Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:20, курсовая работа
Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
2. Изучить основные правовые акты местного самоуправления в России.
3. Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления в России 4
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9
САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 9
2.1 Конституционные основы местного самоуправления 9
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации 10
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования 12
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления 16
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Библиографический список 29
Особого внимания заслуживает также статья 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов.
Согласно части 2 статьи 3 Конституции России "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления". Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что местное самоуправление является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в части 1 статьи 130 Конституции, согласно которой местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Квалифицирующим признаком вопросов местного значения, указанным в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования .
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.
Федеральный закон 2003г.
№131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" относит к полномочиям
федеральных органов
Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.3
В первой группе главным является Закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления.
К другим Федеральным законам этой группы относятся Законы "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ред. от 09.11.2009г.), "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009г.).
Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов - от воинской службы до здравоохранения. В период реформы местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований значительно активизировалась .
Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.
Федеральный
закон 2003г. относит к полномочиям
органов государственной власти
субъектов РФ правовое регулирование
вопросов, связанных с организацией
местного самоуправления в субъектах
РФ, правами и обязанностями
В
конституциях (уставах) субъектов РФ
содержатся разделы, посвященные местному
самоуправлению. Каждый субъект РФ
принимал закон об организации местного
самоуправления на своей территории,
а также пакет других законов
по вопросам местного самоуправления.
К их числу относятся, например, законы
о выборах в органы местного самоуправления,
местных референдумах, муниципальной
службе, административно-
По вопросам местного
значения населением муниципальных
образований непосредственно, органами
и должностными лицами местного самоуправления
принимаются муниципальные
Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.
Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичные из них:
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.
Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, проведении проверки и т.п.).
Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем, согласно Федеральному закону 2003г., отражаются следующие положения:
Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальное
образование разрабатывает
Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/3 установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в органах юстиции.
Таким
образом, характер и пределы правового
регулирования местного самоуправления,
определяемые федеральными актами, актами
субъектов РФ и местными актами,
тесно связаны с федеративным
устройством государства и
Местное самоуправление в г. Ульяновск осуществляется населением посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления г. Ульяновска.
Органы местного самоуправления г. Ульяновска осуществляют свою деятельность в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, другими законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области, настоящим Уставом, решениями, принятыми на местных референдумах и сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами города Ульяновска.
Систему муниципальных правовых актов г. Ульяновска образуют:
1) Устав муниципального образования г. Ульяновска;
2) правовые акты,
принимаемые на местном
3) решения Ульяновского городского Собрания депутатов ;
4) постановления и распоряжения Главы г. Ульяновска;
5) постановления
и распоряжения главы
6) постановления
и распоряжения председателя
Ульяновского городского
7) распоряжения и
приказы иных должностных лиц
органов местного
Устав муниципального образования г. Ульяновска принимается Ульяновским городским Собранием депутатов. Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме города Ульяновска, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов города Ульяновска, имеют прямое действие и применяются на всей территории города Ульяновска .
С 1 января 2006г. на территории некоторых субъектов РФ, в том числе и в Ульяновской области, вступил в силу новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (№131-ФЗ от 6 октября 2003г). Основной целью Федерального закона является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью вводится единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправления устанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции Федерального закона, а также более подробно регулируется деятельность органов местного самоуправления.