Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:20, курсовая работа
Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
2. Изучить основные правовые акты местного самоуправления в России.
3. Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления в России 4
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9
САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 9
2.1 Конституционные основы местного самоуправления 9
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации 10
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования 12
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления 16
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Библиографический список 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления в России 4
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9
САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 9
2.1 Конституционные основы местного самоуправления 9
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации 10
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования 12
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления 16
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Библиографический
список 29
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация
- демократическое государство, в
котором действенность
Совсем недавно
российское местное самоуправление
переступило важный рубеж в своем
развитии, что заставляет переосмыслить
многие ключевые вопросы муниципальной
теории и практики и обозначить горизонты
дальнейшего совершенствования
этого важного социального
Во-первых, с момент образование местного самоуправления в современной России были созданы законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово-экономическая база (пусть пока явно недостаточная), накоплен огромный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.
Во-вторых, 1 января 2009г.
закончился переходный период реализации
Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации", в результате чего все
его положения вступили в силу
на территории каждого из субъектов
Российской Федерации. Федеральный
закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ разработан
с учетом необходимости решения
проблем правового
Следует учесть то, что современная правовая система местного самоуправления России не проста. Местное самоуправление, в правовом аспекте, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования.
Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические
основы местного
2. Изучить основные
правовые акты местного
3. Проанализировать
современное состояние
Таким образом, объектом исследования в данной работе является правовая основа местного самоуправления, а предметом исследования - общественные отношения, связанные с определением правовых основ местного самоуправления.
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления в России
В условиях радикальных
экономических реформ начала 1990-х
гг., приведших к резкому ухудшению
условий жизни населения, и при
отсутствии необходимой правовой, экономической
и финансовой базы демократически избранные
советы неизбежно вступали в конфронтацию
с органами исполнительной власти.
Все нагляднее становилась
Полное разделение государственной власти и местного самоуправления в РФ на конституционном уровне было оформлено при конституционной реформе 21 апреля 1992г. Согласно ст.85 государственная власть в РФ существует только на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ. Что же касается местных Советов народных депутатов - районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских, то они согласно ч.2 этой же ст.85 входят в систему местного самоуправления .
В соответствии с Указами Президента РФ от 9 октября 1993г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" и от 26 октября 1993г. "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" была прекращена деятельность районных и городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а их функции переданы соответствующим администрациям, так как они не сумели проявить себя. Также были приняты при реформировании местного самоуправления следующие указы от 23 октября 1993г. "Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления"; от 22 декабря 1993г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"; от 21 марта 1994г. "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления" и ряд других [15, c.24].
Правовые основы становления современного местного самоуправления в России были заложены Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993г. Она отнесла местное самоуправление к одной из основ конституционного строя России и установила принципиальные положения о местном самоуправлении.
После принятия Конституции
РФ в 1993-1995гг. наблюдается тенденция
принятия положений о местном
самоуправлении в краях, областях. Целые
разделы о местном
Только после принятия
в 1995г. Федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
началось возрождение местного самоуправления
в России. Были избраны новые органы
местного самоуправления. В конце 1995г.
Правительством РФ была принята Федеральная
программа государственной
В 2003г. был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2009г.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ), конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты. Это исчерпывающее перечисление правовых источников местного самоуправления содержится в ст.4 Федерального закона от 6 октября 2003г.2
На основании части
4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные
принципы и нормы международного
права являются составной частью
правовой системы Российской Федерации.
Эти нормы и принципы закрепляются
в международных пактах, конвенциях,
иных международно-правовых документах.
Они могут непосредственно
Формирование правовой
базы местного самоуправления основано
на разграничении полномочий между
уровнями власти и соподчиненности
правовых норм. Поскольку установление
общих принципов организации
местного самоуправления является, согласно
Конституции, предметом совместного
ведения РФ и ее субъектов, оно
предполагает издание федеральных
законов и принятие в соответствии
с ними законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ. Региональные
законы позволяют конкретизировать
положения федеральных законов
применительно к местным
Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.
Местное самоуправление
относится к числу важнейших
элементов государственного устройства
России, предусматриваемого Конституцией
Российской Федерации, принятой в 1993г.
Основной закон России содержит ряд
концептуальных положений, принципиально
отличающих настоящее государственное
устройство России от ранее существовавшего
в части вопросов осуществления
местного самоуправления. В первую
очередь к указанным положениям
относятся конституционные