Мунипалитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
2. Изучить основные правовые акты местного самоуправления в России.
3. Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления в России 4
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9
САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 9
2.1 Конституционные основы местного самоуправления 9
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации 10
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования 12
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления 16
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Библиографический список 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая рома.docx

— 58.69 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И  ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4

1.1 Формирование правовой  основы местного  самоуправления в  России 4

1.2 Понятие и состав  правовой базы  местного самоуправления 6

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9

САМОУПРАВЛЕНИЯ  РОССИИ 9

2.1 Конституционные  основы местного  самоуправления 9

2.2 Федеральное и  региональное законодательство  в сфере местного  самоуправления в  Российской Федерации 10

2.3 Система муниципальных  правовых актов  и устав муниципального  образования 12

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16

3.1 Современное состояние  правовой основы  местного самоуправления 16

3.2 Направления совершенствования  местного самоуправления 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Библиографический список 29 

 

     

ВВЕДЕНИЕ

     Российская Федерация - демократическое государство, в  котором действенность федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, в целом  государственной власти и управления не может быть обеспечена в полной мере без совершенствования правовой системы управления и самоуправления на местном уровне, так как российское общество слагается из сотен тысяч  местных сообществ, а местное  самоуправление в системе органов  управления есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

     Совсем недавно  российское местное самоуправление переступило важный рубеж в своем  развитии, что заставляет переосмыслить  многие ключевые вопросы муниципальной  теории и практики и обозначить горизонты  дальнейшего совершенствования  этого важного социального института

     Во-первых, с момент образование местного самоуправления в современной России были созданы  законодательные основы местного самоуправления, сформирована его финансово-экономическая  база (пусть пока явно недостаточная), накоплен огромный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.

     Во-вторых, 1 января 2009г. закончился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", в результате чего все  его положения вступили в силу на территории каждого из субъектов  Российской Федерации. Федеральный  закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ разработан с учетом необходимости решения  проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной  практике. Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению. Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.

     Следует учесть то, что  современная правовая система местного самоуправления России не проста. Местное  самоуправление, в правовом аспекте, как и вся российская политическая система, накапливает положительный  опыт функционирования в качестве полноправного  института и в то же время требует  дальнейшего развития и совершенствования.

     Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

     1. Рассмотреть теоретические  основы местного самоуправления.

     2. Изучить основные  правовые акты местного самоуправления  в России.

     3. Проанализировать  современное состояние правового  аспекта местного самоуправления  и определить основные направления  его совершенствования.

     Таким образом, объектом исследования в данной работе является правовая основа местного самоуправления, а предметом исследования - общественные отношения, связанные с определением правовых основ местного самоуправления.

 

     

     ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ  ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

     1.1 Формирование правовой  основы местного  самоуправления в  России

     В условиях радикальных  экономических реформ начала 1990-х  гг., приведших к резкому ухудшению  условий жизни населения, и при  отсутствии необходимой правовой, экономической  и финансовой базы демократически избранные  советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти. Все нагляднее становилась необходимость  реформирования сложившейся практики местного управления, выведения местных  органов власти из строгой иерархии государственных органов.1

     Полное разделение государственной власти и местного самоуправления в РФ на конституционном  уровне было оформлено при конституционной  реформе 21 апреля 1992г. Согласно ст.85 государственная  власть в РФ существует только на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ. Что же касается местных Советов народных депутатов - районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских, то они согласно ч.2 этой же ст.85 входят в систему местного самоуправления .

     В соответствии с  Указами Президента РФ от 9 октября 1993г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" и от 26 октября 1993г. "О реформе  местного самоуправления в Российской Федерации" была прекращена деятельность районных и городских, поселковых и  сельских Советов народных депутатов, а их функции переданы соответствующим  администрациям, так как они не сумели проявить себя. Также были приняты  при реформировании местного самоуправления следующие указы от 23 октября 1993г. "Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления"; от 22 декабря 1993г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"; от 21 марта 1994г. "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления" и ряд других [15, c.24].

     Правовые основы становления современного местного самоуправления в России были заложены Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993г. Она отнесла местное  самоуправление к одной из основ  конституционного строя России и  установила принципиальные положения  о местном самоуправлении.

     После принятия Конституции  РФ в 1993-1995гг. наблюдается тенденция  принятия положений о местном  самоуправлении в краях, областях. Целые  разделы о местном самоуправлении появились в Уставах краев, областей. В них были воспроизведены статьи Конституции РФ и положения Указов Президента Российской Федерации.

     Только после принятия в 1995г. Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началось возрождение местного самоуправления в России. Были избраны новые органы местного самоуправления. В конце 1995г. Правительством РФ была принята Федеральная  программа государственной поддержки  местного самоуправления. После выполнения ее основных мероприятий в 1999г. была принята вторая программа - Федеральная  целевая программа государственной  поддержки развития муниципальных  образований и создания условий  для реализации конституционных  полномочий местного самоуправления. В 1996г. был принят Федеральный закон "Об обеспечении конституционных  прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". В 1997г. принят Федеральный закон "О  финансовых основах местного самоуправления в РФ", в 1998г. - Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в РФ". В том же году Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления. В 1999г. Указом Президента РФ были утверждены "Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ". Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемый Президентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ.

     В 2003г. был принят новый Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2009г.

     1.2 Понятие и состав  правовой базы  местного самоуправления

     Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

     Правовая база местного самоуправления - это система законодательных  и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

     Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные  конституционные законы, Федеральные  законы об общих принципах организации  местного самоуправления, иные федеральные  законы, а также принимаемые в  соответствии с ними нормативные  правовые акты Российской Федерации (указы  и распоряжения Президента РФ, постановления  и распоряжения Правительства РФ), конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты. Это исчерпывающее перечисление правовых источников местного самоуправления содержится в ст.4 Федерального закона от 6 октября 2003г.2

     На основании части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы закрепляются в международных пактах, конвенциях, иных международно-правовых документах. Они могут непосредственно применяться  при рассмотрении и разрешении юридических  споров и служить основанием для  возникновения у граждан России, создаваемых ими объединений  и у органов власти юридических  прав и обязанностей. Следует особо  выделить такие документы, как Европейская  хартия местного самоуправления. Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в 1994г., решения Конгресса местных и  региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия.

     Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между  уровнями власти и соподчиненности  правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации  местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного  ведения РФ и ее субъектов, оно  предполагает издание федеральных  законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных  правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов  применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным  правовым актам и правовым актам  субъектов РФ.

     Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная  отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.

 

     

     ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

     2.1 Конституционные  основы местного  самоуправления 

     Местное самоуправление относится к числу важнейших  элементов государственного устройства России, предусматриваемого Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993г. Основной закон России содержит ряд  концептуальных положений, принципиально  отличающих настоящее государственное  устройство России от ранее существовавшего  в части вопросов осуществления  местного самоуправления. В первую очередь к указанным положениям относятся конституционные нормы, устанавливающие:

Информация о работе Мунипалитет