничении скорости передвижения автомобилей в черте города. После такой генеральной репетиции федеральные власти решат, стоит ли распространять систему SMS-голосования на всю страну.[7]

Каждый участник референдума заранее получил по почте свой уникальный идентификационный номер. Перед выполнением своего избирательного долга швейцарцы должны были ввести свой персональный код и дату рождения. Все эти меры принимаются для того, чтобы избежать повторного голосования. Также согласно правилам голосования голоса могут подаваться через Интернет и с помощью мобильного телефона. Из 3919 граждан, принявших участие в голосовании, 455 проголосовали с помощью SMS, а 1006 через Интернет.  Согласно оценкам, голосование прошло без особых проблем.

Кстати, граждане Бюлаха решали, стоит ли вводить ограничение скорости (30 км в час) в некоторых районах города. В результате это предложение было отвергнуто 2 527 голосами против 1 290.  По швейцарским меркам, референдум продемонстрировал действительно высокую явку избирателей - 41,5%. [8]

 

2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации

Во многих регионах Российской Федерации после принятия ФЗ №131 2003г. были изменены границы муниципальных образований. По этому поводу были проведены местные референдумы в некоторых муниципальных образованиях.

Так, например, в Тульской области прошел местный референдум по поводу отделения Новомосковска от Новомосковского района, который состоялся 20 февраля 2005г. в муниципальном образовании[9].

Явка избирателей составила около 56 процентов в среднем по городу и району. Новомосковцы подавляющим большинством голосов (около 90 процентов) высказались за отделение города от района. Значительная часть селян, напротив, проголосовала против обособления районного центра - около 70 процентов[10]. Поскольку мнение жителей города и села в таких случаях рассматривается отдельно, возражения жителей поселков, сел и деревень Новомосковского района относительно отделения города дают основания депутатам Тульской областной Думы отказать горожанам в их претензиях преобразовать Новомосковск в городской округ. Но местный референдум не имеет юридической силы, поскольку ст. 24 ФЗ №131 2003г., дающая муниципалитетам право на их проведение, вступит в силу только 1 января 2006 года.

Нам известна практика проведения местных референдумов Кемеровской области, а именно: в городах Мариинске и Топках.

31 марта 2002г. в Кемеровской области состоялось два районных референдума. Вопросы были такими: объединяться ли городам Мариинску и Топкам  с одноименными районами?

31 марта народонаселение городов и районов  дружно (явка свыше 60 процентов) и однозначно (более 80 процентов) высказалось за объединение.

По данным Избирательной комиссии Кемеровской области референдумы признаны состоявшимся, большинство жителей этих территорий высказались "За" объединение. Наибольшую активность при голосовании проявили жители Мариинского и  Топкинского районов, где приняло участие соответственно 88,5% и 83,3% избирателей. В городе Мариинске явка составила - 62,48%, в городе Топки - 57,99%. "За" объединение Мариинска и Мариинского района в единое территориальное образование проголосовало соответственно 81,33% горожан и 94,25% селян. "За" объединение г. Топки и Топкинского района в единое муниципальное образование высказались 85,66% городских и 94,91% сельских избирателей. Кроме того, прошло голосование по вопросу принятия Уставов новых территориальных образований. Так, "За" Устав объединенной территории "Город Мариинск и Мариинский район" проголосовало 81,14% горожан и 94,12% селян. Устав объединенной территории "Город Топки и Топкинский район" одобрили 81,14% городских и 94,12% сельских избирателей[11].

Таким образом, опыт проведения местного референдума в городах Кемеровской области: Топки и Мариинск существует. Какова истинная цена референдума, знает только губернатор и его окружение. Очевидно, что в случае успеха опыт мариинцев и топкинцев будет распространен на Юргу, Анжеро-Судженск, Белово, Ленинск-Кузнецкий и т.д[12]. Пока в Кемеровской области живут по своим уставам 39 муниципальных образований. В свете политики укрепления вертикали власти это множество перестало быть достижением демократии и оказалось крупным свидетельством неэффективности управления.

Информация о работе Местный референдум