Муниципальная социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является муниципальное управление в социальной сфере.
Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
В результате исследования произведен анализ сущности муниципального управления в социальной сфере. Были решены такие задачи, как:
 рассмотреть социальную политику в современной России;
 определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
 определить основные направления муниципальной социальной политики.

Содержание

Введение 2
1 Муниципальная социальная политика 5

1.1 Социальная политика в современной России 5

1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики 7

1.3 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 9
2 Муниципальное управление отраслями социальной сферы 12

2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения 12

2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений 16

2.3 Анализ рынка труда в Краснодарском крае 20

2.4 Муниципальное управления в сфере образования 25
2.5 Муниципальное управление в сфере здравоохранения 29
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.69 Кб (Скачать документ)

Хорошо  зарекомендовавший себя формой содействия занятости населению служат ярмарки вакансий. На ярмарках посетители имеют возможность решать, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает: ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы занятости.

Одним из действенных механизмов реального  содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости населения  муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Основные задачи клубов – оказание помощи гражданам, ищущим работу, в сокращении поиска подходящей вакансии, приобретении навыков  в этом деле, снижение психологической  нагрузки, ликвидации стрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний. Для содействия предпринимательской  инициативе безработных на средства муниципального образования совместно  Центром занятости может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования. На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите.

Таким образом, занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Сложность муниципального регулирования вопросов занятости  состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится  к сфере федерального и регионального  законодательства и реализуется  через территориальные структуры  федеральной службы занятости. Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населения служат ярмарки  вакансий.

2.3 Анализ рынка  труда в Краснодарском крае

При достаточно низком официально регистрируемом уровне безработицы найти работу, что называется «по душе и по деньгам» в провинции, особенно в ее сельской глубинке, проблематично. Но и в этом случае нет ничего невозможного, если быть настойчивым, целеустремленным, заряженным на работу. Тем более, что гражданин, ищущий ее, не одинок в своих поисках. Ему готовы прийти на помощь специалисты службы занятости.

Государственным учреждением Краснодарского края Центр  занятости населения Новороссийска  подведены итоги работы за 2006 год  и поставлены задачи на 2067 год. Уровень  регистрируемой безработицы за прошедший  год по Новороссийску колебался  в пределах 1,1-1,0 процента, тогда как  по Краснодарскому краю он составлял 0,6-0,7 процента. Основной причиной безработицы  является структурный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы. За прошедший год в Центр  занятости обратились за консультацией 5673 человека, т.е. каждый третий гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте. Многие воспользовались услугами Центра занятости неоднократно. И служба занятости бесплатно оказывала  им помощь в трудоустройстве, в получении  новой профессии.

При содействии службы занятости было трудоустроено  более 1010 человек. Рост обращений к  нам населения вызван в первую очередь поиском работы, а не получением пособия по безработице. Были признаны безработными в течение года 467 человек.

В течение 2006 года работодатели заявили в службу занятости 1866 вакансий. Это не так  много, если учесть, что в качестве ищущих работу в Центр занятости  обратились 1564 человека. Если проследить статистические данные за последние  годы, то наблюдается незначительный рост вакансий, заявленных работодателями. В картотеке Центра занятости  в настоящее время насчитывается 192 предприятия и организации  различных форм собственности, почти 75 процентов из них регулярно предоставляют информацию об имеющихся вакансиях. Но также имеются случаи, когда предприятия представляют информацию лишь о тех вакансиях, которые они длительное время не могут заполнить самостоятельно по причине либо низкой заработной платы, либо тяжелых условий труда.

На рынке  труда в Новороссийске более 80 процентов составляют вакансии рабочих  специальностей. Большей частью это  работники сельского хозяйства (животноводы, механизаторы, рабочие полеводства). Кроме того, требуются сторожа, грузчики, водители, электрогазосварщики, продавцы, санитарки, дворники. По уровню оплаты труда около 50 процентов заявленных вакансий составляют те, где заработная плата ниже прожиточного минимума, что снижает возможности службы занятости при трудоустройстве. При этом постоянно существует спрос на специалистов с высшим образованием: бухгалтеров, экономистов, программистов, психологов и т.д. Кроме того, в Центре занятости постоянно размещается на стендах информация о вакансиях из других регионов – вакансии по Южному федеральному округу, в том числе в курортную зону на сезонные работы, по Калининградской области, районам Крайнего Севера.

В службе занятости Новороссийска существует несколько программ активной политики занятости. Одной из самых доступных не только для безработных граждан, но и для любого жителя района, который ищет работу или хочет сменить ее на лучшую, являются ярмарки вакансий. Цель ярмарок – расширение для граждан возможности получения необходимой информации, что повышает для них вероятность трудоустройства. Для работодателей ярмарки представляют собой хорошую возможность подбора квалифицированного персонала или молодых специалистов. При этом обе стороны – те, кто ищет работу, и те, кто ее готов предоставить, – общаются напрямую, без посредников. За 2006 год Центром занятости было проведено восемь ярмарок, которые посетили 764 человека. Следующие направления активной политики занятости – это трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Всего было трудоустроено в течение 2006 года 411 человек. При помощи службы занятости организовали собственное дело пять человек. Пять выпускников учебных заведений в рамках программы «Первое рабочее место» были трудоустроены и получили первый опыт работы. Это важно, потому что многие работодатели отказывают соискателям из-за отсутствия опыта работы по специальности.

Те безработные, которые не смогли трудоустроиться  из-за потери профессиональных навыков, из числа длительно неработающих или из-за несоответствия спросу имеющегося образования, были направлены за счет федерального бюджета на профессиональное обучение. Таких безработных в 2006 году было 88 человек.

Многие  граждане чувствуют себя на рынке  труда неуверенно. Для них действует  программа «Клуб ищущих работу». В этой программе приняли участие 75 человек, при этом 13 человек после  завершения занятий были трудоустроены. Кроме того, существует программа  трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста). Всего было трудоустроено безработных данных категорий 13 человек.

Услуги  следующих видов службы занятости  предоставляются бесплатно:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора в сфере деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости населения.

Центр занятости  оказывает услуги и работодателям. Получателями государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица. Для  получения государственной услуги содействия в подборе необходимых  работников работодатели, впервые обратившиеся в государственное учреждение службы занятости (Центр занятости населения), представляют следующие документы:

  • заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников (бланки предоставляются в Центре занятости);
  • заявление-анкета заверяется подписью работодателя или его представителя, уполномоченного им на совершение соответствующих действий;
  • заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» (бланки предоставляются в Центре занятости);
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенную печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя) и содержащую запись «копия верна», дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, осуществившего ее заверение, или засвидетельствованную в нотариальном порядке, – работодатели–юридические лица и индивидуальные предприниматели;
  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий, –работодатели – физические лица, имеющие гражданство РФ;
  • документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, – работодатели – физические лица, имеющие иностранное гражданство;
  • документы, удостоверяющие личность, – работодатели – физические лица, не имеющие гражданства.

Для получения  государственной услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодатели представляют заполненный бланк  «Сведения о потребности в  работниках, наличии свободных рабочих  мест (вакантных должностей)».

 

 

2.4 Муниципальное управления в сфере образования

Образовательный уровень населения – одна из важнейших  характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность  и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного  времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование  являются в большинстве муниципальных  образований самой крупной статьей  расходов местных бюджетов.

Муниципальная политика в сфере  образования строится на основе государственной  политики, базирующейся на следующих  принципах:

  • гуманистический характер образования,
  • приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
  • свободного развития личности;
  • общедоступность образования,
  • адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается  переход к 12- летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без  вступительных экзаменов поступить  в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения  неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению  России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается  платное образование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

Реформа в сфере образования  ведет к разрушению прежней единообразной  системы учебных заведений, поэтому  содержание образования с его  разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

Базовыми нормативными актами, определяющими  задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении  федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального  образования», «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

Информация о работе Муниципальная социальная политика