Муниципальная социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является муниципальное управление в социальной сфере.
Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
В результате исследования произведен анализ сущности муниципального управления в социальной сфере. Были решены такие задачи, как:
 рассмотреть социальную политику в современной России;
 определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
 определить основные направления муниципальной социальной политики.

Содержание

Введение 2
1 Муниципальная социальная политика 5

1.1 Социальная политика в современной России 5

1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики 7

1.3 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 9
2 Муниципальное управление отраслями социальной сферы 12

2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения 12

2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений 16

2.3 Анализ рынка труда в Краснодарском крае 20

2.4 Муниципальное управления в сфере образования 25
2.5 Муниципальное управление в сфере здравоохранения 29
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.69 Кб (Скачать документ)

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что  местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение  активности населения в решении  вопросов управления государственно-общественными  делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального  управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как  единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится  координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства  и детства; социальная защита, включая  социальное обеспечение;

Такая взаимосвязь государственных  и самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Государство – это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические  и территориально-государственные  формирования (субъекты Федерации), в  пределах которых существуют более  мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство  воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и  социальных групп, обусловленных проживанием  на определенной территории.

В настоящее время организация  самоуправления стала одной из важнейших  политических задач.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института  осуществления им государственных  полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.

Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное  взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя  интересов населения, каждого человека.

Задача местного самоуправления –  обеспечить социальный комфорт каждому  члену общества, воплотить в жизнь  основной лозунг социального государства  – о создании достойного уровня жизни человека.

2 Муниципальное управление отраслями социальной сферы

2.1 Муниципальное  управление в сфере социальной  поддержки отдельных групп населения

Социальная  защита представляет собой систему  законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права  и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям –  преимущества в пользовании общественными  фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

Социальная  поддержка – это временные  или постоянные меры адресной поддержки  отдельных категорий граждан  в кризисной ситуации.

Социальная  защита и социальная поддержка граждан  являются прерогативой государства. Федеральное  законодательство относит к компетенции  муниципальных районов и городских  округов в данной сфере только опеку и попечительство и к  компетенции поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и  попечительства над нуждающимися в  этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке  граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как  наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают  конкретные условия жизни отдельных  граждан и могут выполнять  функции социальной поддержки более  эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные  бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные  формы социальной поддержки отдельных  групп населения являются:

– денежные пособия;

– помощь в натуральной  форме (продукты, одежда);

– субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

– компенсации (возмещение некоторых расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения  представляет собой реализацию собственных  и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации  комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан  от попадания в зону крайнего социального  неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным  гражданам.

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:

  • низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;
  • нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания;
  • утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке:

  1. нетрудоспособные:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.);
  • дети;
  1. малоимущие;
  1. попавшие в экстремальные ситуации:
  • безработные;
  • пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения и т.д.);
  • беженцы и переселенцы.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические  программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.

Социальная  защита и социальная поддержка населения  эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение  какой-то социальной проблемы).

Для реализации муниципальной политики в сфере  социальной поддержки населения  в муниципальных образования  создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций  – органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит от финансовой возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.

Социальное  обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется  в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются  в порядке, установленном Правительством РФ.

Финансирование  муниципального сектора системы  социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Итак, как  отмечалось, состояние экономики  страны в настоящее позволяет  осуществлять тотальное социальное обеспечения населения, что характерно для социального государства. Увеличивается  разрыв между возможностями государства  выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношениях государства  и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи.

 

2.2 Муниципальное  управление регулированием занятости  населения и трудовых отношений

Занятость – это совокупность экономических  и социальных отношений, связанных  с обеспечением трудоспособных граждан  рабочими местами и их участие  в хозяйственной деятельности.

Проблема  занятости населения является одной  из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся  в стадии стагнации и упадка, безработица  – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как  наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это во- первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и во- вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительности жизни человека.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что  основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные  структуры федеральной службы занятости. Большая часть трудоспособного  населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной  формы собственности. Возможности  влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между  работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так  называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает  на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий  безработным являются прерогативой государства. Тем не менее органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

Роль  органов местного самоуправления в  решении вопросов занятости и  трудовых отношений может заключаться  в следующем:

  • разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
  • координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;
  • оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)
  • формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
  • формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;
  • создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);
  • организация муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
  • создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
  • создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональный учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;
  • организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально - квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

В зависимости  от финансовых возможностей муниципальных  образований спектр оказываемых  услуг по содействию занятости населению  может быть расширен или сужен. В  любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

  • содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
  • оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;
  • развитие новых форм взаимодействия с работодателем;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышение квалификации занятого населения муниципального образования).

Информация о работе Муниципальная социальная политика