Местный референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.







Выполнила: студентка 4 курса
ТД 10-9 Кадирова А.А.
Проверил: Максимов И.Б.



Иркутск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ВВЕДЕНИЕ
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.
Конституция Российской Федерации (п.2 ст.130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления.
В данном курсовом проекте по теме «Местный референдум» рассмотрен основной инсти¬тут народовластия - местный референдум. Мое обра¬щение к данной форме вызвано тем, что именно демократически свободный и периодический референдум является высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения местного референдума.
Актуальность данной темы заключается в том, что народ действительно должен участвовать в принятии важных вопросов своего города. Местный референдум это уникальная возможность пробудить людей от апатии для серьезного разговора о проблемах и неприятностях города.
Основной метод, который я использовала в своей работе - это метод анализа и синтеза. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи: рассмотреть понятие и виды местного референдума, как осуществляется функционирование референдума, а также изучить опыт городов за рубежом, городов Российской Федерации. Настоящая работа написана на основании федеральных и региональных законодательств Российской Федерации, а также местных актов муниципальных образований.
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум как основная форма непосредственного волеизъявления
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие института прямой демократии. Референдум
как основная форма непосредственного волеизъявления 7
1.1 Формы непосредственного участия граждан в местном
самоуправлении 7
1.2 Понятие местного референдума 8
1.3 Виды местного референдума 11
1.4 Принципы проведения референдумов 13
1.5 Назначение местного референдума 14
1.6 Проведение местного референдума 16
1.7 Правовые последствия местного референдума 19
1.8 Сравнительная характеристика законов 1995 и 2003 г.г. 20
ГЛАВА II. Практика местных референдумов за рубежом и
в Российской Федерации 24
2.1 Местные референдумы за рубежом 24
2.2 Опыт местных референдумов в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Работа состоит из  1 файл

Айселка(8).doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Кстати, одним из основных «минусов» проведения референдумов – это низкая явка населения на референдумы. Так, например, 22 мая 2005 г. прошел референдум в городе Светлый Калининградской области. На референдуме избирателям предстояло ответить на следующие вопросы:

- Согласны ли вы со строительством терминала по перевалке
нефтепродуктов по ул. Кржижановского, 4 в черте города Светлый?

- Согласны ли вы с реконструкцией и строительством бункеровочной базы под бункеровку судов топливом и перевалку нефти на танкеры по ул. Рыбацкой, 1 в черте города Светлый?

Референдум признан несостоявшимся, так как 50 процентный явочный барьер не был преодолен. Явка избирателей на участки голосования составила 48,5%. Для того, чтобы результаты референдума были признаны, не хватило 1,5%.

И, к сожалению, это не единственный «низкоявочный» пример в практике местных референдумов.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего выше сказанного следует: высшей формой народовластия на муниципальном уровне является местный референдум, который проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Местный референдум – это важный и сложный вопрос местного значения. В результате принятия нового Законодательства произошли существенные изменения в главе, касающейся местного референдума. Количество положений о референдуме в статье увеличилось, появились новые, ранее не существовавшие и все они описаны гораздо подробнее. 

Местный референдум целесообразно проводить по наиболее важным вопросам местного значения или по вопросам, решение которых очень важно и  органы местного самоуправления не хотят принимать его без поддержки жителей, так как это сложная процедура. Надо оборудовать избирательные участки, сформировать избирательную комиссию и т.д.

Местный референдум достаточно широко распространен в практике городов.  Положения о референдуме описаны в Уставах городов.

Не является исключением и Иркутск. В практике города существует проведение единственного референдума.  В Иркутске он проходил по вопросу принятия Устава города в 1995 году. В результате Устав был принят с внесением существенных поправок.

Местный референдум – очень хороший способ для того, чтобы знать мнения горожан по наиболее насущным вопросам. Жители города сами определяют порядки в нем и решают наиболее важные вопросы местного значения.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Конституция Российской Федерации, 1993 г.

1.1. Европейская Хартия о местном самоуправлении. 1985 г.

1.2. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации", 1995 г., N 154-ФЗ

1.3. Федеральный Закон  “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, 2003 г., № 131-ФЗ.

1.4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации» от 12.06.2002 г., №67-ФЗ.

1.5. Федеральный Конституционный Закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г., №5-ФКЗ.

1.6. Устав Кемеровской области 05.06.97 N 10-03 (в ред. 21.05.1998 г., N15-ОЗ), ч. 3.

1.7. Закон Кемеровской области «О местном референдуме» от 14.01.2000 г. №5.

1.8. Устав города Новокузнецка от 8.10.2005 г.

2.      Устав города Новокузнецка 17.12.1995 г.

2.1. Положение о референдуме города Новокузнецка» от 16.10.1995 №819.

2.2. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. / Р.В. Бабун. - СПб.: Питер, 2005. – 192 с.

2.3. Бабун Р.В. Самая близкая к народу власть: местное самоуправление для всех: пособие для населения и общественных организаций / Р.В. Бабун, Н.В. Мальковец; АСДГ. – Новосибирск: НГАЗиУ, 2001. – 120 с. 

2.4. Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. / Постовой Н.В. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юриспуденция, 2000. – 352 с.

2.5. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.С. Бондаря. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2003. – 559 с.

2.6. Никитин А.М. Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Никитина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, закон и право, 2000. – 439 с.

2.7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 552 с.

2.8. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления: учебно – методическое пособие / Е.С. Шугрина. – Новосибирск, 1997. –111 с. 

2.9. Дербишайр Д. Денис, дербишайр Ян. Политические системы мира: В 2 т.6 Том 1: пер.  с англ. – М: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 512 с.

2.10.       Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / И.А. Алебастрова: отв. ред. С.Ю. Кашкин. – М.: Юрайт, 2001. – 640 с.

2.11.       Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юристъ, 2002. – 622 с.

2.12.       Новые законы и нормативные акты: Выборы и референдумы в Российской Федерации по – новому. Комментарии председателя центризбиркома России А.А. Вешнякова, Приложение к «Российской Газете» №32, 2005. – 256 с.

2.13.       Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. Комментарии к отдельным нормам законодательства / А.А. Замотаев. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. – 400 с.

2.14.       Сергеев А.А. Институт местного референдума в законодательстве Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2004, №2, стр. 15-20

2.15.       Комарова В.В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право, 2003 №5, стр. 29-35

2.16.       Комарова В.В. Нормативное регулирование референдума в современной России // Конституционное и муниципальное право, 2003, №6 стр. 22-25

2.17.       Курячая М.М. Соотношение института референдума со смежными институтами непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право, 2004, №4, стр. 10-14

3.      Рязанов А. Чтобы нас защитить, надо иметь права // Кузнецкий рабочий. – 1995. –23 ноября.

4.      Куканов В. О пользе дебатов // Кузнецкий рабочий. –1995. –30 ноября.

5.      http://www.constitution.garant.ru/DOC_50400.htm

6.      http://www.kv.com.ua/index.php?rub=8&number_old=3189

7.      http://mobiportal.net.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=118&Itemid=22

 

 



[1] Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. / Постовой Н.В. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юриспуденция, 2000. – с. 178.

[2] http://www.constitution.garant.ru/DOC_50400.htm

[3] Постовой Н.В. Муниципальное право России: Учебник. / Постовой Н.В. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Юриспуденция, 2000. – с. 178.

[4] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юристъ, 2002. – 622 с.

 

[5] http://www.constitution.garant.ru/DOC_50400.htm

[6] http://www.kv.com.ua/index.php?rub=8&number_old=3189

[7] http://mobiportal.net.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=118&Itemid=22

[8] http://e-uriadnik.org.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=3175

[9] http://tula.rfn.ru/rnews.html?id=1009

[10] http://tula.rfn.ru/rnews.html?id=1019

[11] http://com.inetra.ru/29.03.2002/politics/57649/

[12] http://www.mediakuzbass.ru/news/print.php?id=3639


Информация о работе Местный референдум